Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
материал

Надежда Александровна Ковалева

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

  Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие учащегося как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебный  процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo_2018-2019.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

«Проектная деятельность на уроках   истории как

способ развития познавательного интереса учащихся»

(Доклад на ШМО учителей истории и обществознания)

Подготовила:

Ковалева Н.А.,

учитель истории и

обществознания

 

2018-2019 учебный год


Цели моей работы:

- Организация учебного процесса, при котором каждый учащийся имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;

- Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, творческой деятельности;

- Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Задачи:

-теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в обучение;

-определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде   учащихся;

-выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

  На этапе констатирующего эксперимента при рассмотрении результатов диагностики состояние уровня обученности учащихся проектной деятельности было признано неоптимальным. Было выявлено:

-неумение поставить творческую цель - 72%;

-испытывали трудность в планировании своей деятельности - 61%;

-неумение работать самостоятельно - 59%;

-низкий уровень развития творческих способностей - 78%.

-только у 26% учащихся был отмечен положительный уровень обученности.

  Общие итоги констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода, т.к. этот метод учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Актуальность

 Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

  Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие учащегося как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебный  процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

 В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

         Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

 Следовательно, требованием времени является подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как преподавателя.

 Новизна.

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с

жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать

окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной

учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы

деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за

пределы образовательного учреждения, используя потенциал информационных

ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в

образовании.

Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов,

исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов,

позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие

способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность,

групповая форма работы, работа парами сменного состава.

  Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:

-Взаимного доверия и уважения учителя и учащегося;

-Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации учащихся как личности;

-Принципа коллективного труда;

-Осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;

-Использования личностно-ориентированного обучения.

 В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивых положительных мотиваций.

Научно-теоретическое обоснование  

         В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

 В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

-Любознательность;

-Появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

-Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

В своём опыте опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П.Волкова:

-Знание – фундамент творчества;

-Строгий отбор учебного материала;

-Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;

-Индивидуальный подход в обучении.

Содержание работы

  1. Теоретическая часть. Развитие познавательного интереса учащихся

       при использовании метода проектной технологии………………….

  1. Развитие познавательной активности личности………………………  
  1. Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности-
  2. Ведущие признаки в проектной технологии………………………… .

  1. Общая характеристика метода проектного обучения………………
  1. Понятие метода проектов…………………………………………….
  2. Цели и особенности проектного обучения………………………….

  1. Предполагаемый результат……………………………………………
  1. Воспитание у учащихся качеств, умений, компетенций……………
  2. Развитие способностей…………………………………………………  
  1. Структурирование проектов………………………………………….
  1. Этапы работы над проектом…………………………………............
  2. Классификация проектов……………………………………………..

  1. Практическая часть. Использование метода проектов в

       учебной и внеклассной деятельности……………………………..

  1. Литература………………………………………………….………
  2. Теоретическая часть. Развитие познавательного интереса учащихся при использовании метода проектной технологии.

1. Развитие познавательной активности личности.

1.1.Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.

«Всякое знание остается мертвым, если в  учащихся не развивается инициатива и

самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». 
Н. Умов

 Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

 Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, учащийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему, как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы сучащимися, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже,  бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов  в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать  новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требования к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

1.2. Ведущие признаки в проектной технологии.

  1. Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.
  2. Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – учащегося и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.

Роль учителя.

 Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник.  Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность учащихся, то есть:

-Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают  совсем другое.

-Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

-Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).

-Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.

 Роль учащихся.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, учащийся становится субъектом деятельности. При этом учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.  Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый учащийся имеет право:

-Не участвовать ни в одном из текущих проектов;

-Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

-В любой момент могут начать новый проект.

  С самого начала учащийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости  при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.  При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль учащегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

-Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое учащемуся, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

-Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с учителем.

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

2. Общая характеристика метода проектного обучения.

2.1. Понятие метода проекта.  

          Определение учебного проекта в основном совпадает у разных авторов. По определению Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

              Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Исходя из этого, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.    

     

2.2. Цели и особенности проектного обучения.

      Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

-Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей.

-Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

             Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» (Я могу, я хочу, я нравлюсь и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

3. Предполагаемый результат.

3.1 Проектная деятельность предполагает воспитание у учащихся качеств, умений, компетенций.

Качества:

-Самостоятельность;

-Инициативность;

-Целеполагание;

-Креативность.

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

-Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания,);

-Творческие (умение генерировать идею, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

-Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль;

-Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности.

-Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере).

Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:

-Принцип коммуникативности;

-Принцип ситуативной обусловленности;

-Принцип проблемности;

-Принцип автономности.

3.2. В ходе проектной деятельности у учащихся развиваются следующие способности:

-Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).

-Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).

-Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).

4.  Структурирование проектов.

4.1 Этапы работы над проектом.

          В проектной деятельности принято выделять несколько этапов следующие:

№ п/п

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2

Планирование

А) определение источников информации;

б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.

3

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4

Формулирование результатов

Анализ информации, формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

5

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6

Оценка результатов в процессе проектной деятельности.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

Классификация проектов.

№ п/п

Критерии

Виды проектов

1

По содержанию проекта

- Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

- Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

- Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2

По методу, доминирующему в проекте.

  - Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);

 -Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);

 -Информационные, практико-ориентированные (их особенность  состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

3

По характеру координирования проекта.

- С явной координацией;

- Со скрытой координацией

4

По включенности проектов в учебные планы

- Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

- Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

5

По характеру контактов

- Внутренние (региональные);

6

По продолжительности выполнения проекта

- Мини-проекты (несколько недель);

- Средней продолжительности (несколько месяцев);

- Долгосрочные (в течение года).

7

По количеству участников проекта

- Коллективные;

- Индивидуальные;

- Групповые

 Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми, из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. История при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умен...

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....

Доклад: "Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся"

Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихсяА.О. ВласоваЮ.Ю. ТюринаМуниципальное образовательное учреждение«Тираспольская средняя школа №11&r...