Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу (развитие речевого слуха и произносительной стороны речи) по теме: звук Ц на материале темы "Москва"
план-конспект занятия (7 класс)

Правова Людмила Алексеевна

Автоматизации звука Ц на материале темы "Москва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moskva.docx541.24 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект индивидуального коррекционного

                   занятия  по развитию речевого слуха

            и формированию произносительной стороны речи

            по теме: звук Ц на материале темы «Москва».

                                            Занятие проводится с Е.О., ученицей 7 класса,

                                            интеллект сохранен.

                                               Средняя потеря слуха: правое ухо  - 100 дБ,

                                                                                         левое ухо   -  95 дБ

                                               Занятие проводится с использованием

                                                индивидуального слухового аппарата  «Отикон».                                                        

  1. Формирование произносительной стороны речи.

Тема: звук «Ц»

Цель: автоматизация звука «Ц» в различных позициях на материале слов, словосочетаний, фраз;

 закрепить правило произнесения –тся т – ться как –цца в глаголах.

Тема: словесное и логическое ударение.

Цель: тренировать в умении воспринимать на слух словесное и логическое ударение, правильно воспроизводить его в речи.

  1. Развитие речевого слуха.

Тема: «Москва».

Цель: тренировать в умении воспринимать слухозрительно и на слух речевой материал по теме; расширить и активизировать словарь по темам «Здоровье», «Москва».

Оборудование: таблицы со словами, словосочетаниями и текстами, рассыпной текст, картинки, ноутбук, географическая карта, учебник «Произношение» для 7 класса.

Ход занятия:

  1. Психологическая настройка учащегося.

Я рада тебя видеть.

У нас сегодня гости, не волнуйся.

  1. Организационный момент.

    Учитель предлагает прослушать фразы на слух (каждая фраза произносится два раза), если ученик не воспринял фразу на слух, то учитель произносит фразу слухозрительно.

-[Добрый день, Оля.]                          - Добрый день, Людмила Алексеевна.

- [Аппарат работает хорошо?]            - Да, аппарат работает хорошо.

-[Какое сегодня число?]                      -Десятое декабря.

-[А какой день недели?]                      - Понедельник.

-[Как твое здоровье?]                          - Спасибо, я здоров.

-[Будем заниматься. Хорошо              - Я буду стараться.

говори звуки.]

  1. Целепологание.

-[Будем слушать, читать текст,

отвечать на вопросы, работать с картой].

                                               - Будем слушать, читать текст,

                                                 отвечать на вопросы, работать с картой.

Формирование произносительной стороны речи.

  1. Актуализация знаний. 

- Тема занятия: звук Ц                  - Тема занятия: звук Ц

-Открой книгу на странице

семьдесят один и прочитай правило.

(На столе учебник «Произношение»

для 7 класса.)                                  - Ученик открывает книгу и читает правило.

-Как произносится –тся и –ться

в глаголах?                                      - тся и –ться в глаголах произносится

                                                           как –цца

  1. Создание проблемной ситуации.

- Оля, обозначь ударение в словах.

(На экране ноутбука таблица со словами:         (Ученик обозначает ударение)

заниматься, одеваться,

раздеваться, нравиться,

обтирается, обливается,

кутаться. Учитель читает слова

за экраном.)

- Прочитай слова правильно,

хорошо говори звук Ц                                      (Ученик читает слова. )

    Учитель контролирует произношение звука Ц, наличие словесного ударения и слитность.

- А теперь послушай и повтори слова.

Учитель предлагает слова на слух вразбивку.

                                                                  ( Ученик слушает и повторяет слова.)

- Оля, составь словосочетания.

(На экране ноутбука таблица:                    Ученик составляет словосочетания:

одеваться как? …                                         - одеваться легко

обливаться чем?                                           - обливаться водой    

обтираться чем?                                           - обтираться полотенцем

(вода, легко, полотенце)

- Послушай и повтори.

Учитель предлагает ученику словосочетания на слух и вразбивку.

                                                                         (Ученик слушает и повторяет

                                                                          словосочетания.)

