"Решение конфликтов"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Урок с применением технологий развивающего обучения: самостоятельная формулировка темы занятия, игровая ситуация, определяющая роль посредника в конфликте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_konfliktov.doc106 КБ
Файл prezentaciya.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по обществознанию по теме                                                                         « Решение  конфликтов»

Цель  работы:

  1. Развитие  умений  анализировать конфликтные  ситуации  и  разрешать конфликты.

Задачи:

  1. Уяснить сущность  понятия «конфликт».
  2. Через  проигрывание  конфликтной ситуации  находить  приемлемое  поведение  в  конфликте.
  3. Познакомить учащихся  с  правилами  предупреждения  конфликтов и приемами успокоения спорящих.
  4. Показать полезность  в  разрешении  конфликта  роли  посредника.

Занятие начинается с конфликтной ситуации из-за яблока. Ребята должны сформулировать тему мастер-класса – «конфликт».

Ход  мастер – класса

Учитель: Каждый из нас сталкивается с конфликтными ситуациями. Мы часто слышим слово- конфликт. Предлагаю вам выразить своё отношение к проблеме и написать синквейн  ( стихотворение, состоящее из пяти строк) по понятию « конфликт»

Порядок  написания  синквейна:

Первая  строка – одно  ключевое  слово, определяющее  содержание  синквейна.

Вторая  строка – два  прилагательных, характеризующих  данное  понятие.

Третья  строка – три  глагола, показывающие  действие  понятия.

Четвертая  строка – короткое  предложение, в  котором  автор  высказывает  свое  отношение., через которое  человек  выражает свои  чувства, ассоциации, связанные  с  данным  поняти

Пятая строка – одно  слово, обычно  существительное ем.

Пример                                         Конфликт

Продолжительный            Неприятный  

Обижает     Нарушает     Мучит

«Старайся избегать его»

Столкновение

А теперь, попробуйте сформулировать понятие – конфликт.

«Конфликт – столкновение, противоречивая  ситуация, когда одна сторона противостоит другой»

 Учитель Конфликты с незапамятных времён притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства.

Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса»; библейское сказание о раздоре между Каином и  Авелем - сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.                                                                                                                                        

Конфуций ещё в VII веке до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того чтобы «тяжбы не велись». Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив».

Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире всё рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V-IV вв. до н.э.).  По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

К началу XX в. Интерес учёных к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты.

Среди наших российских современников, проводивших исследования можно отметить такие работы, как: «Внимание: конфликт!» Ф.М.Бородкина и Н.М.Коряк.

Заслуживают внимания работы В.Н. Кудрявцева, А.В. Дмитриева, А.Зайцева и другие.  

   Известно, что  время, потраченное  на  сам  конфликт, во  много  раз  меньше  времени  после  конфликтных  переживаний. По  этой  причине  конфликты  разумнее  предупредить, чем  устранять  последствия  запущенного  конфликта.

Правила  предупреждения  конфликтов

  1. Не  говорите  сразу  с  взвинченным, возбужденным  человеком.
  2. Прежде  чем  сказать  о  неприятности, постарайтесь  создать  доброжелательную атмосферу, отметьте  заслуги  человека, его  хорошие  дела.
  3. Постарайтесь  посмотреть на  проблему  глазами  другого  человека.
  4. Не скупитесь на  похвалу.
  5. Умейте  заставить  себя  молчать, когда  вас  задевают  в  мелкой  ссоре, будьте  выше  мелочных  разборок!

  1. 1. Шаги   посреднического   процесса
  2. 1. Приблизьтесь к спорящим.
    2. Успокойте их, если необходимо.
    3. Объясните свою компетентность.
    4. Получите согласие.
    5. Объясните процесс сотрудничества.
    6. Начните процесс посредничества:
  3. а) не делайте предположений;
    б) слушайте;
    в) повторяйте услышанное;
    г) проверяйте;
    д) получайте больше информации;
    е) предлагайте множество решений;
    ж) достигните соглашения.

 Пример  разрешения  конфликтной  ситуации

  1. Конфликтная  ситуация

Мальчики  класса  готовят  поздравление девочкам к  8 Марта, рисуют праздничную газету. У них прекрасное  настроение. Саша предложил нарисовать в  центре  газеты  яркий букет, а Сережа цифру 8.

