Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием комплексно-игрового метода обучения
статья по теме

Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Направлена в издательство "Логомаг" в Альманах "Мир специальной педагогики и психологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_logomag.doc161.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием  комплексно-игрового метода обучения

Прохорова Ольга Борисовна,

учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ,

ТО «Зеленоградское»

Усвоение правил общественного поведения, воспитание активности, самостоятельности, обучение средствам и видам вербального и невербального общения, необходимо для успешной реабилитации старших дошкольников с ОВЗ, их последующей интеграции в социальную среду. Для предупреждения нарушений в поведении и школьной дезадаптации   детей необходимо развивать их коммуникативную деятельность. Поэтому важно своевременно выявить имеющиеся трудности в общении, особенности эмоционально-личностных качеств дошкольников и определить методы коррекционно-развивающей работы с ними.  Практика показывает, что эти коррекционно-развивающие задачи в работе учителя-логопеда легче решать с использованием игровых приемов обучения. Это проявляется в стремлении специалистов к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания [Е.А.Стребелева]. Изучение применения комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством [Ф.А.Сохина]. Этой же проблемой занимались [Е.М.Струнина, О.С.Ушакова, А.И.Максимова, А.Г.Тумакова, А.И. Тамбовцева, А.И. Максаков]. В какой-то мере комплексный подход обозначен и [Г.А.Каше, 1985г]. Игровые приемы предлагалось использовать при воспитании звуковой культуры речи у детей [М.Г. Генинг, Н.А.Герман, 1980; А.И. Максаков, А.Г.Тумакова, 2006]. В пособии [Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков», 2008 г] представлены методические разработки логопедических занятий, в основе которых - комплексно- игровой метод обучения.

Я работаю учителем-логопедом в Городском психолого-педагогическом центре Департамента Образования города Москвы (территориальное отделение «Зеленоградское»).

Проблемой наших исследований является изучение особенностей речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ и обоснование возможностей целенаправленной коррекции речи с помощью использования комплексно- игрового метода обучения.

Как предмет исследований, рассматривается процесс разработки и апробирования комплексно-игрового метода в коррекционном обучении по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-7 лет.

Цель проводимой работы: Теоретическое обоснование, разработка и использование комплексно-игрового метода в логопедической работе со старшими дошкольниками с особыми возможностями здоровья.

Приоритетными задачами в работе мы выбрали формирование основных функций речи– фиксирующей, сопровождающей, познавательной, регулирующей, и коммуникативной.

Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя-логопеда. На индивидуальных занятиях велась работа по расширению объема понимания речи, по развитию моторики речевого аппарата,  реабилитации нарушенной слоговой структуры и звуконаполняемости слов, развитию фонематического слуха, нормализации грамматического строя речи  с учетом возможностей каждого ребенка.

Артикуляционные упражнения были связаны с определенной лексической темой, например «Птицы», «Звери» или с игрой. На этапе автоматизации звуков в слогах реализовали комплексный метод, так как одновременно велась работа над развитием просодики и мимики. Дети вместе с логопедом перевоплощались в героев сказок, зверят и т.д. В ходе такой работы у детей активизируются высшие психические функции, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура. На подгрупповых занятиях объединились дети со сходными речевыми нарушениями. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это - психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на развитие внимания. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки. Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями [Г.А.Каше1985]. Организационно-сюжетная основа комплексно-игровых занятий разнообразна. Это использование: сказочных сюжетов; акватерапии и пескотерапии; элементов фольклора; логоритмических упражнений; воображаемых путешествий, экскурсий; литературных героев; элементов сюжетно-дидактической игры.

Алгоритм структуры комплексно-тематических занятий логопеда с использованием игровых приемов был предложен [Е.А.Пожиленко, 1999].

1. Организационный этап.

Цель: Формирование эмоционального контакта с педагогом, введение в тему, коррекция психофизических функций.

Содержание: Релаксационные, мимические упражнения, психогимнастика. Упражнения: «Ласковые имена»; «Теплое солнышко»; «Настроение гномов из сказки».

2. Сообщение темы.

Цель: Направление внимания детей на изучаемый звук или повторение знакомых звуков.

Содержание: Создание игровой ситуации. «Разговор по телефону со сказочным героем»; «Встреча с игрушкой».

3. Характеристика звуков по артикуляции и акустическим признакам.

Цель: Уточнить артикуляцию, познакомить с акустическими признаками звуков.

Содержание: Упражнения: «Звуковая волна»; «Песенки звуков»; «Звукоподражания».

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Цель: Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия. Формирование просодических компонентов речи.

Содержание: Игровые упражнения «Поем песенку колокольчика»; «С Вини-Пухом дети повторяют дразнилки»; «С инопланетянами разговаривают на их языке».

5. Произношение звуков в словах.

Цель: Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Уточнение и расширение лексического запаса.

Содержание: Словесные игры. «Поймай слово»; «Раскрась радугу»; «Звуки на прогулке».

6. Ритмическая пауза.

Цель: Снять усталость и напряжение; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Содержание: Логоритмика. Имитация трудовых действий. Психогимнастика.

7. Работа над фразовой речью.

