решение конфликта без насилия
план-конспект занятия (7 класс) по теме

 

Цели:

1) Научить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.
2) Научить адекватному поведению при разрешении конфликтов.
3) Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_bez_nasiliya.doc54 КБ
Office presentation icon chto_takoe_kotflikt.ppt1005.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РАЗРЕIIIЕНИЕ КОНФЛИКТОВ БЕЗ НАСИЛИЯ

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(старинная народная мудрость)

Если мира нет в тебе,

То мира вокруг тебя быть не может

Святое Писание


Цели: 

1) Научить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.
2) Научить адекватному поведению при разрешении конфликтов.
3) Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.
Оборудование: на доске тема занятия, старинная народная мудрость, рабочие листы для каждого учащегося лежат на партах, мультимедиа.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

       Воспитатель. У каждого из вас есть чистый лист, сегодняшнее занятие мы начнем с упражнения «Снежинки» выполняем его так (алгоритм упражнения):

        Молча возьмите листок; сложите его пополам; оторвите правый верхний угол; сложите еще раз пополам; еще раз оторвите правый верхний угол; сложите еще раз пополам; еще раз оторвите правый верхний угол; сложите еще раз пополам; еще раз оторвите правый верхний угол; разверните листок и покажите свое произведение всем.

        Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки. Хотя был дан четкий алгоритм действий. А если бы снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важную роль в жизни человека, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.

       Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы подумайте, как можно его закончить.

       Рома и Петя учились в 6 классе средней школы, дружили давно, с начальной школы, много времени проводили вместе. Любимым занятием ребят была игра в футбол на большой школьной перемене. Уже несколько раз к их игре пытался присоединиться новичок в классе — Антон. Ребята недолюбливали его за грубость, недоброжелательность, за то, что часто сквернословит. Антон был так настойчив в своем желании поиграть, что Рома в конце концов пригласил его. С самого начала игры Антон стал вести себя вызывающе, неожиданно выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но тут прозвенел звонок на следующий урок, и ребята поспешили в школу. Антон продолжал приставать к Пете даже во время урока, предлагал после урока «поговорить». Петя старался не обращать на Антона внимания, так как драться не хотел. «Что, трусишь? — усмехнулся Антон. — Ну что ж, не хочешь иметь дело со мной, будешь иметь с моими друзьями. Пусть только уроки закончатся».
После окончания уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у входа в школу. Рома видел, что Петя беспокоится. В этот момент мальчики услышали сигнал автомобиля. Это отец Ромы приехал за ними. Когда мальчики садились в автомобиль, они услышали, как Антон им крикнул: «Струсили! Ладно, увидимся завтра». На следующий день Петя и Рома встретились в раздевалке школы. Петя оглянулся, чтобы убедиться, что за ним никто не наблюдает, открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома оторопел и спросил: «Зачем тебе это «да вот, у отца взял, — ответил Петя. — Попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое». Прозвенел звонок на первый урок. Петя обратился с просьбой к Роме. «Положи этот пистолет к себе в портфель и сохрани его там для меня, потому, что я боюсь, что мой отец перероет все мои вещи». «Я
 не могу, — ответил Рома. — Что, если меня поймают?». «Пожалуйста», — попросил Петя. «Хорошо, — ответил Рома. — Но только до перерыва на большую перемену». Рита, с которой Рома дружил, обратила внимание, что он был очень расстроен, когда вошел в класс. «Что-нибудь случилось?» — вежливо спросила она. «Я не могу сказать тебе, занимайся своим делом», — резко ответил Рома. В тревоге Рома просидел первый урок, ему казалось, что все знают о пистолете у него в портфеле.

Как можно закончить рассказ?

