Программа сопровождения адаптации учащихся к обучению
рабочая программа по психологии по теме

Лисова Светлана Владимировна

Содержание работы педагога психолога со всеми участниками образовательного процесса при адаптации учащихся 1,5, 10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           «Утверждаю»____________

                                                                                           Директор школы  Т.П.Максимова

                                                 _________________2010 г.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

Психолого-педагогического сопровождения процессов

адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов

Данная программа составлена на основании методических рекомендаций для руководителей и педагогов-психологов образовательных учреждений   Департамента образования от  04.06.2008 № ДО – 2397 – 04 – 07.

Необходимость адаптации возникает при изменении социального окружения человека и в связи со сменой его деятельности. У первоклассников, пятиклассников и десятиклассников изменяется социальное окружение (новые учащиеся, учителя) и происходит изменение системы деятельности (смена ведущего вида деятельности, новая ступень образования). Переживания, эмоциональный дискомфорт – явления, которыми сопровождается ситуация новизны. Длительное психо-эмоциональное напряжение ведёт к школьной дезадаптации. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать процесс адаптации менее «болезненным» для учащихся.

Цель сопровождения – обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации.

Задачи:

Адаптация первоклассников:

1. Помочь ребёнку занять позицию школьника.

2. Способствовать формированию учебной мотивации и позитивного отношения к школе.

3. Осуществлять профилактику психо-эмоциональных нарушений с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

4. Подготовить родителей к новой роли – родителя школьника.

Адаптация пятиклассников, десятиклассников:

1. Помочь принять позицию ученика второй, третьей ступени.

2. Способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе.

3. Познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся.

4. Познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников, десятиклассников.

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ДОШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И  НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ

Направления деятельности

Участники

Формы организации деятельности

Сроки

Ответственные

Необходимые материалы, документы

I. Просветительская и профилактическая работа

Педагоги МДОУ, учителя начальных классов, психолог ОУ

«Круглый стол».

ПМПК. Консилиум. Семинары.

Дискуссии. Диспуты

Февраль – май

Зав. МДОУ

Психолог  

Тематика планируемых мероприятий;

Рекомендации

Родители

Родительские собрания;

Тренинги детско-родительского взаимодействия;

Наглядная агитация (обзор мет. литературы, оформление инф. стендов в ДОУ, буклеты)

Декабрь - май

Зам. зав. ДОУ

Тематика родительских собраний;

Рекомендации-памятки для родителей; Индивидуальные памятки для родителей гиперактивных, агрессивных, леворуких и часто болеющих детей

Системно подобранный инф. материал

Дети 6-7 лет

«Презентация школы»

Май  - сентябрь

Завуч ОУ

План проведения

II. Диагностическая деятельность



Педагоги ОУ

Анкеты об особенностях развития детей 6,5 – 7,5 лет

Сентябрь

Психолог ОУ

Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций.

Получение общих данных по адаптации по классу и параллели.

Родители

Анкеты об особенностях развития детей в условиях семейного воспитания

Сентябрь

Психолог ОУ

Дети (6 лет – за год до поступления в школу)






Учащиеся 1-го класса

Диагностика общей психологической готовности к школе






Диагностика адаптации к школе

Октябрь – ноябрь




Март – май

Сентябрь-Май






Психолог ОУ



Психолог ОУ

III. Коррекционно-развивающая работа


Педагоги

Психологические тренинги, игры, психологические этюды

Сентябрь- декабрь

Психолог  ОУ

Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт результатов работы

Родители

Психологические тренинги, игры, психологические этюды

Сентябрь- декабрь

Психолог ОУ

Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт результатов работы

Дети

Развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения.

