ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
статья по теме

ГУСЕЙНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

 

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_formula_resheniya_konflikta.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Классный час – тест по теме: «Конфликт и выход из него».
  5. Памятка Решение конфликтов за 6 «шагов».
  6. «Школьный конфликт» - ситуация из собственной практики
  7. Игра с элементами драматизации (шуточная сказка).
  8. Пояснительная записка (мастер - класс).
  9. Мастер – класс «Взгляд на конфликт со стороны». («Красная Шапочка на новый лад» - ролевой диалог).
  10. Заключение.
  11. Литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Вот уже 31 год  как я работаю в школе учителем английского языка. И все 31 год  я классный руководитель.

В своей работе я, конечно, опираюсь на «Методические рекомендации осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов  Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». В данном документе подчеркивается, что успешность и эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько хорошо он знает «психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста. Я считаю, что именно отсюда исходит главная идея индивидуально личностного подхода к ребенку. Именно от понимания природы возраста, особенностей поведения и развития выстраиваются взаимоотношения с детьми. В своей работе я зачастую обращаюсь к деятельности педагогов-новаторов.

Идея Руссо: уметь ничего не делать с воспитанником - вот первое и наиболее трудное искусство воспитателя.

Идея Корчака: воспитания без участия самого ребенка нет.

Идея Монтессори: учитель должен передавать знания, он может наслаждаться соприкосновением с душой ребенка и откликаться на главную просьбу ребенка «Помоги мне это сделать».

Идея Сухомлинского: воспитание любовью и радостью; настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле («Сердце отдаю детям»)

Шалва Амонашвили в ответ на вопрос «Как нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка?» ответил: Нужно не это учитывать, а основываться на движении целостной природы в ребенке на его страсти к развитию, к взрослению и к свободе».

Идея  Соловейчика: воспитание без воспитания; воспитание общением; воспитание сотрудничеством и сотворчеством.

Идея Щетининина и  Тубельского: воспитание укладом жизни.

Идея Нилла: дайте ребенку быть самим собой,  не подталкивайте его все время; не учите его; не читайте ему нотаций, не пытайтесь его возвысить; не заставляйте его делать, что бы то ни было. Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают.

Идеи педагогов-новаторов очень помогают в работе. И твердо для себя усвоила,  что ребенок-человек особый, наиболее уязвимый, которого легко обидеть, унизить, который нуждается в защите и помощи. И я пытаюсь искать ответ на вопрос: что же происходит внутри растущего на глазах  человека, каким образом он реагирует на мои воздействия и влияния. Так  как в школе ребенок проводит большую часть своего времени, поэтому все конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями являются для него очень серьезными.

Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы и уметь налаживать отношения с людьми. Психологи придерживаются другой точки зрения: иногда помощь взрослых бывает совсем не лишней.

Воспитание самостоятельности - дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках. Однако школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они могут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя ее и не нанося ущерб своему здоровью?

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения.

Существует несколько основных групп школьных конфликтов:

  1. между детьми - как  внутривозрастные, так и межвозрастные;
  2. между детьми и учителями;
  3. между учителями и родителями;
  4. конфликты в самом педагогическом коллективе - межучительские;
  5. конфликты между педагогами и администрацией;
  6. конфликты внутри родительского сообщества, межродительские - это наименее заметные болезненные для учителей конфликты.

Какова же динамика развития конфликта?

Исследователи выделяют несколько этапов в развитии конфликта:

  1. начальная фаза- этап возникновения разногласий;
  2. фаза подъема, когда происходит нарастание напряженности и усиливается конфликтное взаимодействие;
  3. пик конфликта;
  4. спад конфликта.

Развитие конфликта происходит в следующей последовательности:

  1. повышение конфликтной активности  участников и вовлечение новых лиц;
  2. углубление первичного конфликта и увеличение количества проблемных ситуаций;
  3. изменения характера конфликта в сторону его ужесточения;
  4. нарастание эмоциональной напряженности;

Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

На развитие конфликта могут оказать негативное влияние эмоции, особенно если переживаемый психологический дискомфорт достаточно силен. В зависимости от воспринимаемого соотношения сил действия разрушительного характера могут быть направлены как вовне (нападки на окружающих, оскорбления, открытое насилие), так и на самого себя (различные формы  аутоагрессии).