(Разыгрывается сценка)

Саша.        Давай не будем рисовать в центре  газеты  цифру 8, она  здесь не смотрится.

Сережа.        Вечно  ты  что-нибудь  придумаешь. Все  тебе  не  так, хватит  вредничать, пусть  будет цифра 8.

Саша.        Какой  же ты  упрямый  как  осел! Давай рисовать букет.

Сережа.        Сколько  можно  командовать? И почему  я  должен тебя слушать.

Саша.        Да ты ничего  в  оформлении не  понимаешь. У  тебя  и  по рисованию то «4».

Сережа.        Ну,  тогда и рисуй  один!

(Мальчики обижены  и  не разговаривают  друг с  другом)

 1-ый этап : ребята действуют согласно памятки о разрешении конфликтов.

 2-ой этап: заполнение таблицы

Таблица  «Последствия  конфликта» может  выглядеть  следующим  образом.

Развитие  конфликта

Разрешен  или не  разрешен  конфликт

Чувства  участников  конфликта

Отказ  от  решения  проблемы

Конфликт не разрешен. Проблема  осталась.

Чувство неудовлетворенности, обиды  и  горечи.

Попытка  разрешить  конфликт  с  позиции  силы

I вариант: Конфликт  не  разрешен. Породил новый конфликт.           II вариант :Конфликт разрешен в пользу одного. Ущемлены права и  интересы  потерпевшей стороны.

Чувство  неудовлетворенности, злость, обида. Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства. Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд.    

Отказ  от  использования  силы, диалог, достижение  компромисса, заключение  соглашения

Мирное разрешение конфликта.

Чувство  удовлетворенности, радость, гордость за  принятое  решение.

Ребята должны прийти к выводу, что мирное соглашение обеспечивает человеку комфортное существование.

   В конце занятия, учитель раздаёт каждому ученику яблоко с пожеланием, чтобы ни что никогда не являлось причиной конфликтов, в том числе и яблоко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение конфликтов

Слайд 2

Порядок написания синквейна : Первая строка – одно ключевое слово , определяющее содержание синквейна . Вторая строка – два прилагательных , характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола , показывающие действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение. Пятая строка – одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Слайд 3

«Конфликт – столкновение, противоречивая ситуация, когда одна сторона противостоит другой»

Слайд 4

Платон Конфуций Гераклит Аристотель

Слайд 5

Правила предупреждения конфликт ов Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком. Прежде чем сказать о неприятности, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого человека. Не скупитесь на похвалу. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Слайд 6

Правила предупреждения конфликтов Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком. Прежде чем сказать о неприятности, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого человека. Не скупитесь на похвалу. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Слайд 8

Развитие конфликта Разрешен или не разрешен конфликт Чувства участников конфликта Отказ от решения проблемы Конфликт не разрешен. Проблема осталась. Чувство неудовлетворенности, обиды и горечи. Попытка разрешить конфликт с позиции силы I вариант: Конфликт не разрешен. Породил новый конфликт. II вариант :Конфликт разрешен в пользу одного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны. Чувство неудовлетворенности, злость, обида. Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства. Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд. Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения Мирное разрешение конфликта. Чувство удовлетворенности, радость, гордость за принятое решение. Последствия конфликта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуац...

Пути решения конфликта

Разработка классного часа Пути решения конфликта. Весь материал есть в приложении....

КЧ-беседа "Искусство решения конфликтов”

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от к...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Презентация "Толерантность, решение конфликтов."

Исторические истоки толерантности, современное понятие "толерантность",способы решения конфликтов при помощи медиации, техника активного слушания, решение проблемных ситуаций....

решение конфликта без насилия

Цели:1) Научить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.2) Научить адекватному...

Классный час "Деловое общение. Законы решения конфликтов".

Определение конфликта, его причины. Группы конфликтных личностей. Стили поведения и тд....


 

Комментарии

Рослова Тамара Анатольевна

Анна Борисовна! Очень интересный материал и очень нужный! Спасибо!