Игровой тренинг «Введение в школьную жизнь»

Коррекционные занятия (по индивидуальному плану)

1 – 2 раза в неделю


В течение  года

Психолог ОУ

Наличие программы

IV. Консультативная деятельность

Педагоги

Индивидуальные и групповые по результатам диагностических обследований и по запросам

В течение года

Психолог ОУ

Журнал консультаций

Родители

V. Экспертная работа

Психологическая служба ОУ, Социальный педагог, Медицинская служба,

Педагоги начальных классов, Администрация ОУ

Участие в психолого-педагогическом консилиуме школы. Участие в ПМПК, педагогических советах, совещаниях по преемственности  дошкольного и начального образования

По плану работы ОУ

Администрация ОУ

Наличие протоколов,

отчётов, сводных данных

сравнительного анализа результатов диагностики адаптационного периода Подготовка материалов на школьный психолого-педагогический консилиум.

Подготовка материалов.

VI. Организационно-методическая работа

Администрация ОУ

Психолог ОУ

Администрация МДОУ

Психолог МДОУ

Разработка нормативно-правовых документов в ОУ и МДОУ по проблеме адаптации;

Анализ и планирование деятельности ОУ и МДОУ по проблеме адаптации;

Анализ научно-практической литературы для разработки коррекционных и развивающих программ;

Подбор диагностического инструментария

По плану работы ОУ и МДОУ

Администрация и методическая служба ОУ и МДОУ

Наличие нормативно-правовой документации и методического обеспечения


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ

Направления деятельности

Участники

Формы организации деятельности

Сроки

Ответственные

Необходимые материалы,документы

I. Просветительская и профилактическая работа

Учителя начальных классов, психолог ОУ,

учителя, работающие в 5-х классах

«Круглый стол».

 Консилиум. Семинары.

Совещания при директоре

Февраль –

ноябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ

Тематика планируемых мероприятий;

Рекомендации

Родители

Родительские собрания;

Тренинги детско-родительского взаимодействия;

Наглядная агитация (обзор мет. литературы, оформление инф. стендов в ОУ, буклеты)

Апрель - ноябрь

 Психолог ОУ

Тематика родительских собраний;

Рекомендации-памятки для родителей;

Системно подобранный инф. материал

Дети

«Презентация школы»

«Самопрезентация классных руководителей и педагогов ОУ»

Классные часы в 4 классах.

Май  - сентябрь


Май

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ

План проведения

II Диагностическая деятельность

Педагоги ОУ, принявшие 5-е классы

Анкеты об особенностях развития детей младшего подросткового возраста

Сентябрь

Психолог ОУ

Анализ анкет

Учёт полученных данных при планировании дальнейшей работы Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций

Анализ полученных общих данных

Родители

Анкеты об особенностях развития детей в условиях семейного воспитания

Сентябрь

Психолог ОУ

Учащиеся 4-х классов





Учащиеся 5-х классов

Диагностика готовности к обучению в среднем звене





Диагностика адаптации к обучению в среднем звене

Апрель – май





Сентябрь - ноябрь

Психолог ОУ







Психолог ОУ

III. Коррекционно-развивающая работа

Педагоги

Психологические тренинги, игры, психологические этюды

Сентябрь- ноябрь

Психолог  ОУ

Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы

Родители

Психологические тренинги, игры, психологические этюды

Сентябрь- ноябрь

Психолог ОУ

Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы

Дети

Развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения

Коррекционные занятия (по индивидуальному плану)

1 – 2 раза в неделю


В течение  года

Психолог ОУ

Наличие программы ( в программе не менее 16 занятий0


Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций

IV. Консультативная деятельность

Педагоги

Индивидуальные и групповые по результатам диагностических обследований и по запросам

В течение года

Психолог ОУ

Журнал консультаций

Родители

V. Экспертная работа

Психологическая служба ОУ.

Социальный педагог. Медицинская служба.

Педагоги начальных классов. Учителя среднего звена.