Возрастные особенности школьных конфликтов.

На характер и динамику внутришкольных конфликтов очень влияет возрастной фактор.

Так, например, для младшей школы характерны конфликты между учителями и родителями, а также между успешными и неуспешными учащимися внутри класса. Гораздо реже они возникают между учителем и учеником. Основанием для таких конфликтов могут быть:

  1.  «дискриминация» по отношению к учащимся (деление учеников на способных и неспособных; беседы во внеурочное время только с отличниками и т.д.);
  2. оценка успеваемости;
  3. демонстративное потакание школьникам, чьи родители имеют ту или иную форму власти над учителем;
  4. жестокость в обращении с учащимися.

Варианты выхода из конфликта.

К сожалению, далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из них.

Завершающий этап в динамике конфликта - это его разрешение, т.е. совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Она предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, отстаиваемых позиций. Часто разрешение основывается на изменении отношения оппонентов к объему конфликта или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречий и напряженных отношений. Конфликт  переходит из явной формы в скрытую.

 Обычно это происходит в результате:

  1. потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);
  2. переориентации мотива, переключения на неотложные дела и т.п.;
  3. истощения ресурсов, сил и возможностей для борьбы.

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные  его  структурные элементы. Несмотря  на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.

Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

Для начала разрешения любого конфликта необходимо, прежде всего, прекратить конфликтное взаимодействие. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что же я предпринимаю, если мне стало известно, что у ребенка моего класса не складываются отношения с учителем?   Мое вмешательство здесь просто необходимо.

Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Поэтому в конфликтных ситуациях я стараюсь убеждать своих родителей в том, что задача пап и мам – помочь школьникам разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, убеждаю своих родителей в том, что их активное поведение уравнивает силы конфликтующих сторон.

Далее, мои действия - это выяснить из-за чего сыр- бор?

Можно выделить несколько наиболее распространенных причин конфликтов с учителями.

Авторитарные педагоги, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают творческих, раскрепощенных детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой ребенок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса. Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные конфликты обычно заканчиваются, как только переходят в среднюю школу.

В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.

Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками - все это вызывает у школьников реакцию протеста. Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель решается на открытый конфликт, значит, дело серьезное.

Такие конфликтные ситуации происходят очень часто в нашей практике. И я, как классный руководитель, должна выбрать правильную стратегию и тактику в этих ситуациях.

О том, как правильно поступить мне помогают рекомендации психолога Марии Баулиной.

Конфликт- это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. И я пользуюсь советами этого психолога.

  1. Оценка ситуации.

Не допускайте. Чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем;

  1. школьник пренебрегает учебой, или каким- то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
  2. ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда задаются вопросы о его уроках.

2. Беседа с ребенком.

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие- либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Надо быть готовым к тому, что две эти  версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель разговора с ребенком - дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого дети могут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

  1. когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;
  2. после того, как ребенок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах  конфликта. Например, необходимо предложить школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.
  3. в ходе беседы ребенку необходимо продемонстрировать свое сочувствие, не выражая при этом  агрессии в адрес учителя. Наша задача убедить- убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления, причинить  зло  противнику. Просто им трудно понять друг друга.
  4. в конце разговора можно разработать совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д. В то же время родители также должны быть активными участниками в данной ситуации. Необходимо постараться убедить ребенка в необходимости разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

3. Разговор с учителем.

Беседуя с педагогом, необходимо следить за тем, чтобы разговор  строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. При разговоре не надо стесняться уточнять и переспрашивать, почему учитель делает  именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывать необходимо не только особенности действий ребенка, но и отношения в классе, стиль  преподавания учителя. В данной ситуации не надо заискивать перед преподавателем, не преувеличивать вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бояться, что учитель «испортит жизнь» ребенку.

