Брейн-ринг по русскому языку, 8кл.
материал по русскому языку (8 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Занимательный и яркий материал для проведения конкурса по повторению, изучению  русского языка в 7-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyng-ring.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брейнг – ринг по русскому языку (8кл.)

Цель игры: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения разделов русского языка; «всматривание» и «вслушивание» в язык.

Участники: команды по 7 человек от 8 – ых классов.

Домашнее задание: представить в игровой форме одну из частей речи

 (8 «А» – числительное,  

 8 «Б» - прилагательное,

 8 «В» - глагол,

 8 «Г» - существительное,

 8 «Д» - наречие,

 8 «Е» - местоимение).

Нарисовать портрет, придумать биографию этой части речи.

Ход праздника – конкурса

  1. Вступление (слово ведущих).

- Здравствуйте,ребята! Мы приветствуем вас на брейн – ринге, который поможет вам всем оказаться в такой удивительной и таинственной стране Русского языка.

- Вас ждут интересные вопросы, занимательные задачи, шутки – прибаутки.

- Итак, в путь!

- Капитаны команд приглашаются на жеребьёвку. Пожалуйста.

- А жеребьёвка будет не совсем обычная. Это своеобразная разминка «Кто быстрее ответит на вопрос?»

  1. Верно ли, что в русском языке 10 гласных букв и 10 гласных звуков?  ( Нет, т.к. е,ё,ю,я – не звуки; играют двойную роль, => 6 гласных звуков!)
  2. Что стоит посредине земли? ( Вопрос на смекалку.)
  3. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за)
  4. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
  5. В каком пятибуквенном слове пять о? (о – пять)
  6. В каком слове семь гласных? ( семь – я)

- Итак, жеребьёвка проведена. Желаем удачи!

  1. 1- ый тур конкурса!

- Просим команды №1 и № 2 занять места за игровыми столами.

- Хотим сообщить вам, что условия игры отличаются от традиционного брейн – ринга тем, что в каждом туре будут задаваться вопросы различной сложности, оценивающиеся различными количествами баллов.

- Итак, друзья, мы отправляемся в путешествие по стране Русского языка. Напоминаем, что у команд 1 минута для обсуждения.

1 вопрос. Какие из слов имеют одинаковые окончания? (Объясните свой выбор).

ов

 Ковр         

ов

   Гол                          1 балл

ов

Столяр        

ов

Маляр

2 вопрос. Сколько букв О в предложении:

Звонят во все колокола. ( 5 букв)                                  3 балла

А сколько звуков о? (Нет). – Почему?

3 вопрос. Что обозначает фразеологизм «Каждой твари по паре?» Как он появился?                                                                   3 балла

( Шутлив. – пестрый, смешанный состав людей; по Библии – Бог рассердился и послал на Землю всемирный потоп, спасся только Ной со своей семьей, а в ковчег, по разрешению Бога, он взял каждой твари по паре, чтобы потом продлить жизнь на Земле).

- Молодцы, ребята! Вы хорошо играли! Не огорчайтесь, проигравшие! А к игровому столу приглашаются следующая команда  - №3.

  1. 2-ой тур
  1. Внимание, вопрос на смекалку.

За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (За-л).                                                                          1 балл

  1. Назовите 10 прилагательных или причастий, которые могут быть существительными.                                                 3 балла

(Дежурный, ученый, столовая, буфетная, опаздывающие, встречающие, военный, рабочий, ванная, часовой.)

  1. Какие  «говорящие» фамилии использовал Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»? О чем они «говорят»?                        3балла (городн.Сквозник – Дмухановский, судья Ляпкин – Тяпкин,

Земляника, помещ.Бобчинский, Добчинский, Хлестаков, помещ.Держиморда, Свистунов.)

-  Молодцы, игроки! Спасибо болельщикам за поддержку!

- К столу приглашается следующая команда.

  1. 3- ий тур

- Итак, первый вопрос.

  1. Чем различаются предложения?                        3 балла

      нар.        инф.        кр.прил.

Полезно загорать на солнце. Загорать на солнце – полезно.

