Диагностика уровня творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Чебодаева Ирина Петровна

Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

мастер-класса «Диагностика уровня творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Чебодаевой Ирины Петровны,

учителя изобразительного искусства

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева

Аскизского района Республики Хакасия

Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать.

Цель мастер-класса – демонстрация возможностей применения авторских диагностических методик для выявления и развития у обучающихся креативного мышления и воображения.

Цель диагностических методик – провести  диагностику уровня развития творческого  воображения обучающихся и активизировать процессы креативного мышления в  художественно-изобразительной  деятельности.

Необходимые  материалы: листы бумаги А4, карандаши простые, ластики.

Ход мастер-класса.

  1. Организация группы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Ирина Петровна, я работаю учителем изобразительного искусства в Аскизском лицее-интернате. Сегодня я расскажу вам, какие диагностики по выявлению и развитию креативного мышления и воображения можно использовать на уроках изобразительного искусства.

Начнем с понятия «креативное мышление». Я не буду зачитывать вам полностью расшифровку этого термина, вы его хорошо знаете, добавлю лишь, что в нашей жизни креативностью мы можем назвать простым словом «смекалка», это способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.

3.Практическая работа: 

Объяснение задания. Сейчас я раздам вам листы А4 с распечаткой заготовок-тестов, карандаши, ластики. Тест включает в себя 3 субтеста («Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся линии»), мы попробуем поработать с одним из них, который называется «Закончи рисунок», вам надо на них закончить рисунок из этих элементов-фигур, проявив свою фантазию.

А я в это время немного расскажу вам об ее авторе и этой методике (1 группа, 5 педагогов начинают рисовать, 10мин.).

Тест Э.П.Торренса – это метод, составленный для выявления скрытых творческих способностей, то есть для психодиагностики творческих способностей человека. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). 

Элис Пол Торренс – известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми.

Ребенку предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка, ему также требуется сопроводить рисунки письменным комментарием того, что он изобразил.

  1. Вторая группа также получает от меня листы А4, карандаши и ластики, а также дополнительный элемент – маленькие листочки с набором слов, из которых вам надо составить связное предложение, придумать и нарисовать по нему сюжет (5 педагогов начинают рисовать, 10мин.)

У детей, когда они начинают выполнять задания, могут возникать разные вопросы, например:

- как составить предложение из слов и его зарисовать;

- как составить предложение, чтобы в него входили все четыре слова;

- как разработать несколько эскизов;

- как нарисовать композицию на листе, как сделать работу в цвете.

Тогда им можно немного помочь советами по составлению предложения, по выбору эскиза. С остальной работой дети справляются сами.

В конце урока можно оформить выставку детских работ, при желании дети могут рассказать о своей  работе.

Бланки заданий для первого года обучения

Персонаж

Место

Действие

Состояние

Девочка

Улица

Лежать

Утро

Мальчик

Дом

Стоять

Вечер

Кошка

Лес

Идти

День

Собака

Сад

Сидеть

Дождь

Лиса

Пустыня

Плыть

Солнце

Рыба

Сугробы

Бежать

Темно

Птица

Река

Летать

Холодно

Бланки заданий для  второго  года обучения

Персонаж

Место

Действие

Состояние

Девочка

Улица

Лежать

Утро

Мальчик

Дом

Стоять

Ночь

Добрая фея

Замок

Играть на музыкальном  инструменте

Метель

Злая ведьма

Цирк

Рисовать

Дождь

Кошка

Лес

Идти

День

Собака

Сад

Сидеть

Гроза

Лиса

Пустыня

Плыть

Солнце

Рыба

Сугробы

Бежать

Ветер

Птица

Река

Летать

Темно

Лошадь

Комната

Рычать

Холодно

Бланки заданий для третьего года обучения

Персонажи

Место

Чувства

Состояния

ребёнок

дворец

радостный      

дождь

старик

лес

счастливый

снег

молодая  девушка

горы

печальный

солнце                    

бабушка                          

пустыня

дружелюбный                              

ветер  

солдат

комната

сердитый  

вечер

путешественник

сад

озабоченный

утро

моряк                                

цирк

испуганный  

полдень

индеец

поле

таинственный

ночь

призрак

дорога

спокойный

буря

лошадь

река

завистливый  

шторм

собака

море

героический

сумерки  

кот

сугробы

удивленный

туман

В тесте Торренса оцениваются беглость, оригинальность, гибкость, разработанность, абстрактность названия.

