Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.
методическая разработка на тему

Воронова Татьяна Михайловна

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronova_.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.

Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром. Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования. В настоящее время в условиях реализации ФГОС, одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным в любой стране мира. В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника:

•        ценностно-ориентационная компетенция;

•        общекультурная компетенция;

•        когнитивная компетенция;

•        информационно-технологическая компетенция;

•        компетенция социального взаимодействия;

•        компетенция личностного саморазвития;

•        коммуникативная компетенция.

В своей учебной деятельности особое внимание я уделяю формированию и развитию учебно-познавательной компетенции, которая представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Формирование этой компетенции возможно только при умелом использовании учителем разнообразных технологий обучения и воспитания.  Мной используются те, которые наиболее полно отражают принципы компетентностного подхода и положительно влияют на мотивацию учащихся к учебному труду, на развитие личности, способной к творческой и исследовательской деятельности

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

Планирование - определение источников информации,  способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения,  учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.

Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели;

Оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность в школьников.

 Классификация проектов:

- по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

- по содержанию – предметные и межпредметные;

- краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;

- по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Технология самостоятельной деятельности учащихся является наиболее эффективной и часто используемой мной на уроках и во внеурочной деятельности, так как, во-первых, наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе самостоятельной деятельности, во-вторых, это один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке.

Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, В.П.Беспалько  выделил уровни усвоения учебной информации

Уровни самостоятельной деятельности учащихся

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Копирующее действие по заданному образцу

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за приделы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях

через

1.Самостоятельные и контрольные работы по карточкам, где каждый учащийся решает свои задания.

2. Анализ всех ошибок допущенных в  самостоятельных и контрольных работах

3. Задание под * в каждой домашней работе, за которую выставляется дополнительная оценка.

4. Творческую домашнюю работу   ( Найти и решить)

Самоанализ,

Самопроверка, самоконтроль.

Подготовка к ОГЭ.

Проектную деятельность.

Посещение элективных курсов,

внеурочной  деятельности

Научно- исследовательскую

деятельность учащихся.

Участие детей в

олимпиадах,

конференциях,

международных конкурсах.

5. Ожидаемый результат (изменения  в результативности  образовательного процесса).

Программа-максимум для меня – довести как можно больше детей до 4 уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих.

6. Практическая реализация темы по самообразованию,  результаты самообразования.

Форма

(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.)

Тема

Уровень

(школьный, районный, РС(Я),РФ)

Дата

Вебинар

 «Роль компонентов учебно-методических компонентов по математике в формировании образовательной мобильности и компетентности обучающихся в основной школе на примере УМК для 5-7 классов под  Г. В.  Дорофеева и И. Ф. Шарыгина». (М.В. Генералова, методист Центра естественно-математического образования издательства « Просвещение»)

РФ

20.04.2015г

Всероссийская викторина - 1место

Концептуальные основы ФГОС основного общего образования»,  проводимой образовательным сайтом Педразвитие.ру  

РФ

18.03.16 г.

Международная панорама современных педагогических идей «Педагогическое мастерство»

Научно - методическая работа: « Проектная деятельность в обучении робототехнике в школе»  2016 г .

РФ

19.02.16 г.

Практико - ориентированной   онлайн   конференции

 «Развитие информационной  образовательной среды и  научно-техническое  творчество в  современной   школе», проведенной  на портале «Образовательная   галактика  Intel»

РФ и СНГ

23.03–3.04 2015 г.

Практико - ориентированной   онлайн   конференции

 «Современная   школа : новые  образовательные  технологии  и  электронные  учебники»,

проведенной  на  портале «Образовательная   галактика  Intel»  

(edugalaxy.intel.ru/conf/school2015)

РФ и СНГ

2.10-13.11

2015  г.

Вебинар

«Эффективные приемы формирования ключевых компетентностей при работе с УМК «Сфера.Математика» издательства « Просвещение» (Сафонова Н. В., координатор Центра «Сфера» по математике издательства « Просвещение») 2015 г.

РФ

23.05.2015г

Вебинар

«Современный урок в условиях ФГОС средствами УМК по матиматике издательства « Просвещение»( Пустовитова Е. В., ведущий методист информационно-методического отдела  издательства «Просвещение») 2015 г.

РФ

19.03.2015г

7. Выводы, задачи на следующий год.

        

Дата                                                                                                                   Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...