Осеннее путешествие
презентация к уроку (5 класс) по теме

Открытое внеурочное мероприятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осеннее путешествие29.91 КБ
Файл Осеннее путешествие2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока            Осеннее путешествие

Тип урока             Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Дата урока           04.10.2016 г.

Образовательные ресурсы   

Информационно-методические: карточки «Осень в русском лесу», альбом «Я – гражданин России», презентация в программе Microsoft Office PawerPoint.

Материально-технические: доска, компьютер, проектор. 

Предварительное задание к уроку 

Общее: подготовка рисунка «Золотая осень».

План урока

  1. Организационный момент, постановка темы урока и цели урока.
  2. Создание проблемной ситуации:

- проблемная ситуация;

- постановка проблемы.

  1.  Поиск решения:

- актуализация знаний.

  1. Закрепление полученных знаний:

- творческое задание.

  1. Подведение итогов, рефлексия.   

Цели урока: 

- Представить многоцветие осени, закрепить знания по теме «Осень»;

- учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку;

- учить выражать свой эмоциональный настрой;

- формировать предметные и метапредметные способности к анализу, обобщению и систематизации материала;

- продолжить развитие навыков и способностей критического мышления, монологической и диалогической речи; индивидуальной и групповой работы.

Задачи:

-  закреплять  умение  строить доказательные высказывания;

формировать умение наблюдать и анализировать содержательные элементы произведения;

- развивать умение выявлять сходные мотивы, ассоциативные связи;

-  развивать умение работать в режиме диалога и полилога: высказывать собственные предположения и адекватно воспринимать точку зрения других.  

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.  

Методы обучения: проблемно-поисковые; самостоятельная работа и работа под руководством учителя; словесные:  эвристическая беседа; практические:  наблюдение, анализ

Применяемые технологии: проектная, диалоговая, коллективной мыследеятельности, ИКТ-технологии

Основные термины и понятия: Родина, гордость, золотая осень, живопись, поэзия, композиторы.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные:

формулирование собственного отношения к произведениям искусства о русской природе;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- умение анализировать произведение искусства;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

 целеполагание и планирование своей деятельности;  

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- умение работать по алгоритму;

- умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности;

- умение строить речевые высказывания;

- умение формулировать выводы из проделанной работы;

- умение оценивать свою деятельность и деятельность группы. 

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- использование различных источников информации для решения  познавательных и коммуникативных задач.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой, а для этого подарите друг другу улыбку.   Ребята, сегодня у нас  не обычный урок, а урок – путешествие. Осень в самом разгаре, поэтому осеннее путешествие.

2.Актуализация знаний.

 Учитель: Необычно, правда, ребята? Для того чтобы понять, что нас ждет впереди, давайте подумаем, как можно путешествовать? (на поезде, на самолёте, на машине, на мотоцикле, пешком, на корабле)

- Вспомните, какие сказочные средства передвижения вам известны? (ступа,  ковер-самолёте, конь, волк, колечко, печка, сапоги-скороходы)

-Итак, мы с вами определили, как можно передвигаться во время путешествия. А как называются путешествия, которые совершаются в то время, когда мы находимся на одном месте? (предполагаемые, воображаемые)

- Правильно. И у нас сегодня - виртуальное путешествие.

Исходя из темы занятия, сформулируйте цель путешествия.

- Да, мы с вами отправимся в путь для того, чтобы увидеть осенние красоты нашего края.

Итак, закройте глаза, представьте, что собираетесь на прогулку. Выходите из дома и садитесь на ковер-самолет и поднимаетесь вверх. И вот уже летите над полями, лугами, речкой, деревьями. Вам так нравится увиденное, что вы невольно любуетесь этой красотой.

– Ребята, здорово путешествовать осенью? А почему? ( Можно увидеть деревья в необычном наряде, осенний лес, осенний листопад, почувствовать свежий воздух )

- Да, и эту красоту вы изобразили дома на своих рисунках.                                                                                                                                            

Я предлагаю сделать первую остановку  в пути - осенний вернисаж. И сейчас вы поделитесь тем, что у вас получилось.

 (дети показывают свою картину и рассказывают о ней по плану:

Алгоритм анализа рисунка.

  • Что изображено. Почему именно эти образы выбраны? (на переднем плане, на заднем, если это необходимо,  пояснить). Подобрать эпитеты  для описания образов.
  • Какие краски использовались?
  • Какие чувства передаёт рисунок? 

