КЧ-беседа "Искусство решения конфликтов”
классный час (8 класс) по теме

Скурко Марина Владимировна
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликта вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;  научить всех участников конфликта, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт; сформировать представление о различных вариантах человеческого общения.
Развивающие: формировать социально одобряемые формы поведения; воспитать уважительное отношение к окружающим людям; на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kch_iskusstvo_resheniya_konfliktov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа “Искусство решения конфликтов”

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

научить всех участников конфликта, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

сформировать представление о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

формировать социально одобряемые формы поведения;

воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Вступительная беседа:

Что такое конфликт?

Как вы думаете, почему возникают конфликты между  ученикам, учениками и учителями в школе?

Как обычно улаживаются эти конфликты, кто обычно устраняет причины этих конфликтов?

Расскажите, не называя имен, о том, какие конфликты у вас возникали и как вы их уладили? Какие другие способы улаживания конфликтов вы можете предложить?

Возможно ли бесконфликтное общение, в том числе в школе?

Во время возникновения  школьных конфликтов и в процессе его решения нужно помнить, что участники конфликта имеют разный социальный статус (учитель-ученик), что и будет определять разное их поведение в конфликте.

Разное понимание событий и их причин участниками конфликта ведет к тому, что учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться.  

Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие люди (ученики, учителя, родители, администрация).

Главное – научиться анализировать причины конфликта, научиться понимать друг друга.

Задание:  Решение конфликтных ситуаций

В процессе решения  каждой ситуации проводится  разбор  ее  вопросам:

- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

- Есть ли из нее выход?

-  При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

- Какова результативность  действий сторон?

- Какие действия приведут к конструктивному решению конфликта, а как только осложнят его или заведут в тупик?

Ситуация “Цирк”

Учитель сидит за столом и объясняет новую тему, покачиваясь на стуле. Неожиданно открывается дверь, в класс вбегает Петя и радостно сообщает, что школьный организатор дала ему билеты в цирк на выступление фокусника  Д. Копперфильда. В это время ломается ножка стула, и учитель падает на пол. Весь класс заливается смехом. В ярости учитель требует у Пети дневник и выгоняет его из класса за сорванный урок.

Сказать, что Петя сам фокусник. От его голоса ломаются ножки у стульев. Впредь ему придется говорить только спокойно.

Дать пять минут для нормализации обстановки и продолжить объяснение.

Ситуация “Стул”

Учитель входит в класс и видит, что его стул сильно выпачкан мелом. Других свободных стульев нет.

Попытаться выяснить, кто это сделал.

Можно сказать: “Я недавно слышала, как в одной школе провели эксперимент с учащимися. Весь урок школьники простояли. Не попоробовать ли и нам?” Попросить простоять их весь урок, чтобы они почувствовали неудобство от своего поступка.

Ситуация “Дежурство”

Классный руководитель в конце урока попросила Наташу и Артема остаться подежурить. Прозвенел звонок – кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошел к учительскому столу с вопросами. Артем, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушел домой. На следующий день учитель оставил дежурить Артема одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артема взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушел домой.

Разобраться наедине с Артемом в причине таких действий.

Предложить подежурить с учителем.

Рассказать о случившемся всему классу. Назначить дежурство по партам, а его парту всегда пропускать.

Оставить весь класс подежурить за него.

Ситуация “Сорванный урок”

Прозвенел звонок на урок. 8 – й класс у закрытого кабинета истории ожидал учителя. Когда тот подошел к двери и вставил ключ в замочную скважину, замок не открылся. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, он спросил: “И кто до этого додумался?” Ребята растерянно переглянулись. “Надеетесь таким образом сорвать урок?” – накинулся он на ребят с обвинением. Ученики попробовали возразить, но учитель, не слушая, продолжал их обвинять, высказывая угрозы. К кабинету подошел завхоз, который извинился и сказал, что это он специально закупорил бумагой замок, чтобы никто нечаянно не испачкался, так как в кабинете окрашены парты.

Ситуация “Опоздание”

Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня, в очередной раз (неизвестно какой по счету) она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.

Не обратить никакого внимания на опоздание (привыкли).

Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.

Устроить “торжественную” встречу “Ее Величества Наташи” с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

Ситуация “Знакомство”

Учительница Марина Михайловна идет на первый урок в незнакомый ей 9-й класс. Она спокойно входит, здоровается, просит всех сесть, начинает знакомиться с детьми. Один из учеников, задавая ей вопрос, называет учительницу Мокриной Михайловной. По интонации голоса она явно чувствует, что ученик делает это специально.

