Диагностика уровня творческих способностей учащихся
опыты и эксперименты на тему

Полукарикова Алла Сергеевна

Цель проведенного педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащихся 5  класса. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • апробация и проверка эффективности введения творческих задач в обучение информатике;
  • оценка влияния обучения с использованием творческих задач на развитие творческих способностей, креативного и творческого мышления учащихся 5 класса;
  • оценка влияния активных методов обучения на повышение интереса у учащихся к предмету информатика и информационные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_tvorcheskih_sposobnostey.docx60.73 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика опытно-экспериментальной работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики при использовании активных методов обучения»

Цель проведенного педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащихся 5 «Д» класса. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • апробация и проверка эффективности введения творческих задач в обучение информатике;
  • оценка влияния обучения с использованием творческих задач на развитие творческих способностей, креативного и творческого мышления учащихся 5 «Д», 6 «Д» классов;
  • оценка влияния активных методов обучения на повышение интереса у учащихся к предмету информатика и информационные технологии.

Апробация методических средств развития творческих способностей и уровня знаний учащихся проходила в процессе экспериментального исследования. Диагностика проводилась в классах по временным периодам: начало учебного года – сентябрь 2014 года (1 этап) и окончание третьей четверти – март 2016 (2 этап) в виде статистических срезов. В начале обучения (сентябрь) проводился анализ уровня интеллекта учащихся. Во втором этапе (март), во время которого проводилась первичная оценка развития творческих способностей учащихся, также вторичный анализ уровня успеваемости учащихся.

Первый срез связан с необходимостью идентифицировать характер индивидуальных способностей учащихся, используя методику Торренса, т.е. необходимо было узнать, представляют ли собой творческие способности единую структурную единицу с общими интеллектуальными способностями или наоборот, творческие способности выступают самостоятельной единицей развития личности. Был проведен тест Э. Торренса (Приложение1).

Уровень интеллектуальных способностей учащихся определялся в онлайн - режиме при прохождении теста на сайте[1], все результаты были записаны и учтены.

На основании проведенных тестов были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Класс

Творческие способности, среднее значение

Показатель IQ, среднее значение

5 «Д»

6 «Д»

1.5

1,8

117

119

На основании этих данных можно судить, что творческие способности учащихся в основном находятся в переходном периоде (среднее значение 120-140 баллов).

Во время второго среза, когда в процессе обучения уже видна явная разница, было проведено повторное измерение IQ и уровень творческих способностей учащихся. Вторичное измерение уровня интеллекта (таблица 2) позволяют проследить тенденцию общего развития интеллектуальных способностей, а также еще раз проверить состояние творческих способностей.

Таблица 2

Класс

Творческие способности, среднее значение

Показатель IQ, среднее значение

5 «Д»

6 «Д»

1,7

2.1

118

121

Основываясь на данных второго среза можно сделать следующий вывод: обучение с использованием творческих задач делает процесс обучения не только интересным, но и помогает повысить уровень интеллекта, а также развить творческие способности.


Приложение 1

Тест Э. Торренса (тест креативности)

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

  • оригинальность;
  • уникальность.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Инструкция

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Тестируемым раздаются бланки с 6 недорисованными картинками. Им необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Содержание

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-2_1.gifC:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-2_2.gifC:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-2_3.gifC:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-2_4.gifC:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-2_5.gifC:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-2_6.gif

Интерпретация

В тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н.Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Application Data\DOCUME~1\СЕРГЕЙ\LOCALS~1\TEMP\GLOSSARY.CACHE\img\methods\1215-4_1.gif,

где Or — оригинальность данного типа рисунка; x — количество рисунков иного типа; Xmax — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1.00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.


[1]http://www.topglobus.ru/besplatno-iq-test-online - Бесплатный IQ тест онлайн;

http://www.iq160.ru/ , http://www.test-na-iq.ru/ - Коэффициент интеллекта (IQ);

http://iq-test.xopoiiio.ru/,  http://www.testi-iq.ru/ - Прохождение теста на IQ (тест Айзенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...

Диагностика уровня творческой активности

Диагностика уровня творческой активности обучающихся театра "Арлекино" ДДТ...

Диагностика уровня творческой активности по М.И. Рожкову

Установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, на...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....

Диагностика уровня творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства

Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображ...

Диагностика уровня физических способностей

Диагностика уровня физических способностей...