  1. Какие существительные совпадают по написанию с инфинитивом?                                                   3 балла

(сечь, печь, течь)

  1. В каких словах по сто согласных?                   1 балл

(сто-л, сто-г, сто-к, сто-п, сто-н)

- Молодцы, ребята

  1. Игра со зрителями.

- А сейчас мы проведем игру со зрителями, которые могут помочь своей команде заработать большее количество баллов.

- Итак, отвечаем на вопросы, получаем жетоны, приравненные к баллу.

  1. Чем кончаются ночь и день?
  2. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга – Волга)
  3. Название какого города связано с названием птицы и животного? (Ворон – еж)
  4. Какой город самый серьезный? Сердитый? (Грозный)
  5. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? ( Я-майка)

- Молодцы, болельщики! А теперь следующий тур!

  1. 4-ый тур
  1. Найдите «третье лишнее», объясните: вскачь,настежь,уж (искл.)  1 балл
  2. Как правильно произнести:

Плацкарт – плацкарта,

    /               /

Туфель – туфля,                                                        3 балла

     /                  /

Звонит – звонит,

          /              

Носков – носок,

 Чулков – чулок,

           /         /

Квартал – квартал? Объясните.

  1. Как вы объясните выражение «Аника - воин»?

(хвастун, задира,смелый только на словах)          3 балла

( Существует старин. сказка про Анику, который, победив врага, стал хвалиться, что ему никто не страшен, даже смерть. Смерть и пришла. Аника вынужден был просить у нее прощения.)

- Молодцы!

  1. 5 – ый тур
  1. Найдите «четвертое лишнее». Объясните.

Горошинка,

изюминка,                                                                   3 балла

соломинка,

снежинка.

  1. Какого рода                                                                 3 балла

Тюль (м.р.), толь (ж.р.), кофе (м.р.), кафе (ср.р.), жюри (ср.р.)                                                      

  1. Объясните странное повторение слова ТО Л.Н. Толстым:

то

то

                                                                  с.               с.Анисья Федоровна подавала Наташе          то,           это.

 (повторяется союз)                                                    1 балл

- Молодцы, ребята! Спасибо за игру! Просим жюри подвести итоги брейн – ринга. ( Жюри подводит итоги).

  1. Пока команды готовятся к показу домашнего задания, приглашаем вас посмотреть сценку «Несуразные вещи».
  2. Конкурс домашних заданий.

        - Мы побывали с вами на улице Орфографической, Орфоэпической, Фонетической, Фразеологической, а теперь находимся на площади Морфологии.

  1. Удивительное и обворожительное числительное нам представит 8 «А».
  2. Неповторимое, утонченное прилагательное – тема домашнего задания 8 «Б».
  3. О незаменимом глаголе нам поведает 8 «В».
  4. Таинственное эмоциональное наречие представит 8 «Д».
  5. В местоименной части страны Русского языка мы побываем с помощью 8 «Е».

- Огромное спасибо участникам за интереснейшие представления! Слово жюри.

- У Федора Тютчева есть замечательные строки, которыми мы хотим закончить нашу игру:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

- Спасибо всем за игру, за любовь к родному языку, за стремление к знанию его.

- До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн - ринг по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Брейн-ринг  "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека"...

Брейн-ринг "Мы изучаем английский язык" для учащихся 6 класса

Данное мероприятие было разработано для обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала в 6 классе по УМК "Английский язык" (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...

"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.

Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по  синтаксису,  морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....

брейн-ринг по материалам русского языка и литературы

разрапботка урока и презентация к ней, удобно использовать при проведении Недели словесности в школе...

Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"

Сценарий брейн – ринга по русскому языку«Великий,  могучий русский язык!»Цель:Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики....

игра "Брейн ринг" на уроке английского языка

Игра "Brain ring" на уроке английского языка позволяет развивать интерес к изучению английского языка, к культуре англоязычных стран. Более того, данный вид деятельностьи развивает у ребят умение сотр...

Задания к игре "Брейн-ринг" "Я люблю английский язык!"

Задания к игре "Брейн-ринг" "Я люблю английский язык!"5 класс...