Беглость 

Беглость (продуктивность, количество завершённых заданий) – 1 балл за каждый рисунок.

 Оригинальность

За статистически наиболее частые ответы на задания – 0 или 1 балла, за редко встречающиеся и необычные варианты – 2 балла (наиболее значимый показатель, высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных). 

Гибкость – показатель оригинальности, поделенный на показатель беглости и умноженный на 100% (способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации). Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Разработанность – степень детализации рисунка, наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.

Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).
  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.
  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки.
  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.
  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.
  • подробный заголовок.

   Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

Абстрактность названия – 1 балл

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

0 – очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

1 балл – простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

 2 балла – образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);

3 балла – абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером?» и подобные).

Подсчёт баллов (по 3 субтестам) и их анализ

 Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:

  • 30 – плохо;
  • 0-34 – меньше нормы;
  • 35-39 – немного ниже нормы;
  • 40-60 – норма;
  • 61-65 – несколько лучше нормы;
  • 66-70 – выше нормы;
  • >70 – отлично.

Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1-2

9,0

7,5

10,3

22,4

3-4

8,9

7,6

9,7

31,7

5-6

9,0

6,8

9,2

30,4

7-8

9,1

7,4

9,6

11,8

9

9,7

8,1

10,7

40,4

           Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду. 

Интерпретация результатов второй диагностики

0 баллов – задание не выполнено

1- 5 баллов – выбор необычных вариантов словосочетаний, оригинальная находка решения композиции

1-5 баллов – придумано что-то необычное, но детально не проработано, объекты не

прорисованы

1-5 баллов – цветовое  решение  замысла, цвет  передает  чувства, соответствует

    словам

1-5 баллов – передача эмоционального состояния объекта  и природы

1-5 баллов – техника исполнения -  

Итоговый результат

22-25 баллов – говорит о высоком уровне развития воображения,владения изобразительными навыками;

15-21 баллов – средний уровень;

10-14 баллов – низкий уровень.

Подсчитав баллы по своим рисункам вы можете определить у себя ваш уровень творческих способностей, креативного мышления

Таким образом, в конце нашей встречи хочу сказать, что:

- во-первых, система творческих заданий, игр и упражнений, которые я использую на занятиях изобразительного искусства, увеличивают уровень развития творческого мышления и тем самым помогают решить поставленные на уроке задачи.

- во-вторых, эти формы обучения увлекают своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение и мне и моим ученикам, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, дают общие стабильные положительные результаты;

- в-третьих, надеюсь, что при дальнейшей работе, направленной на развитие творческого мышления, в работах детей с низким и высоким уровнем фантазии, а следовательно, креативного мышления, разница будет понемногу стираться, и что более существенно, улучшится их эмоциональная сфера, потому что работы детей становятся разнообразней, интересней, оригинальней, более творческими                           

- и в-четвертых, надеюсь, что ученики с более развитым креативным мышлением, по-прежнему будут занимать призовые места в конкурах на различных уровнях.

Таким образом, выявление уровня развития креативного мышления очень важно для детей при их обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требует эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое мышление, в том числе и на занятиях изобразительного искусства у учащихся всех возрастов.

с.Аскиз.

14.10.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Все мы знаем выражение «Человек создан для счастья как птица для полета», но как  мало мы делаем для того, чтобы дети обрели эти крылья! Я думаю, что отношение к искусству и отношение к жизни тес...

статья: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства».

В условиях обновления содержания школьного образования: использование школьными образовательными учреждениями различных программ образования; воспитание и развитие школьников необходимо уделять серьёз...

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и технологии »

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...