Администрация ОУ

Участие в консилиумах, педагогических советах, совещаниях по преемственности между начальным и средним звеном

По плану работы ОУ,

октябрь

Администрация ОУ

Наличие протоколов,

отчётов, сводных данных

сравнительного анализа результатов диагностики адаптационного периода

VI. Организационно-методическая работа

Администрация ОУ

Психолог ОУ

Разработка нормативно-правовых документов в ОУ по проблеме адаптации;

Анализ и планирование деятельности ОУ по проблеме адаптации;

Анализ научно-практической литературы для разработки коррекционных и развивающих программ;

Подбор диагностического инструментария

По плану работы ОУ

Администрация и методическая служба ОУ

Наличие нормативно-правовой документации и методического обеспечения


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ

Направления деятельности

Участники

Формы организации деятельности

Сроки

Ответственные

Необходимые материалы, документы

I. Просветительская и профилактическая работа

Учителя среднего и старшего звена, психолог ОУ,

«Круглый стол».

 Консилиум. Семинар

Май –

ноябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ

Тематика планируемых мероприятий;

Рекомендации

Родители

Родительские собрания.

Наглядная агитация (обзор мет. литературы, оформление инф. стендов в ОУ, буклеты)

Апрель - ноябрь

 Психолог ОУ

Тематика родительских собраний;

Рекомендации-памятки для родителей;

Системно подобранный инф. материал

Дети

«Презентация школы» (при организации профильного обучения)

«Самопрезентация классных руководителей и педагогов ОУ»

Май  - сентябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ

План проведения

II Диагностическая деятельность

Педагоги ОУ, принявшие 10-е классы

Анкеты об особенностях развития детей старшего школьного возраста

Сентябрь

Психолог ОУ

Анализ анкет

Учёт полученных данных при планировании дальнейшей работы Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций

Наличие портфолио

Обобщение полученных данных

Родители

Анкеты об особенностях развития детей в условиях семейного воспитания

Сентябрь

Психолог ОУ

Учащиеся 9 - х классов





Учащиеся 10-х классов

Составление портфолио Диагностика особенностей развития личности в старшем школьном возрасте





Диагностика адаптации к обучению в старшем звене

В течение года







Сентябрь - ноябрь

Классные руководители 9-х классов

Психолог ОУ





Психолог ОУ

III. Коррекционно-развивающая работа

Педагоги

Психологические тренинги по профориентации, личностному росту и т.д., ролевые игры, психологические этюды

Сентябрь- ноябрь

Психолог  ОУ

Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы

Родители

Психологические тренинги, игры, психологические этюды

Сентябрь- ноябрь

Психолог ОУ

Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы

Дети

Развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения

Коррекционные занятия (по индивидуальному плану)

1 – 2 раза в неделю


В течение  года

Психолог ОУ

Наличие программы


Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций

IV. Консультативная деятельность

Педагоги

Индивидуальные и групповые по результатам диагностических обследований и по запросам

В течение года

Психолог ОУ

Журнал консультаций

Родители

Учащиеся

V. Экспертная работа

Психологическая служба ОУ

Социальный педагог, Медицинская служба,

Педагоги среднего и старшего звена, Администрация ОУ

Участие в консилиумах, педагогических советах, совещаниях по преемственности между средним и старшим звеном

По плану работы ОУ,

октябрь

Администрация ОУ

Наличие протоколов,

отчётов, сводных данных

сравнительного анализа результатов диагностики адаптационного периода

VI. Организационно-методическая работа

Администрация ОУ

Психолог ОУ

Разработка нормативно-правовых документов в ОУ по проблеме адаптации;

Анализ и планирование деятельности ОУ по проблеме адаптации;

Анализ научно-практической литературы для разработки коррекционных и развивающих программ;

Подбор диагностического инструментария

По плану работы ОУ

Администрация и методическая служба ОУ

Наличие нормативно-правовой документации и методического обеспечения

Литература:

  1. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991.
  2. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой, - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт - М», 2001.
  5. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
  6. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе .
  7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: генезис, 2003;
  8.  Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: пособие для родителей, специальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – СПб.6 Каро, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и сопровождения выпускников ГБ(О)ОУ детского дома № 6 "Три ступени в жизнь"

Целями Программы являются: - формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптаци...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не...

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации

Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...