Нельзя забывать, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог - как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей.


КЛАССНЫЙ ЧАС – ТЕСТ

 «Конфликт и выход из него»

В работе со своим классом, провожу классные часы, тестирования по данной теме.

Я предлагаю тест, который поможет выявить  уровень конфликтности.

Знаем ли мы себя? Если вам наступили на ногу…

Конфликтная ли вы личность? Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

  1. В общественном  транспорте спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

А - не принимаю участия;

Б - кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

В - активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя»;

  1. Жалуетесь ли вы родителям на учителей?

А-нет;

Б - только если имею для этого веские основания;

В - критикую по любому поводу не только учителей, но и тех подхалимов, которые всегда им поддакивают.

  1. Часто ли вы спорите с друзьями?

А - только если люди не обидчивые;

Б - лишь по принципиальным вопросам;

В - споры - моя стихия.

  1. Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти без очереди?

А - возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б - делаю замечание;

В - прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

  1. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А - не буду поднимать бучу из-за пустяков;

Б - молча, возьму солонку;

В - не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

  1. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

А- с возмущением посмотрю на обидчика;

Б - сухо сделаю замечание;

В - выскажусь, не стесняясь в выражениях.

  1. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась

А - промолчу;

Б - ограничусь коротким тактичным комментарием;

В - устрою скандал.

  1. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

А - постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам  себе слово никогда больше не участвовать в ней;

Б - не скрою досаду, но отнесусь к происходящему с юмором, пообещав взять реванш;

В- проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое

А- 4 очка; Б – 2 очка, В - 0 очков.

От 22 до  32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем профессиональном успехе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижайтесь до оскорблений. Все это вызывает к вам  уважение.

Ниже 10 очков. Споры и конфликты - это  воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других. Но если слышите замечание в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь побороть  свой вздорный характер.

Соотнесите результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумайте, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми?

В конце тестирования я предлагаю ребятам решение конфликтов за шесть шагов. Раздаю им напечатанное решение на листах.

ПАМЯТКА

Решение конфликтов за 6 «шагов».

1-шаг: Чья это проблема и в чем конкретно дело?

Оба скажите, в чем проблема заключается: начинайте с «я», а не с «ты». Внимательно слушайте, когда собеседник излагает свою проблему. Уточняйте полученную информацию, пользуйтесь парафразом: «Ты имеешь в виду, что…» или «Правильно ли я тебя понял (а)…»

2-й шаг: Ищите как можно больше решений.

Напишите все возможные решения, даже кажущиеся нереальными, на листе бумаги. Может, позже именно они окажутся верными.

3-й шаг: Оцени различные решения.

Вычеркните возможности, которые неприемлемы для одной из сторон. Продолжайте думать о новых возможностях.

4-й шаг: Вместе решите, какое решение – самое лучшее.

Не старайтесь навязать другому одно из решений. Побеспокойтесь о том, чтобы можно было обсудить последствия решения, которое вы вместе выбираете.

5-й шаг: Все стороны следуют достигнутым договоренностям.

Следуйте договору и рассчитывайте, что и другой это будет делать. Если это не так, выразите свою проблему: «Я считаю…»

6-й шаг: Выясни, достаточно ли эффективно данное решение.

Договоритесь, что вы будете искать другое решение, если дела складываются не так, как вы хотели.

В конце  классного часа делаю вывод о том, что каждый человек может научиться управлять своим состоянием, надо лишь только немного потренироваться.

Предложить  ребятам вопросы:

1. Что вы узнали ценного?

2. Поможет ли это вам избегать конфликтов?

3. Жизнь без конфликтов - прекрасна!

Желаю вам жить без конфликтов!

«ШКОЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ» -

ситуация из собственной практики.

