Проблемно - диалогическая беседа на тему"Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"
методическая разработка (7 класс)

Шакирова Рауфа Рафаэловна

И эпиграфом нашей беседы станут слова советского педагога и писателя  Антона Семёновича Макаренко «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему:

 «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

Разработку подготовила учитель биологии  и химии

МКОУ «Шибаевская ООШ» Шакирова Рауфа Рафаэловна 

Еткульский  район

ЦЕЛЬ: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи:

- расширить знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;

- воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;

- формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда;

- развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.

Оборудование: украсить кабинет плакатами, отражающими пословицы о труде; картинами, изображающими труд людей разных профессий; интерактивная доска, презентация «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры», карточки для учащихся.

                            Содержательный компонент беседы

I. Вступительная часть. Игра «Давайте познакомимся»

II. Основное содержание. Практическая работа в группах.

1 . Выступление 1 групп

2. Выступление 2 группы. Притча

3. Выступление 3 группы. Чтение рассказа «Сыновья»

III. Заключительная часть. Над чем вы планируете трудиться до конца учебного года . Цели сами по себе не осуществляются. И одно из средств достижения поставленной цели – это труд.

                                           Ход беседы.

1.Организационный момент. Игра «Давайте познакомимся»

Здравствуйте ребята. Так как  я вас не знаю, хотелось бы поближе познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.

Я сейчас  попрошу вас представиться, назвав своё имя по цепочке. Но не только имя, назовите прилагательное, которое обозначает ваше состояние сейчас или связано с вами.

Начну с себя. Меня зовут Рауфа Рафаэловна. Я спокойная.

Представление учащихся.

Замечательные состояния у вас, какие вы разные. У вас отличное настроение. Многие посмеялись, почувствовали себя в непринужденной обстановке. И на этой ноте  мы начнём беседу.  Сегодня мы будем беседовать, а тему определим, посмотрев  слайд.

Слайд №2-3. На экране перед вами несколько изображений.

- Скажите, что эти изображения объединяют? Ваши предположения.

- Наверно, какие то виды деятельности? ( работа,

- А что они делают? (трудятся)

- А точнее?

- Мы ещё говорим , это понятие  красит человека.( труд

Совершенно верно. Именно о труде, мы сегодня будем говорить. Каждое утро люди начинают с работы. Водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Школьник садится за парту. Никто не остается без дела. Всё потому, что труд – естественное занятие человека.

Слайд №4.И эпиграфом нашей беседы станут слова советского педагога и писателя  Антона Семёновича Макаренко «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» 

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают к слову труд ?

- Какие ценные качества воспитывает труд?

- Назовите их?

Ромашка. На столе лежат бумажные лепестки. Ваша задача, выбрать те, ценные качества  человека, которые формирует труд и ваши ассоциации к слову труд.(усердие, трудолюбие, работа, тяжело, профессия, учёба, целеустремлённость, успех, благополучие, деятельность) и прикрепить на доске.

Это всё, с чем ассоциируется слово – труд. Мы видим, что это слово многогранно. И каждый из вас, ещё не может дать определение, т.е не можете  сказать, что такое труд?  

- Скажите, какое место в вашей жизни занимает труд?

 (трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они воспитываются с самого раннего детства. И все начинается с простого домашнего труда, еще до школы. Школьники выполняют и легкий домашний труд, например ходят за покупками, убирают комнаты, моют посуду, а также выполняют (в основном старшие школьники) и более трудные и сложные виды домашней работы: стирают белье, моют полы, готовят пищу и т. п. Это труд связанный  с затратами мускульной энергии;( труд физический).

Слайд №5

- Скажите, какой главный труд школьника? (Учёба в школе занимает значительную часть жизни человека, более того, это большой труд.)  Это труд умственный? (в том числе – учебный)

Исходя из этого, давайте попробуем сформулировать, какая будет цель нашей беседы? ( Разобраться с определением, т.е разобраться, что такое труд и какое место труд занимает в жизни каждого из вас?  

Слайд №6

II. Основное содержание. Практическая работа в группах.

- Для того, чтобы разобраться, что такое труд. Я предлагаю вам поработать в группах.

Раздать задание. На выполнение  3 минуты.

Итак, группы готовы. И давайте поговорим. Выступление групп.  

Слайд №7. Выступление 1 группы.

Слайд №8. Выступление 2 группы. Притча.

Слайд №9.  Выступление 3 группы. Чтение рассказа «Сыновья»

Вот мы прослушали выступление групп, исходя из этого давайте попробуем сформулировать определение.

