Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: "Настоящая ответственность бывает только личной."
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шакирова Рауфа Рафаэловна

Внеурочная деятельность. Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему: «Настоящая ответственность бывает только личной»

В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание писателя и поэта Фазиля Абдуловича Искандера. "Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему:

 «Настоящая ответственность бывает только личной»

Разработку подготовила учитель биологии  и химии

МКОУ «Шибаевская ООШ» Шакирова Рауфа Рафаэловна 

Еткульский  район

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.

Задачи:

  • раскрыть понятие «ответственность»;
  • содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
  • формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
  • способствовать развитию у детей  мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
  • профилактика правонарушений

Форма проведения: проблемно – диалогическая беседа с учащимися.

Оборудование: карточки-задания,  интерактивная доска, презентация «Настоящая ответственность бывает только личной».

Содержательный компонент беседы

I. Вступительная часть. Игра «Давайте познакомимся»

II. Основное содержание: видеоролик  «Вон из класса» -https://ok.ru/video/2866358913698

1. Разминка «Заповедь ответственного человека».

III. Заключительная часть. Думая о будущем, правильно живи настоящим. Вы авторы своей жизни.

Ход

I. Вступительная часть. Игра «Давайте познакомимся»

Здравствуйте ребята. Так как  я вас не знаю, хотелось бы поближе с вами познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.

Я сейчас  попрошу вас представиться, назвав своё имя по цепочке. Но не только имя, назовите прилагательное, которое обозначает ваше состояние сейчас или связано с вами.

Начну с себя. Меня зовут Рауфа Рафаэловна. Я спокойная.

Представление учащихся.

Замечательные у вас  состояния, какие вы разные. У вас отличное настроение. Многие посмеялись, почувствовали себя в непринужденной обстановке. И на этой ноте  мы начнём беседу.

В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание писателя и поэта Фазиля Абдуловича Искандера. "Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один"( слайд №2)

- Как вы понимаете это высказывание? (что человек сам отвечает за свои поступки).

- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)

- Чему мы будем учиться  в жизни? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)

- Как вы думаете, ответственность даётся вам с рождения? Нет, это чувство формируется, поддерживается самостоятельно, подобно воспитанию силы воли. Данное высказывание является утверждением, что человек сам отвечает за свои поступки.

- Согласны вы с мнением автора, что ответственность за свои деяния бывает только личной? ( слайд №3)

- А как вы понимаете слово ответственность?

- От какого существительного она произошла? (Ответ, т.е быть в ответе)

 Мы можем это определение уточнить в словаре.

Слайд №4 «Определение ответственность» по Ожегову

Согласно толковому словарю Ожегова,

Ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. 

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир. ( моральная ответственность)

Слайд №5 За невыполнение обязанностей, совершение правонарушения гражданин, в том числе несовершеннолетний, может привлекаться к 4-м видам юридической ответственности:

уголовной;

административной;

юридической;

дисциплинарной.  

А какие обязанности у школьников? Знаете ли вы свои обязанности?( слайд № 6)

 Ученик обязан: уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения. С уважением относиться к результатам чужих трудов. Добросовестно относиться к учебе. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.

(Слайд № 7) Дисциплинарная ответственность обучающихся

      Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает

Меры педагогического воздействия

Меры дисциплинарной ответственности

- Скажите, а как определить границы личной ответственности?

 Предлагаю посмотреть видеоролик» Вон из класса» Пока смотрите видеоролик, подумайте!

 Показ видеоролика.

- Человек обязан корректировать свои действия и поступки?

- Что происходит в видеоролике?

- Какой поступок он совершает?

( безответственнй поступок)

- Какие обязанности ученик нарушил? ( вернуться к слайду №6)

 Агрессивный ученик, зачинщик неуважительно относится к учителю. Чувствуя, одобрение одноклассников,не может остановиться.

-А как вы думаете, если бы одноклассники не поддержали его. Дали отпор,

 он бы остановился?

-Есть ли в этом видео ещё примеры безответственного поведения? (Конечно, кто снимал видео, кто одобрил  его поведение)

Ведь учитель не обязан терпеть такое агрессивное к себе отношение.

- Скажите, значит они поступили тоже безответственно?

-Какой вывод можно сделать из этого видеоролика?

- Как же избежать ошибок в жизни?( слайд №8)

Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны нести ответственность за свои поступки самостоятельно.( слайд №9)

С 14-ти лет наступает уголовная ответственность за:

убийство;

 умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью;

похищение человека;

изнасилование;

кражу;

грабеж;

разбой;

вымогательство;

угон;

уничтожение или повреждение имущества при отягощающих обстоятельствах

 (Слайд №10)Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются:

 штраф;

обязательные работы;

исправительные работы;

арест и лишение свободы на определённый срок

-Скажите, многое в жизни зависит, оттого какие цели поставил каждый из вас перед собой?

-Как вы думаете, в обществе предпочтение отдаётся людям ответственным или безответственным?

-Как вы понимаете, ответственные люди, какие они.(надёжные, добросовестные, выполняют свои обязанности, мужественные, честные, активные,трудолюбивые,добрые и т.д)

Практическая часть. 1. Разминка «Заповедь ответственного человека».

На столе лежат бумажные лепестки, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность, исполнительность; надёжность;

чувство долга, болтливость; жадность, непослушание;)

Не ответственный человек :

Ответственный человек :

 малодушие, неискренность,  замкнутость,  недоброжелательность,  равнодушие,  лень, боязнь трудностей, легкомыслие; болтливость; жадность, непослушание;

Мужество, общительность, доброта, внимательность, трудолюбие, активность, честность, исполнительность; надёжность;

чувство долга 

- Права ли я, если скажу, такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям?

Исходя из ваших ответов, я поняла, что цели беседы были достигнуты.

Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

(Слайд №11)

И закончить беседу  хочу словами напутствия, пожелания. Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь,что сегодняшний разговор не прошёл даром и вы сделали для себя соответствующие выводы.

Вывод. Думая о будущем правильно живи настоящим. Вы авторы своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации....

Методическая разработка по теме "Настоящее простое время The Present Simple Tense"

Обобщающий урок по теме "Настоящее простое время"...

Учебно-методическое пособие - сборник грамматических упражнений по теме "Настоящее, прошедшее время в английском языке."

Сборник упражнений по грамматике по теме: Настоящее и прошедшее время. Задания на сравнение времен, употребление нужной формы глагола....

Самостоятельная работа по теме: "Настоящее простое и настоящее продолженное время".

Самостоятельная работа предназначена для подготовки к контрольной работе по данной теме обучающихся 7-х классов....

«Настоящая ответственность бывает только личной»

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.Задачи:·         раскрыть понятие «ответственность»;·...

Презентация "Настоящая ответственность бывает только личной"

Презентация "Настоящая ответственность бывает только личной"...