– Вспомните, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

– Как  называются художники, которые пишут пейзажи? (Пейзажисты)

–Каких русских художников-пейзажистов вы знаете? (Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Аркадий Александрович Пластов, Илья Ефимович Репин, Ефим Ефимович Волков, Василий Дмитриевич Поленов.).                                                                          

- Давайте рассмотрим репродукции картин   художников – пейзажистов.      

«Золотая осень» Исаак Левитан (1895 г.)

 «Золото осени» Ярослав Зяблов (2005г.)    

- Разница между написанием этих картин  - 110 лет. Но почему они так похожи? (Картины похожи, потому что русская природа всегда прекрасна: это берёзы, реки, травы.)  Как вы думаете, почему художники назвали свои картины почти одинаково? (Они изображали одно и то же время года. А еще хотели показать красоту осени, поэтому назвали « Золотая осень», «Золото осени»)

А какие у вас ассоциации со словом «золото»? (Драгоценный металл, жёлтое, блестящее)

- Художники изобразили драгоценные украшения на картинах? (Нет, для них драгоценность – русская природа во всей своей красе).

- Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эти репродукции? (Гордость за то, что наша Родина такая красивая.)

- А как ещё можно описать красоту русской природы? Только ли на картинах и рисунках? (Нет, также можно это сделать и в музыке, стихах)

- Давайте вспомним стихи, посвящённые осени.

Федор Иванович Тютчев

Есть в осени первоначальной                

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

- Какие эпитеты использует Фёдор Иванович Тютчев, описывая осень? ( Дивная, хрустальный, лучезарны)

-Какие ещё средства выразительности вы видите в этом стихотворении? (Сравнение: день как бы хрустальный)

-Почему день хрустальный? Как вы представляете такой день? (воздух прозрачный, чистый) (Эпитет «хрустальный» по отношению ко дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.)

-Что значит «лучезарны вечера»? (Поэт хотел показать свое восхищение всем, что его окружает. Этот эпитет  передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. )

- Да, мы можем сказать, что авторы и художники любуются красотой русской природы осенью. А мы ощущаем чувство гордости за то, что живем в такой стране. Другие государства порой и не знают, что такое осень. Мы же имеем возможность насладиться осенней красотой.

-  Ребята,  пришло время нам с вами отправиться  дальше. И вот снова летите, снова  осенняя природа перед глазами. Вы любовались природой, небом, и вдруг так захотелось услышать, прочувствовать ее, настоящую осень… Но что это? (звучит музыка). Конечно, вы не смогли пролететь мимо, и вот уже опускаетесь на ковре-самолете туда, на полянку, где настоящий оркестр исполняет музыкальную   композицию    Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Только в пляс пустились не цветы, а листья…    

Давайте представим, что мы тоже листочки, и покружимся вместе с ветерком. (разминка)                                    

Музыка закончилась, а вы проходите на свои места.

-Какое впечатление на вас произвела музыкальная композиция?( Музыка грустная, предрасполагающая к тому, чтобы помечтать, вспомнить о родных местах, где давно не был. Но есть моменты, когда в общее настроение мелодии врываются мотивы, позволяющие предположить смену в погоде, а значит и в нашем настроении, в восприятии музыки)

- Похожа ли она на ту осень, которую показали художники и вы?

-А почему похожа? (Русские художники, русский композитор Чайковский, поэты – россияне, и мы россияне. Мы ежегодно любуемся осенью, той сменой, которая происходит в природе. Русская природа с давних времён вдохновляет людей своей красотой. Рассматривая картины, слушая стихи и музыку, мы увидели, что рисуя природу, поэты и художники выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле)

Ребята, это была вторая остановка  нашего с вами путешествия.  

        - Сейчас усаживайтесь поудобнее на ковре-самолете, потому что снова отправляемся в путь. Прошло немного времени, и вы решили помечтать и пофантазировать, а  для этого решили еще раз посмотреть на осенний лес с высоты, чтобы найти вдохновение. Только опустили глаза, а там внизу еще одна полянка. И на ней вы увидели… лесных жителей, которые сидели около костра и рассказывали друг другу истории! А вы, ребята, любопытные?

Вам, конечно же, стало интересно: о чем они говорят? Поэтому вы решили сделать третью остановку, присоединиться к тем, кто расположился у костра.

А в это время ежик рассказывал  (из текста убрать при чтении подчеркнутые слова.):

Друзья мои! Вот уже 5 лет я живу в русском лесу.

Ах! Как хорош русский лес осенью! Воздух свежЖёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

-(ежик) Ой, что-то в моем рассказе не так! А-а, я потерял все слова, которые передают красоту осеннего леса. Помогите мне!