-Что такое труд? (деятельность, которая приводит к результатам)

- А что ещё требуется от человека для деятельности? ( знания и умения)

- Чтобы начинать трудиться, нужны знания и умения в какой либо области?

Слайд №10. «Что такое труд»

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Итак, во все времена, труд  является необходимой основой  жизни и развития человека и общества

Слайд №11. Конституция РФ.

В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России.

Одним из самых главных законов является закон: «Граждане России имеют право на труд».

Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд.

 Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества.

 Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.

Слайд №12- Как вы думаете зачем человеку трудиться?

- В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

- Что даёт человеку труд?( труд дает человеку все нужное для жизни (еду, одежду, жилище). ..

-  Как вы думаете, каково значение труда для человека? Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. . А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.

- Как вы думаете  в труде формируется  какие физические и психические качества? (выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.)

-А вы согласны  с выражением, хорошая учёба – ключ к профессии и судьбе.

Каждый из вас должен понять, что труд есть в жизни каждого из вас и он обязательно оценится. Всегда вы придёте к тому, что труд ваш оценят. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

III.Заключительная часть. «Над чем вы планируете трудиться до конца учебного года» .

Сейчас я вам раздам стикеры. Вас попрошу написать, над чем вы планируете трудиться до конца учебного года. Эти стикеры, когда будете выходить из кабинета приклейте на плакат. Не надо планировать то, что заведомо не будет выполнено или является непосильным. Цели сами по себе не осуществляются. Для достижения цели,  нужно немало, и одно из средств достижения поставленной цели – это труд.

Пишите честно вашу цель. Сами для себя.

Слайд №13.Пока вы дописываете, завершить нашу беседу хочется словами- напутствия и пожелания.

 Наслаждайтесь процессом достижения цели, каким бы трудным этот процесс не был. И только тогда, труд станет вам в радость.

Удачи вам! У вас всё получится!

Приложение

1 группа

1.Объяснить смысл пословиц про труд.

1.Без труда - не выловишь и рыбку из пруда.

2.Делано наспех - и сделано насмех.

3.Делу время - потехе час.

4.Старание и труд к счастью ведут.

5.Терпение и труд всё перетрут.

(Чем больше торопиться - тем меньше вероятность того, что получится хорошо выполненная работа).

(Без прикладываний усилий к делу, ты не получишь качественного результата).

(Чтобы результат был качественным и плодотворным, нужно сосредоточиться на одном деле и хорошо его выполнить от и до);

(Когда ты видишь итог своих трудов – душа радуется, потому что понимаешь, что вложил частичку себя в то, над чем работал)

(Нужно уметь грамотно распределять время, чтобы удавалось хорошо поработать и отдохнуть)

(Не стоит бросать работу, не доделав. Даже если что-то не получается. Отрицательный результат является тоже результатом. И только с помощью упорного труда можно достичь высот)

(Если не стараться, никогда не выбиться в лидеры и не постичь успеха).

 

2 группа.

Для своего пропитания и крова работают не только люди, но и животные. Мудрый царь Соломон, который жил в Израиле много веков до рождения Иисуса Христа, показал это в своих притчах.

1. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.


Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай,
как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит. Её труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.


1.Каких животных упоминает царь Соломон в своей притче? (муравья и пчелу)

2. Действительно, эти насекомые считаются самыми трудолюбивыми? Почему именно их Соломон выбрал в своей притче?

3.К каким людям обращается царь Соломон?

4. Согласно притче, для чего нужно трудиться? (Ответы детей)

3 группа. Рассказ « Сыновья».

1.Прочитайте рассказ  и найдите пословицу, которая подходит к этому рассказу.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть пришел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету. Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут

женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну, что? Каковы наши сыновья?

- А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

В. Осеева

-  Почему старичок так ответил женщинам?

1. Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

2.Труд – источник богатства.

3. Труд красит человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно диалогический урок. (Технологическая карта)Географическая среда – земное окружение человеческого общества

Проблемно диалогический урок. Географическая среда – земное окружение человеческого обществаУчебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «В...

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко) Классный час в 5,6 классах

Трудно переоценить значение труда. Ведь все создается только благодаря трудовой деятельности. И всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу....

Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"

Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"...

Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: "Настоящая ответственность бывает только личной."

Внеурочная деятельность. Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему: «Настоящая ответственность бывает только личной»В качестве эпиграфа мне хотелос...

Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».

Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему:  « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».А вот великий русский учёный Иван ...

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры!

Классный  час.Цель: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.           2.Показать необходимость труда в жизни человека.Оборудование: до...