Ситуация первая:

В моей практике был такой случай, когда мальчика из моего класса, у которого было очень слабое здоровье (больное сердце) избил старшеклассник. Мама пришла в школу , (отца у Ахмата не было, он погиб в автомобильной катастрофе), нашла обидчика сына,  накричала на него, несколько раз ударила, при этом порвав рубашку. А потом после этого, очень скоро против мамы Ахмата хотели возбудить уголовное дело по статье хулиганство. Родители  Рустама, мальчика обидчика, были известные в городе. Они сразу же отправились в травмпункт, чтобы зафиксировать побои. Я лежала после операции в больнице и меня замещали. Она пришла ко мне и рассказала, что произошло. Отпросившись из больницы,  я пришла к родителям Рустама.  Сначала не хотели даже слушать меня. Но когда они поняли, что я не оправдываю поведение матери Ахмата, они стали прислушиваться  к тому, что я говорила. Я объяснила им, что если бы я была в школе, разговор был бы конструктивным. Я бы пригласила    через родительский комитет вас и вашего сына на родительское собрание, вместе с администрацией школы, где прилюдно каждый мог высказать вам свои претензии. Да, я не оправдываю Гульнару Исаевну, но вы должны понять, что трагедия, которая произошла в этой семье, вам неизвестна, иначе, вы,  бы  вряд ли написали заявление. Рассказала я им, что полгода назад в автомобильной катастрофе погиб отец Ахмата и мать с тремя детьми осталась одна. А у Ахмата был сильный нервный срыв и что у него больное сердце. И если бы разобраться пришлось по другому, то вина полностью  легла бы на вашего сына: во-первых, он старше на год; во-вторых, он занимается борьбой; в третьих, он мог бы помочь такому как Ахмат защищаться. Здесь же при родителях я попросила Рустама помочь мне и моему мальчику. Не знаю, что повлияло, но родители и Рустам пошли на встречу. На другой день мне пришлось придти из больницы в школу, чтобы довести это дело до конца. Я пригласила мальчиков к себе, и мы решили, что они будут ходить в секцию вместе. Буквально через день они пошли на тренировку. Рустам сам попросил тренера подобрать для Ахмата щадящие упражнения, объяснив, чем он болен. Помню, когда у Рустама был «Последний звонок», Ахмат так трогательно его поздравлял. А ведь мать моего мальчика могла дважды пострадать, если бы родители Рустама отреагировали неадекватно …

Думаю, я убедила свою родительницу, в том, чего родителям категорически делать нельзя, так это самостоятельно выяснять отношения с обидчиками их детей.

Ситуация вторая:

Три года назад  у меня был 10 "а" пожарно-технический кадетский класс. Одним из моих учеников был мальчик из Азербайджана. Звали его Рамиз. Уборка кабинета, была одна из традиций с пятого класса. Но оказалось, она обошла этого мальчика на целых четыре года, он,  избегал всячески уборку кабинета. Составив график дежурства по классу, я естественно как классный руководитель следила за его исполнением. Когда подошла очередь до Рамиза, он категорически стал отказываться.

Я прожила в Дагестане 20 лет и доминирование мужского начала над женским в культуре народов Кавказа мне известно. Поэтому его штрейкбрехерство  меня не удивило. Сначала я попыталась указать на то, что он по личностным качествам такой же как все его одноклассники. Зачем же ты выбрал кадетский класс, где одно слово «кадет» говорит обо всем. Но он неустанно хотел доказать мне, что его поведение типично для народов Кавказа. Так как по традиции уборка, стирка, готовить еду- дело женщин. Видя, что разговор заходит в тупик, я сказала, что приглашаю отца и хочу спросить, кто в армии за твоим отцом убирал и пришивал воротнички. При встрече с отцом я ожидала спора на эту тему, так как у них в семье одни девочки, а Рамиз один продолжатель рода. И еще раз говорит о том, почему он себя так вел. Но разговор решился очень быстро. Буквально через несколько минут мальчик принялся убирать. Меня тронула фраза видно не очень грамотного отца: «Не смей забывать об уважении к старшим. Я доверил тебя этим людям, и ты с уважением должен относиться к ним». С тех пор у нас не было проблемы с уборкой ни в кабинете, ни в столовой.

Я хочу сказать, что здесь как раз роль «третьего» в решении конфликтной ситуации. Считаю, что разрешение любого конфликта «между двумя» возможно в том случае, если в нем есть место «третьему».