- Конечно, ежик, мы поможем тебе. Ребята, для того, чтобы текст получился красивым, надо вставить пропущенные средства выразительности, которые могут быть выражены и эпитетами (имена прилагательные в полной и краткой форме), и сравнением. Не забывайте, что при работе с текстами вам нужно обсуждать, советоваться. На работу вам выделяется 7 минут.

Ребята, вам понравился текст другой группы? (карточки красного и черного цвета) (поднимают карточки красного цвета – понравилось.) Чем? (он интересный, образы представляются яркими, красочными. каждый человек по-своему воспринимает красоту, но нельзя не отметить, что прилагательные в текстах очень похожи!)

 

- Спасибо, ребята. Действительно, рассказы у вас получились замечательные и по-настоящему осенние. И каждый из вас был прав, предлагая  те или иные прилагательные для описания осенней природы, потому что вы так видите и чувствуете красоту природы.

- Ребята, в течение занятия вы много путешествовали, многое увидели, и теперь пришло время занести в альбом то, о чем мы с вами говорили. Откройте страницу, на которой мы работали в последний раз. Чему она посвящена?(осени) Какую работу мы уже с вами выполнили? (вклеены осенние пейзажи, есть четверостишия Ф.И.Тютчева, А.А. Фета) вся ли страница заполнена? (нет, еще осталось место) Я предлагаю вам сейчас продолжить работу по этой теме и записать имена людей, которые восхваляли красоту русской природы. Прежде чем запишем, скажите: где можно использовать информацию, полученную на уроке? (для сочинения, для творчества, а также для того, чтобы поделиться с другими, кто живет в другой стране, где нет такой чудесной природы как у нас)

Чьи имена мы запишем? (художников, поэтов, музыканта) (Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Аркадий Александрович Пластов, Илья Ефимович Репин, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Архип Иванович Куинджи, Ефим Ефимович Волков, Василий Дмитриевич Поленов; Фёдор Иванович Тютчев, Иваном Алексеевичем Буниным; Андрея Петрова, Петр Ильич Чайковский). Занятие подходит к концу, поэтому я предлагаю ответить на несколько вопросов:

вам понравилось сегодня на нашем занятии?

Что вам понравилось?

Почему было интересно?

Что было необычного?

Куда бы вы еще хотели отправиться на ковре-самолете?

Ребята, а какой день завтра? (День учителя)

Уважаемы гости, ребята подготовили вам небольшие подарки, которые будут напоминать Вам о нашей встрече.

Спасибо за интересный урок. До свидания, ребята.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осеннее путешествие

Слайд 3

Исаак Левитан «Золотая осень»

Слайд 4

Ярослав Зяблов «Золото осени»

Слайд 6

Федор Иванович Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера…

Слайд 9

Поэты Иван Алексеевич Бунин « Листопад » Федор Иванович Тютчев « Есть в осени первоначальной…» Александр Сергеевич Пушкин « Уж небо осенью дышало …» Михаил Юрьевич Лермонтов « Осень » Бальмонт Константин Дмитриевич « Осень » И ДР.

Слайд 10

ХУДОЖНИКИ Иван Иванович Шишкин «Осенний лес» Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» Аркадий Александрович Пластов «Туманная осень» Илья Ефимович Репин «Осеннее утро»

Слайд 11

художники Аполлинарий Михайлович Васнецов «Осень» Архип Иванович Куинджи « Осень » Ефим Ефимович Волков «Октябрь» Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень »

Слайд 12

КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ Петр Ильич Чайковский «Танец цветов»; Андрей Петров «Осенний танец».

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осеннее путешествие

Сценарий осеннего праздника в старшей группе....

"Осень. Путешествие в огород".

Открытое занятие с применением полифункционального материала по теме: "Осень. Путешествие в огород". учителя дефектолого Нестеровой Т.В....

"Все об осени" - путешествие по станциям

Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей  учащихся среднего звена (5-7классы) в школе-интернате VIII вида. В этом возрасте учащиеся ещё  очень эм...

конспект открытого занятия "Осеннее путешествие"

Конспект  интегрированного внеклассного занятия. Тема занятия: «Путешествие в осенний лес».Направление работы: личностное развитие школьников.Форма: развивающее занятие.Группа: 1...

Общешкольное мероприятие: "Осеннее путешествие"

Мероприятие, посвящённое осени....

конспект "осеннее путешествие в город пения"

зконспект занятия по вокалу...

Тематическое занятие «Осеннее путешествие по родному городу»

Тематическое занятие в подготовительной группе «Осеннее путешествие по родному городу»....