Воспитанники. 1) Рома отдал пистолет Пете и сказал, чтобы он вернул его отцу. 2) Приехал отец Пети в школу и забрал пистолет, а дома наказал его за это. З) После урока Антон с друзьями опять стали требовать от Пети и Ромы выйти и поговорить. И тогда мог бы кто-нибудь пострадать. Отца Ромы могли бы привлечь к уголовной ответственности за ненадлежащее хранение оружия.
Воспитатель. Как вы думаете, зачем Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено?
Воспитанники. Хотел испугать Антона чтобы он отстал от него.
Воспитатель. Почему Антон хотел подраться с Петей?
Воспитанники. Он хотел показать, что ничуть не хуже Пети. Ему было обидно, что все его игнорируют.
Воспитатель. Между Петей и Антоном возник конфликт. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Разрешение конфликтов без насилия».

2. Основная часть.

2. 1. Беседа.

Воспитатель. Объясните, что значит «конфликт»?
Воспитанники. Конфликт — это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.
Воспитатель. Конфликт — это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей.
воспитатель записывает определение на доске.
Воспитатель. Какие чувства мы испытываем, когда сталкиваемся 
с конфликтами?
Дети.
Раздражение, гнев, обиду, угнетенное состояние, страх, злость.
Воспитатель. В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.
Дети приводят примеры из своей жизни.

Воспитатель. Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
Воспитанники. Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно поговорить, возможно, был прав он, а не я.
Воспитатель. Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?
Дети. Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем-то уступить ему.
воспитатель записывает на доске:
Сохранять спокойствие означает:
относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.
Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.
Говорить тихо, не оскорблять.
дать другому человеку шанс отступить. Сдерживать себя, например, лучше уйти, извинившись при этом.
Идти на компромисс (уступить в чем-то). По возможности использовать юмор.

2. 2. Самостоятельная работа воспитанников.
Воспитатель. А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы,

Рабочий лист

Что вас может рассердшпь, разозлить?
ДОМА:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В ШКОЛЕ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель. Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить дома и в школе.
Дети работают самостоятельно.
Воспитатель. Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома. Первым свою ситуацию расскажет …
…. Когда брат слушает музыку громко.
Воспитатель. Как ты поступаешь в данной ситуации?
Дети. Прошу его, чтобы убрал громкость. Если он этого не делает, начинаю кричать на него.
Воспитатель. Как можно поступить …. в данной ситуации?
Дети. Объяснить брату, что он мешает учить уроки или смотреть телевизор. Можно предложить ему слушать музыку в наушниках, тогда не нужно сокращать громкость и мешать, окружающим он уже не будет.
Воспитатель. Кого еще что раздражает?
Дети. Когда мама и сестра смотрят по телевизору бразильские и мексиканские сериалы. Я не могу их даже слышать
Воспитатель. Как можно поступить в этой ситуации,  не ссориться и не конфликтовать с мамой и сестрой?
Воспитанники. Раз они смотрят эти сериалы, значит, они им нравятся, и они не бросят их смотреть только потому, что это кого-то раздражает. Лучше во время сериала уходить из дома погулять во дворе, прогуляться с собакой, навестить друга.
Далее аналогично рассматриваются все ситуации.
Воспитатель. Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию. Но, если все-таки  самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?
Дети. К родителям, учителям, друзьям, братьям или сестрам.
Воспитатель. Самое главное, не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?
Дети. Научиться управлять своими эмоциями, не говорить сгоряча обидных слов.
Воспитатель. Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт?
Воспитанники. Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.
Воспитатель. Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.
Дети. Поговорить о проблеме с друзьями или близкими, послушать любимую музыку, погулять в парке, выгулять собаку.
воспитатель записывает на доске:
Сосчитать до 10 и обратно.
Дышать глубоко.
Обговорить проблему с друзьями, родителями.
Послушать любимую музыку.
Заняться спортом.
Заняться любимым делом, хобби.
Почитать книгу.
Погулять с
 собакой.
Воспитатель. Ребята, давайте разберемся, уйти от конфликта, то есть ничего не говоря, оставить человека, с которым вы разошлись во мнениях — это хорошее решение проблемы? Поясните.
Дети. Да, потому, что оба человека рассержены и раздражены. Они могут наговорить друг другу много неприятных слов и потом могут вообще не общаться, стать врагами.
Воспитатель. Действительно, это поможет избежать ссоры, а может быть и насилия, драки в данный момент, но проблема останется. Гнев и обида могут усилиться, и проблема всплывет наружу. Как же быть?
Воспитанники. Нужно либо сразу обоим успокоиться, сосчитать до 10 и поговорить, не повышая друг на друга голоса. Если в данной ситуации этого сделать не удается, лучше разойтись и через некоторое время, когда страсти улягутся, поговорить в спокойной обстановке.
Воспитатель. Вы правы. Согласитесь, иногда бывает так, поначалу кажется, что собеседник не прав, что твое мнение правильное, а его нет, но через некоторое время начинаешь понимать, и убеждаешься в том, что все же был прав соперник. У вас были такие случаи?
Дети. Да. / Нет.
Воспитатель. Опишите, когда такое было, и как вы поступили в этой ситуации.
Воспитанники. Мы с соседом по парте решали задачу. У нас получились разные ответы, Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился, назвал его «тупицей» и «двоечником» . Он тоже обозвал меня еще обиднее. Затем заново проверили свои решения задачи, и я нашел у себя ошибку. Мне было стыдно за свои слова перед одноклассником. Я извинился, но он обиделся и долго не разговаривал со мной.
Воспитатель. Очень хороший пример. Вынес ли ты урок из этой ситуации? Какой?
Дети. Нельзя нападать на человека, тем более оскорблять его, не убедившись в том, что прав  именно ты, а не он.
Воспитатель. Гораздо проще наговорить неприятных слов, обидеть человека, чем потом извиниться перед ним. Он может и простит вас, но все равно изменит к вам свое отношение, может быть даже обида останется где-то в глубине души на долгие годы.

