Доклад: "Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся"
статья

Власова Алёна Олеговна

Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся

А.О. Власова

Ю.Ю. Тюрина

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа №11»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.67 КБ
Файл k_dokladu_.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся

А.О. Власова

Ю.Ю. Тюрина

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа №11»

        В настоящее время в Приднестровье  идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в российское  образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  В условиях гуманизации образовательного процесса перед современной школой стоит задача не только обеспечить учащихся необходимым объемом знаний, но и  способствовать воспитанию  у них активного, сознательного, творческого отношения к учению и деятельности в целом.

          «Активность в учении … не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели»[7].

         Успешному решению задачи развития познавательной активности способствует поиск в учебно-воспитательном процессе соответствующих условий и факторов. Современные школьники заинтересованы в получении практически-ориентированных знаний, которые способствовали бы их  адаптации в обществе  [1].

         Проблеме развития познавательной активности учащихся посвящены труды Б.П. Есипова, М.А. Данилова, А.Г. Марковой, М.И. Пидкасистого, Ф.И. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской и др.

Исследователи познавательной активности ведут речь о различных уровнях познавательной активности. Интерес представляют уровни познавательной активности, выделенные Т.И. Шамовой и Г.И. Щукиной. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г. И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения: первый уровень соответствует репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна. Второй - поисково-исполнительский, при котором ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи. Третий уровень — творческая активность, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником [8]. Т. И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность[7]. Е.В. Коротаева предлагает выделить нулевой уровень активности, «характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением». Таким образом,  предлагаются следующие уровни познавательной активности: нулевой, относительный, исполнительный, творческий[2].

       Развитию активной познавательной деятельности учащихся способствуют динамичность, разнообразие форм, методов, приемов обучения. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль.

       Важнейшим условием активизации познавательной деятельности учащихся является мотивация к учению. «Познавательной активностью мы будем называть все виды активного отношения к учению  как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции»[4].

       Познавательную активность на уровне направленности личности можно сформировать, если проводить целенаправленную работу по активизации познания не только в учебной деятельности, но и во внеклассной. Требуется новый подход к организации внеклассной деятельности, направленный не только на организацию досуга учащихся, но и вместе с тем на активизацию их познавательной деятельности.

       Одной из нетрадиционных форм внеклассной работы в современной школе является проект. Организация внеклассной работы через проектную деятельность направлена на развитие познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся.

Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике мы считаем корректное «встраивание»  его в сложившуюся предметную классно-урочную систему.

      Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:

  • проблемный и деятельностный подходы к обучению;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • педагогика сотрудничества.

           Ожидаемый результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим:

- это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

- это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации [6].

         Под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в данном случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме[3].

        Нами разработан учебный проект, предназначенный  для осуществления учащимися старших классов на уроках истории при изучении темы  «Первая мировая война».

        Тема учебного проекта: «Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы».

       Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

- изучить тему «Первая мировая война», «предельно вычерпав», реализовав её возможности, в первую очередь - образовательные, то есть изучить содержание темы, требуемое базисным учебным планам и образовательными стандартами.

       Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями, а, возможно, способствует зарождению начатков национальной идеи. Но этим воспитательная цель не исчерпывается. Поскольку проектная деятельность – это деятельность коллективная, постольку и воспитывает она умения работать и общаться в группе.

       В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся[5].

       Но есть у учителя ещё и сверхцель. Организуя учебную проектную деятельность нужно научить детей самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и т.д.).

       Методика учебного проекта по истории предполагает осуществление ряда этапов учебной деятельности.

1) Мониторинговый этап. Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их учебной деятельности на уроках истории.

2)Вводная беседа. Для запуска проекта учителем была проведена вводная беседа с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

3)Проблематизация. В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.

4)Постановка учащимися их цели – проблемы. В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

5)Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема «Первая мировая война» должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике. Мы как бы заново её напишем, оживим, «раскрасим» материл учебника, будем собирать материалы о войне, подготовим доклады, сообщения, эссе, альбомы и представим их в классе. А все наработанные материалы соберем в отдельную папку. Это и будет «Наша повесть» о Первой мировой войне.

