Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шакирова Рауфа Рафаэловна

Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему:  « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».А вот великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценной человеческой личности». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему:

« Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».

Разработку подготовила учитель биологии  и химии

МКОУ «Шибаевская ООШ» Шакирова Рауфа Рафаловна 

Еткульский  район

Цель: способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их

интересов и духовных потребностей

Задачи:

1 Знакомить учащихся с понятиями: счастье, свобода, дисциплина.

2 Формировать представление о необходимости свободы и дисциплины

как условий для счастливой жизни.

3 Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Форма проведения: проблемно – диалогическая беседа с учащимися.

Оборудование: карточки - задания,  интерактивная доска, презентация  «Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной».

Видеоролик « Счастье – это позитивное  явление» Олег Гадецкий психолог, писатель, философ. https://ok.ru/video/6091441600

Содержательный компонент беседы

I. Вступительная часть. Игра «Давайте познакомимся»

II. Основное содержание:

1. Видеоролик « Счастье – это позитивное  явление» Олег Гадецкий психолог, писатель, философ. https://ok.ru/video/6091441600

III. Заключительная часть. Притча « Много работы»
 Думая о будущем, правильно живи настоящим. Мы авторы своей жизни.

Ход

I. Вступительная часть

Учитель:

Здравствуйте ребята. Так как я вас не знаю, хотелось бы поближе познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.

Я сейчас попрошу вас представиться, назвав своё имя по цепочке. Но не только имя, назовите прилагательное, которое обозначает ваше состояние сейчас или связано с вами.

Начну с себя. Меня зовут Рауфа Рафаэловна. Я спокойная.

Представление учащихся.

Замечательные у вас состояния, какие вы разные. У вас отличное настроение. Многие посмеялись, почувствовали себя в непринужденной обстановке. И на этой ноте мы начнём беседу.

- Перед вами два портрета, что вы можете сказать о людях, которые на них изображены?

Слайд №2(один счастливый, другой несчастный) 

- Как вы это определили? Несчастный   человек – человек, с которым  случилось что-то, что принесло несчастье.

 Несчастный   человек , человек  у которого горе.

- Ребята, а что такое счастье?

- Предлагаю заглянуть в словарь.

 Слайд №3 В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дано определение.  

I.Ожегов: счастье –

1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;

2) успех, удача.

В толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова дано определение.  

II.Ушаков: счастье – 1) состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни , от  удовлетворения жизнью

2) успех , удача.

А Владимир Иванович Даль в знаменитом   толковом словаре приводит такое определение

III.Даль: счастье – случайность, желанная неожиданность,талант ,удача, успех.

- Исходя из этого, я могу утверждать, что счастье – это позитивное явление?

Сейчас мы посмотрим видеоролик и услышим мнение психолога на эту тему. После просмотра вы мне назовёте ценности, качества человеческого характера, которые   нужно развивать в своём характере, чтобы стать успешным и счастливым?

Просмотр видеоролика «Счастье – это позитивное   явление»

- Ребята, какие ценности, качества человеческого характера нужно развивать в своём характере, чтобы стать успешным и  счастливым?( сострадание, желание помочь другому человеку, мягкость, решительность, энтузиазм, доброта, целеустремлённость, принцип бескорыстия).Называют и прикрепляют на доску лепестки. Получается ромашка. Оставить место, не хватает одного лепестка.

Слайд № 4.А вот великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценной человеческой личности».

- Возможно ли счастье без свободы?

- А скажите мне пожалуйста, безгранична ли свобода?

Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означало бы произвол в отношении другого.

   К примеру, кому- то в ночную пору захотелось послущать громкую музыку, включив на полную громкость, человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но,его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно высыпаться в ночное время.

- Исходя из этого, скажите человек может абсолютно свободным? (нет, абсолютно свободным человек быть не может..А один из ограничителей здесь права и свобода других людей.

      Или другой пример. В парке в солнечный день вышли отдыхать пожилые люди, молодые мамы со своими малышами.

В это же время в парк въезжают на мопедах без глушителей молодые люди, облюбовавшие, свободные от машин дорожки парка для своих упражнений. Они свободны в выборе места своего отдыха, но!

- Ребята скажите их свобода ущемляет свободу людей, выбравших тихий и спокойный вид отдыха?

Как вы думаете права ли я, если скажу, что человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку?

- Ребята, какое ценное качество ещё добавим для полного счастья, исходя из слов великого русского учёного Ивана  Петровича Павлова? (дисциплина)  

Слайд № 5

Еврипид – древнегреческий драматург – писатель.

Альберт Камю – французский философ, писатель.

Николай Михайлович Коркунов – русский учёный, юрист, профессор.

Послушайте притчу о дисциплине.

Притча «Много работы»

Однажды старого отшельника спросили:

— Как тебе не надоедает всё время быть одному?

И он ответил:

— У меня полно дел: я должен обучить двух ястребов, двух орлов, успокоить двух кроликов, выдрессировать змею, мотивировать осла и укротить льва.

— Но мы не видим рядом с тобой никаких животных. Где они ?
Отшельник ответил:

— Этих животных мы носим внутри себя. Два ястреба бросаются на всё, что видят – хорошее и плохое, полезное и вредное. Я должен научить их различать. Это мои глаза.

Два орла своими когтями ранят и разрушают всё, к чему прикасаются. Я должен научить их служить и помогать, не причиняя вреда. Это мои руки.

Кролики вечно скачут туда-сюда, бояться и прячутся. Я должен успокоить их и научить справляться с трудными ситуациями, а не убегать от проблем. Это мои ноги.

Самое сложное — наблюдать за змеёй. Хоть она и надёжно заперта в плотной клетке, но всегда готова атаковать, ужалить и отравить любого, кто находится рядом. Поэтому я должен следить за ней и дисциплинировать её. Это мой язык.
Осёл, как всем известно, очень упрям, вечно устаёт и не желает выполнять свою работу. Это моё тело.
И, наконец, мне нужно укротить льва, который желает быть королём и повелевать всеми. Он горд, тщеславен и думает, что весь мир должен крутиться вокруг него. Это моё эго. Как видите, у меня очень много работы.

Слайд №6

- Буду ли я права, если скажу, лучшая дисциплина – это самодисциплина?

- Как вы думаете, в школе нужна дисциплина? (в школе нужна дисциплина, потому что здесь важно жить по общественным правилам)

- По каким правилам вы живёте в школе? (по общественным правилам)

Сегодня мы с вами убедились, что счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной.  Исходя из ваших ответов, я поняла, что цели беседы достигнуты.

Я благодарю вас за участие в этой беседе. Будьте счастливы, свободны и дисциплинированны!  Ребята, думая о будущем, правильно живите   настоящим.  Вы авторы своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».

Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». ...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Цель урока: 1)  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Конституция РФ. Права, обязанности и свобода человека и гражданина».

Методическая разработка носит практический характер, предназначена для воспитанников кадетских корпусов....

Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся со  строением  отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением....

Презентация"Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной"

А вот великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил « Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не мог...

Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».

Серия открытых уроков Тема:  «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....