К вопросу о развитии речевого общения у детей с недоразвитием речи
статья по теме

Лемешкова Ольга Владимировна

В последние годы в рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация будущих первоклассников. Необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний является своевременная коррекция нарушений речи и формирование речевого общения. В статье предложен обзор методик, направленных на формирование речевых и коммуникативных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_o_razvitii_rechevogo_obshcheniya_u_detey.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о развитии речевого общения у детей

с недоразвитием речи

Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека - он может мыслить только при условии общения с внешним миром.

Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности ребёнка в целом. Посредством речевого общения ребёнок не только получает отдельные знания и умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов. Неоднократно учёные Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, М.Е.Хватцев обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребёнка, на их взаимозависимую роль в онтогенезе.

В современной школе обучение ведётся по интенсивным развивающим программам и технологиям, и поэтому к личности выпускника дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования. Так особые требования предъявляются к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку, как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребёнка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности передать имеющиеся знания вербально. Особую проблему в освоении коммуникативной  деятельности испытывают дети с недоразвитием речи и языковых средств.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР). Анализ литературных данных (О.Е.Грибова, И.С.Кривовяз, Л.Г.Соловьёва, О.Н.Усанова) показывает, что такие дошкольники  на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеют трудности  формирования коммуникативных навыков. Коммуникативные затруднения не обеспечивают процесс общения, а значит, и препятствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, овладению знаниями, что свидетельствует о неготовности будущих первоклассников к учебному общению. Следовательно, своевременная коррекция нарушений речи и развитие коммуникативной компетенции является необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний.

Проблема речевого общения решается сегодня представителями различных  областей знаний: педагогами, психологами, психолингвистами. В настоящее время большинство исследователей в области педагогики и психологии (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, А.Г.Рузская и др.)  подходят к изучению общения  как к особой коммуникативной деятельности.  Психолингвист, профессор И.А.Зимняя, считает, что речевая деятельность – это процесс активного целенаправленного, опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения взаимодействия людей между собой. А.А.Введенская говорит об общении, как о сложном процессе взаимодействия людей, который на две трети состоит из речевого. Основными единицами речевого общения считает речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. Проанализировав определения речевой деятельности и речевого общения, можно сделать вывод, что эти понятия идентичные.

Речевое общение (речевая деятельность) с точки зрения компетентностного подхода мы рассматриваем как интегрированный процесс речевой (фонетической, лексической, грамматической и диамонологической) и  коммуникативной компетенций. Компетенция - важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка. Коммуникативно-языковая компетенция предполагает развитие умения строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами.

 Попытаемся проанализировать теоретические и практические возможности современной логопедии в формировании речевого общения у старших дошкольников с ОНР. Наиболее благополучно обстоят дела с языковой компетенцией. Давно и успешно разработкой диагностических и коррекционных методик, направленных на формирование языковых средств занимаются Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Г.А.Фомичёва, Ф.А.Сохин и др. Основой методических рекомендаций данных авторов являются фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Л.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, М.И.Лисиной и др. Основы коррекционного обучения и развития речи детей  с ОНР достатосно широко представлены в работах Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Н.А.Чевелёвой, Т.Б.Филичевой, Н.С.Жуковой, Л.С.Волковой и других представителей логопедии.

В плане языкового развития дошкольников с ОНР эффективны методические разработки Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Основные направления данной работы  представлены авторами в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» [4]. 

Авторы предлагают формировать языковые средства дошкольников по следующим направлениям:

- усвоение фонетической системы родного языка;

- развитие мелодико-интонационной стороны речи;

- развитие лексико-грамматической стороны речи;

- формирование связной речи.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания [3].

Несколько иначе обстоят дела с методиками  формирования коммуникативных компетенций: на наш взгляд в научной литературе их недостаточно. В настоящее время изучением общения детей с ОНР занимаются О.Е.Грибова, Н.Ю. Кузьменкова, Л.Г.Соловьёва, Н.Г.Пахомова, Л.Б.Халилова и др. Авторы выделяют различное количество компонентов, входящих в состав коммуникативной компетенции. В целом, анализируя современные работы по проблеме речевого общения, мы можем выделить следующие речевые умения, входящие в состав коммуникативных компетенций:

  1. умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
  1. умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
  2. умение использовать речевые вариативные формулы (приветствия, прощания, благодарности);
  3. умение понимать и выражать своё настроение при помощи слов;
  4. умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);
  5. умение чётко, ясно, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;
  6. умение внимательно выслушивать собеседника;
  7. умение понимать эмоциональное состояние другого (сопереживать);
  8. умение вести себя в конфликтной ситуации [2] .

Методические рекомендации по  формированию речевого общения в целом и его коммуникативной стороны в частности излагает А.Г.Арушанова в работе «Речь и речевое общение дошкольников» [1]. Автор предлагает обучение диалогическому (речевому) общению осуществлять в форме сеансов (уроков) активизирующего общения. На таких занятиях решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В разработанных автором сценариях активизирующего общения конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации подобраны таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, непроизвольную ситуативную речь,  а так же инициировать самодеятельные речевые эксперименты и языковые игры.

Оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста представлена в программе «Азбука общения» Л.М.Шипициной, О.В.Защиринской, А.П.Вороновой, Т.А.Ниловой [5]. Особую ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстами и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических прогулок, а также комплекс методик для оценки эффективности работы педагога по развитию общения у детей.

Цели данных методических рекомендаций сводятся к следующему. Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного общения и поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Несмотря на то, что эта методика для детей с нормально развитой речью, её можно использовать совместно с  программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной [4].

Своевременное формирование речевого общения тормозится недостаточным уровнем развития речи и языковых средств, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы нашли методики, представляющие интерес для специалистов в области  логопедии и дошкольной педагогики, но среди них нет синтезированной, решающей вопросы формирования и языковой и коммуникативной компетенции одновременно. Это свидетельствует о необходимости разработки методических рекомендаций по  формированию речевого общения для старших дошкольников с ОНР, направленных на развития речи, расширение их коммуникативного и социального опыта, нравственных категорий и произвольности поведения, что обеспечит предупреждение и коррекцию многих социально обусловленных отклонений в поведении детей, повысит эффективность их школьной и социальной адаптации.

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Речь: Мозаика – Синтез, 1993. – 270 с.
  2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Аркти, 2003. – 95 с.
  3. Жукова М.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. -  340 с.
  4.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М, Просвещение, 1993.
  5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб.: Детство – пресс, 1998. - 380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...

Развитие логического мышления и общего недоразвития речи

Развитие логического мышления  и общего недоразвития речи ...

Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием комплексно-игрового метода обучения

Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Направлена в издательство "Логомаг" в Альманах "Мир специальной педагогики и психологии"....

Рабочая программа по курсу « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей,...