Рабочая программа по учебному курсу «Геометрия» 10-12 классы
рабочая программа по геометрии на тему

Колина Любовь Петровна

Настоящая  рабочая  программа  разработана в соответствии с Примерной программой среднего(полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы линии  Атанасян Л.С. (геометрия).

Программа предназначена для вечерних школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_rab_pr.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения

 Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

        

        

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №11

_______________________

Сапова М.Ф.

Приказ  от «_____»________ 2014г.     №_______

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________/_____________

«_____»_____________2014г.

Рассмотрено:

На заседании ШМО

Протокол №______ от

«_____»______________2014г.

Руководитель ШМО

____________/_____________

Рабочая программа

                  по учебному курсу  «Геометрия»

10-12 классы

Составила:      

        Колина Любовь Петровна, учитель математики,

первая квалификационная категория

на 2014 – 2017 уч. год.

Новый Ургал

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе  по геометрии.

  Настоящие рабочие программы разработаны в соответствии с Примерной программой среднего(полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы линии  Атанасян Л.С. (геометрия).

  1.  

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

  Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих  умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математики:

- формирование представлений  о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

-воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для  научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

   На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования  предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение математических знаний и умений;

- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.

Новизна данной учебной программы  и отличие программы от Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) состоит в следующем: учебный материал распределен на три года обучения, изменено количество часов  на реализацию отдельных  разделов курса

Нормативные правовые документы, которым соответствует  разработанная рабочая программа.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089);
  • Закон Российской Федерации  «Об образовании»  от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год";
  • Примерная  программа основного общего образования по геомтрии;
  • Авторская программа (Л.С. Атанасян, В.Б. Бутузов и др. Программа по геометрии. Москва, «Просвещение», 2009г.);
  • Положение  МБОУ СОШ №11  «О рабочей программе»
  • Учебный  план МБОУ СОШ №11.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задачи;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Основные типы учебных занятий:

  • урок – консультация с изучением нового материала и закреплением знаний и способов действий.

Основным типом урока - консультации является комбинированный.

Виды занятий:

  • урок – консультация;
  • практическое занятие;
  • устная и письменная контрольная работа;
  • урок – зачет;
  • итоговое собеседование.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.

Формы занятий:

  1. групповая  консультация
  2. индивидуальная консультация
  3. зачет

 Типы индивидуальных консультаций   *

  1. Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся
  2. Подготовка к изучению нового материала
  3. Решение задач практического содержания и задач повышенной трудности
  4. Подготовка к контрольной работе

Формы и методы проведения зачета:

  1. Устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям
  2. Тест
  3. Групповое собеседование
  4. Письменный зачет
  5. Устно-письменный зачет
  6. Письменные ответы на вопросы

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно Базисному учебному плану для вечерней школы и Приказу № 327 от 08.09.1998 г. Министерства общего и профессионального образования РФ Администрации Хабаровского края на изучение курса геометрии в старшей школе в классах с очной формой обучения отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю), в классах с заочной формой обучения отводится 34 учебных часа (1 час в неделю),

Во всех классах по каждой теме в начале года запланировано повторение. Это связано с тем, что каждый год в школу поступают учащиеся с большим перерывом в обучении и пробелами в знаниях.

 В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами.

10   КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

1.   Повторение планиметрии.

Треугольники, их виды. Сумма углов треугольников.

Признаки равенства треугольников

Окружность.

Параллельные прямые

Четырехугольники.

Площади фигур.

Теорема Пифагора

Теоремы синусов и косинусов.

Углы и отрезки, связанные с окружностью.

Решение треугольников

Теоремы Менелая и Чевы.

Эллипс, гипербола и парабола.

        

Введение в стереометрию

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель — познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность — непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже е самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.

2.   Параллельность прямых и плоскостей Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель — сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения цвух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.

В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.

3.   Перпендикулярность прямых и плоскостей Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель — ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

  1. Повторение. Решение задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

10 класс

Наименование раздела, темы.

Количество часов

по примерной программе

Всего/ Из них контрольных работ

по авторской программе

Всего/

Из них контрольных работ

по рабочей программе

Всего/  Из них контрольных работ

1

Повторение планиметрии

12

12

24/1

2

Введение в стереометрию

3

3

3

3

Параллельность прямых и плоскостей

16/1

16/1

16/1

4

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17/1

17/1

17/1

5

Повторение. Решение задач

6

6

8

Итого  

68/3

11   КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

1.     Многогранники.

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель — познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

С двумя видами многогранников — тетраэдром и параллелепипедом — учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.

2.   Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

3.   Метод координат в пространстве. Движения. Координаты  точки  и  координаты  вектора.  Скалярное

произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование поддбия.(только для профильных классов)

Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан так лее вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.

4.   Цилиндр, конус, шар.

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности, описанные и вписанные призмы и пирамиды.

5. Повторение. Решение задач.        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11класс

Наименование раздела, темы.

Количество часов

по примерной программе

Всего/ Из них контрольных работ

по авторской программе

Всего / Из них контрольных работ

по рабочей программе

Всего/Из них контрольных работ

1

Повторение.

6

2

Многогранники.

14/1

14/1

18/1

3

Векторы в пространстве

6

6

7

4

Метод координат в пространстве. Движения.

15/1

15/1

15/1

5

Цилиндр, конус, шар.

16/1

16/1

16/1

6

Повторение. Решение задач.

6

6

6

Итого  

68/3

                     12 класс.

        СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

1. Объемы многогранников

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы. Объемы наклонной призмы и пирамиды.

Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы.

 2. Объемы цилиндра, конуса, шара.

 Объем цилиндра. Объем конуса. Объем шара и площадь сферы.

Основная цель — вывести формулы для вычисления объемов  круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.

3.  Заключительное  повторение при подготовке к итоговой аттестации.

                                

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

12 класс

Наименование раздела, темы.

Количество часов

по примерной программе

Всего/ Из них контрольных работ

по авторской программе

Всего / Из них контрольных работ

по рабочей программе

Всего/Из них контрольных работ

1

Повторение.

8

2

Объемы многогранников

9/1

9/1

16/1

3

Объемы цилиндра, конуса, шара.

8/1

8/1

16/1

6

Заключительное  повторение при подготовке к итоговой аттестации.

14

14

28

Итого  

68/2

Рабочая программа  ориентирована на использование учебников:

1.Л.С. Атанасян, Геометрия 10-11,Просвещение, 2006.

  1. Л.П. Евстафьева, Геометрия 10-11. Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2004.
  2. Б.Г. Зив, Дидактические материалы по геометрии 11. . М.: Просвещение,2003.
  3. Ю.А. Глазков. Геометрия; рабочая тетрадь для 10 класса- М. Просвещение, 2003-2008.
  4. В.Ф. Бутузов. геометрия; рабочая тетрадь для 11 класса- М. Просвещение, 2004-2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" в 7-9 классах

Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Геометрия» 9Б класс (базовый)

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9Б класса и реализуется на основе следующих документов: -Авторская программа Геометрия 9класс // авт. Л.С.Атанасян из сборника Программа дляобще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «геометрия», 8 класс

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «геометрия», 9 класс

Рабочая  программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «геометрия», 7 класс

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «геометрия», 10 класс

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебного курса «Геометрия» Основное общее образование: 7 –9 классы (Базовый уровень) (ФКГОС)

Составлена на основе Стандарта, примерной программы по геометрии и авторской программы по геометрии для образовательных учреждений (7 – 9 классы): Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. ...