6)Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги - задачи по реализации цели: нужно было определить, какие смысловые разделы, части будут в нашей «повести». В ходе обсуждения их наметилось три: о людях, участвовавших в войне; о самих событиях войны; о материальном обеспечении войны; был объявлен конкурс на название этих разделов; был объявлен конкурс на общее название проекта. В итоге наш проект мы назвали «Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы», состоящий из

4-х мини проектов:

«Влияние Первой мировой войны на общество»

«Сражения первой мировой»

«Герои Первой мировой войны»

«Георгиевский крест»

7)Следующим шагом стало утверждение исполнителей проекта. Класс разбился на группы по 4 – 5 человек для поиска материалов. Были дети, пожелавшие работать в одиночку, некоторые захотели написать о своих родственниках, сражавшихся на войне. Утвердили группу оформителей и группу компьютерной верстки, утвердили график работы и руководителей разделов и проекта в целом.

8)Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов (как выразились проектанты, «охота за знаниями»), его осмысление, структурирование, оформление. Видно было, что деятельность увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, некоторые делились информацией, литературой с другими. Были ученики, подготовившие по 2-3сообщения. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков. Но основная забота была о том, как вместить добытые знания, в рамки учебной программы. Пришлось анонсировать предстоящие уроки, обговаривать, что будем изучать на последующих, а ученики уже сами «встраивались» в них со своими докладами, сообщениями, альбомами и т.д. Это позволило обозревать постоянно всю тему и наши достижения, как бы парить над ней, а не переходить от параграфа к параграфу. Шла рефлексия деятельности. Появилась идея провести итоговую конференцию или «круглый стол» по итогам проектной деятельности.

9)Велась подготовка к презентации проекта.

10)Оформляли и продукт проектной деятельности – нашу папку.

11)А затем состоялась презентация нашего учебного проекта в форме итоговой конференции, на которой учащиеся проанализировали, как они шаг за шагом обдумывали и воплощали наш проект, какие встретили сложности и как их преодолевали, что у них получилось, что приобрели и чему научились в ходе проектной деятельности, что нового изучили по этой теме.

      Полученные результаты:

  • Осуществление учебного проекта в целом прошло успешно, в нем приняли участие все ученики класса. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
  • В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
  • Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.
  • Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
  • Учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

     Проведенная нами работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

  1. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
  2. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

      В заключении нам хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996
  2. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1995
  3. Краль Н.А. Метод проектов - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.//Школа и производство. 1998. №1
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983
  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000
  6. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов Общеобразовательных школ: Книга для учителя.  Брянск: Научно-методический центр «Технология», 1996
  7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2002
  8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в      учебном процессе. – М.:, Знание, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

II Республиканские педагогические чтения «Системно-деятельностный подход: инновационные идеи и методические решения» Доклад Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся Тематическое направление: Уроки развития культуры познавательной деятельности обучающегося Авторы Власова А.О., учитель истории и обществознания, 1 категории Тюрина Ю.Ю., учитель истории и обществознания, 1 категории МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Слайд 2

Познавательная активность личности- состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов).

Слайд 3

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования.

Слайд 4

Проект – самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

Слайд 5

Этапы проектной деятельности Проект – это «пять П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Слайд 6

Проект « Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы» « Герои Первой мировой войны» «Георгиевский крест» 4 мини проекта: «Влияние Первой мировой войны на общество » «Сражения первой мировой»

Слайд 7

Полученные результаты: 1)Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. 2)В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. 3)Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. 4)Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей. 5)Учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы.

Слайд 8

Выводы : 1 . Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить. 2. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Слайд 9

Список литературы 1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 2.Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун -т. Екатеринбург, 1995 3.Краль Н.А. Метод проектов - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.//Школа и производство. 1998. №1 4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983 5.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000 6.Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов Общеобразовательных школ: Книга для учителя. Брянск: Научно-методический центр «Технология», 1996 7.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2002 8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.:, Знание, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность.

Опыт работы представлен в виде системы работы во внеурочное времяс учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике....

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умен...

Декада естественных наук как способ развития познавательного интереса учащихся

        Ежегодно в гимназии проводится декада естественных наук с целью развития познавательного интереса к предметами естественно - научного цикла. В течение 10 дней у...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.  Одной из приоритетных задач современного образования является создание не...