А вас как зовут?

Кондрат. А что?

Хочу с вами поближе познакомиться, Сократ.

Я не Сократ!

Но ведь и я не Мокрина Михайловна.

Ситуация “Портрет”

Урок  литературы в 9 – м классе ведет новый учитель (прежний заболел, и его надолго положили в больницу). Учитель проводит урок на тему “Создание литературного портрета героя”. Он предлагает описать внешность какого-либо знакомого человека. Все увлечены заданием, сосредоточенно работают. Один из учеников вдруг начинает читать свою работу вслух. Неожиданно в нарисованном портрете учитель узнает себя (так метко подмеченные детали его внешности, не являющиеся его предметом гордости, о которых следовало бы деликатно промолчать, его манера поведения). Ученик явно проверяет учителя “на прочность”. В классе недоумение, а потом оживленная реакция.

Спокойно дослушать описание своего портрета. Затем сказать: “Я вижу, что ты очень наблюдательный человек и очень способный. Мне очень понравилось, молодец. А теперь хотелось бы послушать, насколько интересно получилось это задание у остальных”.

Поступить аналогично первому варианту, но при этом сказать: “У тебя получилось очень хорошо, мне нравится твое оригинальное решение. Ты сумел описать человека, незнакомого тебе, с первого взгляда. Я с вами тоже не знакома и хотела бы познакомиться поближе. Для этого я предлагаю каждому из вас написать свой автопортрет”.

Ситуация “Урок стоя”

Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов учителя “Здравствуйте, садитесь” – все продолжали стоять.

Необходимо, чтобы ученики сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Нужно начать урок как обычно, не акцентируя внимания на том, что класс стоит.

Ситуация “Маленькая хитрость”

Урок литературы в 8 – м классе. Дома ребята должны были выучить довольно сложное стихотворение, но выполнили домашнее задание не все. Тогда ребята ухитрились сделать следующее: в кабинете, прямо за столом учителя, на высокой стойке, где стоял телевизор (он находится прямо на уровне глаз стоящего ученика), ребята прикололи текст стихотворения. Пока учитель сидел за столом, он не видел, что учащиеся дословно считывают текст. Он хвалил ребят за добросовестно подготовленное задание и многим поставил “пятерки”. Но когда он встал и начал прохаживаться по классу, то заметил эту хитрость.

Сделать вид, что не заметил хитрость, но на этом прекратить опрос и сказать:

Молодцы! Если честно, то я не ожидала, что вы так хорошо подготовитесь. Я только забыла вчера вас предупредить, что сегодня мы проводим конкурс среди 8-х классов на лучшее исполнение этого стихотворения. И я, признаться, уже отменить его, поскольку не предупредила вас заранее, но вы прекрасно подготовились к уроку. Я думаю, нам нужно изменить устоявшиеся традиции и послать на конкурс новых представителей (называются те ученики, кто читал стихотворение по шпаргалке).

Ситуация “Контрольная”

Звенит звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто.

- Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вы должны будете решить контрольную.  Я за ускоренные методы решения.

Ситуация “Нарушитель тишины”

Идет урок литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Петя нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже давно не слушают учителя, внимательно смотрят на него в ожидании учительской реакции, а некоторые следуют примеру Пети.

Ситуация “Субботник”

В 5 – м классе проходил субботник. Все были заняты делом: кто мыл парты, кто мыл доску, кто возился с цветами. В конце субботника четыре девочки поделили пол на участки и стали его мыть. Маше достался участок, где вдоль стены стояли шкафы для хранения книг и наглядных пособий. Девочка очень старалась, но при проверке работы учительница заметила, что Маша вымыла пол только там, где видно, а под шкафами лежит пыль по-прежнему.

Добродушно, с некоторой иронией спросить у девочки: “Маша, а ты, когда умываешься, разве только нос моешь? Наверное, нет. Ты,  конечно, стараешься вымыть все личико: моешь глазки, моешь лобик, щечки, ушки …”.

Ситуация “Апельсин”

На перемене учитель наблюдает, как Оля очищает от кожуры апельсин и начинает его есть. Рядом сидит ее лучшая подруга Юля. Оля ей апельсин не предлагает. Затем она подходит к учительнице и предлагает ей дольку.