- Оля, ответь на вопросы.

Какой вид спорта тебе нравится?             - Мне нравится  …

-Посмотри на картинку.

Что делает мальчик?                                  - Мальчик обливается водой.

- Послушай и повтори.

[Одеваться нужно легко.]                          - Одеваться нужно легко.

[Полезно заниматься спортом.]                 - Полезно заниматься спортом.

    Учитель следит за слитностью во фразах и за наличием логического ударения, контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.

  1. Физкультминутка

Закрой глаза и считай до пяти.

Поморгай. Молодец.

Посмотри на право,

посмотри налево.

Развитие речевого слуха

  1. Актуализация знаний

- Как называется наша Родина?                 - Наша Родина называется Россия.

- Возьми карту, покажи границы

  России.                                                        (Ученик показывает границы

                                                                         России)

                                                                        - Вот границы России.

- Как называется столица нашей

  Родины?                                                   - Столица нашей Родины называется

                                                                        Москва.

- Покажи на карте Москву.                     (Ученик показывает на карте Москву.)

                                                                    - Вот Москва.

  1. Создание проблемной ситуации.

- Оля, внимательно послушай

рассказ и подбери нужную табличку.

(На столе 3 таблицы с разными текстами.)    (Ученик слушает и выбирает

                                                                          нужную таблицу с текстом. )      

 Учитель читает текст:

Москва – столица нашей Родины. Москва – сердце нашей страны! Почему мы так говорим? В Москве находится наше правительство и президент. В Москве принимаются законы, по которым живет страна. Москва – научный, промышленный, культурный центр страны. Москва начинала строиться в 1147 году. Нашему городу 865 лет. Вот какой он древний! В Москве много старинных зданий и красивых соборов. Здесь строится много новых районов, где живут, учатся и работают миллионы москвичей.

 - Вы прочитали этот рассказ.

- А сейчас будем читать рассказ   по предложениям.

    Учитель читает рассказ по предложениям, выкладывая перед учеником фразы рассыпного текста. Во время чтения учитель контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.

   

    Ответы на вопросы и выполнение

заданий.

- Оля, прочитай четвертое предложение.      – В Москве находится

                                                                             правительство и президент.

- А кто президент в нашей стране?                - Путин.

- Послушай и повтори: Нашему

городу 865 лет.                                                - Нашему городу 865 лет.

- Оля, посмотри и выбери открытки

о Москве.

                                                                        (Ученик выбирает открытки

                                                                           о Москве.)  

- Что изображено на этой открытке?

Отвечай кратко.                                           – Исторический музей

- А что изображено здесь?

                                 - Это Кремль  

- Что это за памятник и где он

   находится?

                                                                             - Это памятник Пушкину.

                                                                                 Он находится на Пушкинской

                                                                                 площади.

- Оля, тебе знаком этот памятник?

Где ты его видела?

                                   - Это памятник Минину и  

                                                                            и Пожарскому.  Я видела его

                                                                            на Красной площади.                                      

- Оля, нравится ли тебе столица?                    - Да, мне нравится столица.

    Ученик отвечает на вопросы. Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи. Если ученик затрудняется с ответом, учитель предлагает ему в помощь прочитать ответ на экране ноутбука. Ученик читает и повторяет.

  1. Итог занятия. Рефлексия.    

- Что ты делала на занятии?                       - Я слушала и говорила, отвечала

                                                                       на вопросы.

- Оля, ты сегодня занималась хорошо,

звук Ц говорила правильно. Дома выучи

правило.

[До свидания.]                                           - До свидания, Людмила  Алексеевна  

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей,...

Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: "Наша Родина.Тульский Кремль"

  Цель урока: развитие слухового восприятия учащихся в рамках военно-патриотического воспитания по теме: "Наша Родина. Тульский Кремль"Задачи:1.Коррекционно - развивающие:контрол...

Речевая конференция "Здравствуй, лето!". Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Вариант 2.2

Речевая конференция. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Вариант 2.2...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"  для детей с нарушениями слуха. 1 класс...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 3 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха 3 класс...