Просмотр и обсуждение притчи от Норбекова «Все оставляет свой след»

2. 3. Ролевая игра.

Воспитатель. Предлагаю посмотреть одну старинную индийскую сказку «Мудрецы и слон», которую мы с ребятами инсценировали:

Давным – давно в маленьком городе жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?  «Я знаю, -сказал один мудрец, -мы ощупаем его»

«хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он - слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, - закричал пятый,- слон, как высокая стена!» он говорил так ощупывая бок слона. Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет на веревку!» - «Змею!» «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Как вы думаете как можно было помочь мудрецам, как они могли узнать как выглядит слон?
3.
 Итог занятия.
Воспитатель. Что же такое конфликт?
Дети. Конфликт - это столкновение интересов, мнений, которое возникает между людьми или группой людей.
Воспитатель. Что значит сохранять спокойствие в конфликтной ситуации?
Воспитанники. Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца, не позволять гневу выплеснуться наружу, говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор.

Заключительное слово:  Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет сохранить вам друзей и не обрести врагов.

Желаю вам удачи!

ГКООУ РО санаторная школа-интернат

г. Красного Сулина

Открытое занятие

Тема: «Разрешение конфликтов без насилия»

Воспитатель: Варавко Е.В.

2012год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГКООУ РО санаторная школа интернат г Красного Сулина 2012г. воспитатель: Варавко Е.В . что такое конфликт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуац...

"Решение конфликтов"

Урок с применением технологий развивающего обучения: самостоятельная формулировка темы занятия, игровая ситуация, определяющая роль посредника в конфликте...

Пути решения конфликта

Разработка классного часа Пути решения конфликта. Весь материал есть в приложении....

КЧ-беседа "Искусство решения конфликтов”

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от к...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Разрешение конфликтов без насилия.

На занятии речь идет о необходимости разрешать любые конфликтные ситуации мирным путем, не применяя никакие виды насилия: ни физические, ни психологические. Предлагаюся ситуации для решения конфликтов...

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»

Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...