Ситуация “Кошка”

Идет подготовка к годовой контрольной работе по алгебре. Темы очень серьезные. Вдруг слышится писк и по проходу бежит котенок. В классе взрыв хохота, кто-то кинулся ловить котенка, все рады сорванному уроку.

Выяснить, кто принес в класс животное, вызвать родителей этого ученика в школу, а его самого отправить домой.

Обрадоваться милому котенку, который “тоже хочет учиться”. Продолжить урок, определить котенка в живой уголок.

Задание: Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь:

Эта стратегия используется, если цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.  (избегание)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.  (соперничество)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.  (приспособление)

Вывод: 

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха.

При соперничестве и приспособлении одна из сторон оказывается в выигрыше, а другая проигрывает.

Только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет.

А значит,  мудрый человек  не доведет отношения до конфликта.

Вопрос:

Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

Нужно помнить о том, что существует “золотое правило общения”: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.

Приложение 1

Конфликтология как наука и искусство решения конфликтов

Конфликт  – (от лат. Conflictus – столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

либо противоположные позиции сторон по какому – то вопросу

либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах

либо несовпадение интересов, желаний

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, то конфликт из потенциального перерастет в актуальный.

Итак, основой конфликта является конфликтная ситуация, в которой присутствуют:

предмет конфликта – противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить

объект конфликта – проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать и управлять ею

субъект конфликта – конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт

оппоненты – участники конфликта

инцидент – ситуативная провокация конфликтной ситуации, возникшая в результате стечения обстоятельств, объективных обстоятельств, случайно, по инициативе оппонентов, “перешедшая по наследству”

Конфликтология, как зарождающаяся наука, опирается на синтез социально-психологических, юридических, педагогических знаний. Это наука о закономерностях развития и методах разрешения конфликта, а так же предотвращения его отрицательных последствий.

Конфликтология не только наука, но и искусство, которое включает мастерство ведения спора и диалога. Даже идеальное знание основ теории не позволит решить проблему без искусного мастерского применения на практике технологий предотвращения отрицательных последствий конфликтных ситуаций.

Конфликтами управляет конфликтолог – мастер конструктивного управления конфликтной ситуацией, владеющий мастерством посреднической работы в конфликте.

Приложение 2

Рекомендации  по выходу из конфликтной ситуации

почувствуйте, какие страхи соперники испытывают в отношении возможных решений конфликта;

уясните для себя, что вы хотите изменить;

не сосредотачивайтесь на личности соперника, активизируйте внимание на вариантах решения проблемы;

подойдите к личности соперника не как к противнику, а как к партнеру с его нуждами;

измените отрицательную точку зрения на положительную, заранее простите соперника, этим вы измените обратную реакцию соперника;

ведите разговор доброжелательным, твердым и спокойным тоном, стараясь начинать с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают и могут вызвать утвердительный ответ:

не делайте выводы за соперника, не утверждайте, а спрашивайте, не советуйте, а слушайте советы других;

во время ссоры выдержите психологическую паузу, которая поможет снять эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, самосознанию, совету  товарищей;

стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения и позицию соперника, не отвергая ее сразу и резко, а давая возможность высказаться до конца;

свою ошибку, неверный шаг признайте быстро и решительно, опережая возможную критику;

найдите истинные мотивы “Из – за чего же на самом деле идет борьба?”

избегайте критиковать личность партнера, критикуйте дело, деятельность, результат, но начинайте критику с себя и со своей точки зрения;

уступайте в мелочах, идите на компромиссы, чтобы расчистить дорогу своей главной позиции, решайте, что для вас важно, а в чем можно и уступить;

Действуйте! Не избегайте конфликтов, а старайтесь их решать или предотвращать отрицательные последствия.  Безвыходных ситуаций не бывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуац...

"Решение конфликтов"

Урок с применением технологий развивающего обучения: самостоятельная формулировка темы занятия, игровая ситуация, определяющая роль посредника в конфликте...

Пути решения конфликта

Разработка классного часа Пути решения конфликта. Весь материал есть в приложении....

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Презентация "Толерантность, решение конфликтов."

Исторические истоки толерантности, современное понятие "толерантность",способы решения конфликтов при помощи медиации, техника активного слушания, решение проблемных ситуаций....

решение конфликта без насилия

Цели:1) Научить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.2) Научить адекватному...

Классный час "Деловое общение. Законы решения конфликтов".

Определение конфликта, его причины. Группы конфликтных личностей. Стили поведения и тд....