Мне всегда вспоминаются слова Михаила Светлова: «Настоящий учитель - не тот, кто постоянно воспитывает, а тот, кто помогает стать тебе самим собой».

ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ

Еще я хочу предложить вашему вниманию игры с элементами драматизации по теме «Взгляд на конфликт со стороны». (Шуточные сценки, сказки с конфликтом).

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому не всегда люди видят проблемы одинаково. Я предлагала ребятам старинную индийскую сказку, в которой мы вместе пытались определить причину ошибки мудрецов. Задание перед ребятами стояло помочь слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. И переписать конец сказки.

Мудрецы и слон.

(Шуточная сказка)

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он - слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад.

«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый.

«Нет, нет,- закричал пятый,- слон такая высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы,- сказал, он,- слон похож на змею».

«Нет, на веревку!»- «Змею!»- «Стену!»- «Вы ошибаетесь!»- «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Ребята, вы смеялись, когда я  читала сказку? В чем же было дело? Вы правы? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мастер – класс. «Взгляд на конфликт со стороны».

Цель:

  1. Рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье).
  2. Показать причины возникновения конфликтов.
  3. Учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта.

Задачи:

  1. Проиграть шуточный диалог и совместно найти оптимальное решение проанализированного конфликта.

Применяемая методика:

  1. Тестирование;
  2. Анкетирование;
  3. Практикумы;
  4. Беседы;
  5. Игры с элементами драматизации;
  6. Различные упражнения: («Триады», Десять «Я», «Танец на кольцах»);
  7. Шуточные сценки;
  8. Сказки с конфликтом;
  9. Ролевые диалоги;

Ожидаемый результат:

Веселые сценки, ролевые диалоги помогают ребятам взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дает пищу для размышления и приводит к решению собственных проблем.


МАСТЕР – КЛАСС

«Взгляд на конфликт со стороны».

Красная Шапочка.

(Ролевой диалог)

Читаем с ребятами текст сказки «Красная Шапочка», написанный на новый лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Прошу учащихся занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать события.

-Кто виноват в конфликте?

- Кто явился инициатором конфликта?

- На каком этапе его можно было избежать?

Сказка:

Красная Шапочка: Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.

Мама: Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.

Красная Шапочка: В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?

Мама: Когда я хочу, чтобы что- то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!

Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь, По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.

Плохой Волк: Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?

Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле - серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то, как пну - мало не покажется!

Плохой Волк: Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой.

Красная Шапочка: Я застала бабушку в кровати. Подумав, что она выглядит больной или что-то вроде того, я сказала: «О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!»

Плохой Волк: Эта дерзкая девчонка наговорила мне кучу гадостей по поводу ушей, моих выпученных глаз, а главное, я не мог стерпеть оскорблений в адрес моих зубов! И грозно ей сказал: «Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!»

Красная Шапочка: Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я отказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.

Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!

Красная Шапочка: Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?

Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!

Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!

Плохой Волк: Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.

Красная Шапочка: Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?

Бабушка: Напугал, милая, да не до смерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.

Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива - здорова!

Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце диалога мы с ребятами сделали выводы:

  1. Налицо  явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.
  2. Маме можно было бы так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.
  3. Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда, делает это неуклюже и грубовато.
  4. А грубость распространяется дальше, и в конфликт вступают  Волк с Красной Шапочкой.
  5. Волк сильно обижается, Он решает подшутить над девочкой, а делает это опять грубо. Путает бабушку и получает в свой адрес «кучу гадостей», сказанных с Красной Шапочкой.

Давайте жить избегая конфликты.!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Научно методический журнал «Сибирский учитель» № 3 (56) март – апрель 2008 года.
  2. Воспитательная работа в школе № 6, 2006 года.
  3. Воспитание школьников № 10, 2006 год.
  4. Справочник заместителя директора школы № 4, 2008 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Формула решения школьных конфликтов"

Цель мастер-класса-  ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного ра...

Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"

Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов....

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Формула решения школьных конфликтов

Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая среда представляет собой совокупность всех видов целен...