Цель: Установление лексико-грамматических отношений между членами предложений. Актуализация активного словаря. Учить понимать и отгадывать загадки.

Содержание: Коллективное сотрудничество с использованием демонстративных таблиц. Упражнения: «Путешествие в страну звуков»; «Небывальщина»; «Слово к  слову».

8. Произношение звука в связной речи.

Цель: Формирование у детей процессов словообразования. Стимулирование использования детьми знакомых и новых речевых конструкций.

Содержание: Закрепить интерес к сказкам, воспитывать воображение, умение продолжать сказку по ее началу. Учить придумывать рассказы по наглядной модели-схеме. Темы игровых заданий: «Зоопарк»; «Мишуткины именины»; «У нас в гостях три поросенка».

9.Обучение элементам грамоты.

Цель: Познакомить со звукобуквенным анализом слова. Учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Содержание: Игровые упражнения: «Чей поезд длиннее?»;  «Пропавший звук»; «Поймай слово». Стихи о буквах из книги

 [В.В. Волиной 1991], «Занимательное азбуковедение». Использование таблиц, в которых буквы находятся в геометрических фигурах из книги [Г.А. Ткаченко 1999] «В первый класс без дефектов речи».

10. Итог занятия.

Цель: Определить результативность занятия. Создание положительной эмоциональной оценки.

Содержание: Сюрпризные моменты. Это может быть угощение; вручение медалей; песенка в подарок. Оформление выставки работ. Создание мини-зоопарка. Театрализованные игры.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда делится на блоки.

Первый блок – занятия. В него входит система комплексно-тематических занятий.

Второй блок – совместная деятельность. В него входят: дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; чтение художественной литературы; упражнения на релаксацию; логические упражнения; составление схем – напоминаний; алгоритмов; загадок; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; неделя классической моды «Салон от Юдашкина»; развивающая игра «Джунгли зовут»; оформление мини-зоопарка; театрализованные игры; праздники.

Третий блок – самостоятельная деятельность детей. В него входят: 1. Рассматривание тематических альбомов. 2. Создание листка-рекламы - все  картинки, в названии которых есть звук «А». 3. Игры в Лого-уголке. «Что в мешочке?». «Нанизывание бус». Нарисуй букву на песке. 4. Изготовление коллажей, мозаик, цветных ковриков. 5. Словесно-печатные игры. «Финиш и старт». 6. Оформление фотовыставок «Животные - наши друзья». 7. Пальчиковые игры. «Вязание из шерсти пальчиками».

На наш взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи заключены в использовании в работе учителя-логопеда комплексно–игрового метода обучения. Это способствует: активизации и развитию высших психических функций; развитию сенсомоторной сферы; реабилитации нарушенной слоговой структуры и звуконаполняемости слов; коррекции фонематического слуха, развитию чувства ритма и рифмы; автоматизации исправленных звуков; компенсаторному развитию лексико-грамматических категорий; формированию навыков связной речи. Решение проблем развития личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, формирование их навыков общения со взрослыми и сверстниками на логопедических занятиях с использованием комплексно-игрового метода позволяет успешнее решать задачи коррекции общего развития детей. Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

Динамика речевого развития детей с ОНР III уровня речевого развития   в 2015-2016 учебном году ( в процентном соотношении).

Параметры оценки

Начало года

Конец года

Нарушено

%

Сохранно

%

Нарушено

%

Сохранно

%

Звукопроизношение

14

100

0

0

4

27

10

72

Связная речь

10

72

4

27

6

45

8

55

Грамматическая компетенция

10

72

4

27

4

45

8

55

Фонетико – фонологическая

компетенция

14

100

0

0

10

72

4

27

Психологическая база речи

4

27

10

72

0

0

14

100

Анализируя данные таблицы  видно, что динамика развития речи детей положительная.  Диагностика показала, что в течение учебного года у детей формировалась речедвигательная моторика, просодика, грамматика, фонетика. Уровень знаний, умений и навыков по всем направлениями развития, воспитания и обучения у некоторых детей требуют постоянной активизации. Внимание детей с низким уровнем развития остается неустойчивым, снижен объем запоминания, познавательный интерес требует индивидуального подхода. Наиболее освоенными разделами считаю развитие экспрессивной речи – дети овладели вербальными обобщениями, активизировалась связная речь, игровая деятельность, активно развивалась общая и мелкая моторика.

Библиографический список. 

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс,2004-147c.

2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.

3.Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.

4.Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва АНП РСФСР 1960 г.

5.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольного образования учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Москва 2003 г.

6.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Ж. Дошкольное воспитание, № 11, 2006 г.

7.Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.

8.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Ж. Вопросы психологии, № 3, 2004 г.

9.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении  дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос 2004 г.

10.Максаков А.И., Тумакова Г.П. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. Мозаика-Синтез 2006 г.

11.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва. 2008 г.

12.Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург. Калинина 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.

Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья. Обучение самостоятельности детей с особыми возм...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...

"Игра, как метод обучения готовности к восприятию учебного материала у дошкольников с особыми возможностями здоровья".

Семинар-практикум"Использование игровых технологий в деятельности специалистов ГППЦ" по проекту "Игры всерьез"14.11.2017...

Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями ...

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...