Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
рабочая программа по психологии по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a

тел./факс 252-04-56

                           

Принята                                                                                            «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                               Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                               ____________М. Г. Черных

                                                                                                           «___»________________ г.

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения

адаптации учащихся 1х классов

к школьному обучению

Принято на заседании научно-методического отдела

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.

Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

1. Пояснительная записка

- актуальность программы

- цели и задачи программы

- количество и длительность занятий, этапы работы

- целевая группа

- прогнозируемые результаты

- параметры результативности и диагностика

- организационно- педагогические условия

2. Характеристика целесообразной методики построения курса.

3. Содержание программы

4. Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

5. Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Под адаптацией понимается успешность школьника в обучении, положительный эмоциональный фон его пребывания в школе, а также отсутствие тенденции к нарушению норм школьной жизни. Противоположная ситуация – дезадаптация рассматривается как неуспешность ребенка в сфере обучения и невозможность найти в школе  «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации.

Адаптация учащихся 1 классов школы-интерната №2 осложняется тем, что  дети с речевыми нарушениями зачастую имеют специфические особенности развития высших психических функций – внимание, мышление, память, восприятие. Особенно страдают компоненты непосредственно связанные с первичным, речевым дефектом – вербально-логическое (словесное) мышление, словесная, ассоциативная память и т. п.. Также бывает нарушена произвольность деятельности и самоконтроль. Все это вызывает трудности при школьном обучении, и, соответственно, процесс адаптации к школьному обучению у таких детей осложняется.

Данная ситуация нуждается в психолого-педагогической коррекции.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.

Цель программы:

Формирование школьной зрелости учащихся и повышение эффективности социальной адаптации к окружающей действительности; познавательно-личностное развитие школьников.

Задачи программы:

-Актуализация резервных возможностей развития учащихся с тяжелой речевой патологией;

-Развитие индивидуальных особенностей воспитанников и учащихся: интересов, способностей, отношений, жизненных планов и т.д.;
-
 Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

- Развитие познавательных способностей;  

- Развитие общеучебных умений и навыков;

-Формирование УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных).

Количество и длительность занятий, этапы работы:

1 этап: индивидуальная диагностика познавательной сферы, эмоционально-волевой зрелости и поведения каждого первоклассника из расчета 1 человек – 2 часа.

2 этап: дифференциация учащихся по результатам обследования:

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

3 этап: коррекционно-развивающие занятия с учетом индивидуальных особенностей детей.

 Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 22 занятия длительностью 1 ак. час.

4 этап: консультирование родителей и педагогов для реализации индивидуального подхода к учащимся.

5 этап: оценка эффективности проведенной работы путем сравнения входной и заключительной диагностики.

Целевая  группа:

Первоклассники

Прогнозируемые результаты:

  1. развитие внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, речи
  2. повышение уровня волевой регуляции познавательных процессов и поведения
  3. приобретение и закрепление навыков учебной деятельности
  4. развитие самоконтроля, формирование навыков общения
  5. улучшение психоэмоционального статуса учащихся

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном  возрастном этапе, в рамках возможностей и особенностей учащихся с тяжелой реевой патологией.

1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

 3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Параметры результативности и диагностика

В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка результатов входной и заключительной диагностики.

Использовали следующие показатели:

- при поступлении в 1й класс: исследование познавательных психических процессов: Опросник К. Йерасека (вербальное мышление, речь, общая осведомленность), методика исследования внимания - «Треугольники», «Лабиринты», «Найди отличия», «Методика заполнения фигур»; мышления – «Найди лишнее», «Подбери пару», «Назови одним словом»; памяти – «Методика запоминания 10 слов», «Что изменилось?»; восприятия – «Воссоздание целого по части», «Найди спрятавшихся на рисунке животных».

- исследование эмоционально-волевой сферы и поведения – наблюдение в учебной и вне учебной деятельности, беседа, тест Люшера;

- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- мониторинг обученности учащихся

- мониторинг воспитанности учащихся

- психолого-педагогический мониторинг        

Организационно- педагогические условия

  1. Временные и материальные ресурсы.

Группа формируется на основе результатов диагностики учащихся 1х классов, количество человек на занятии: 3-6.

  1. Условия  проведения.  

Занятия  проводятся в кабинете психолога - просторном, хорошо проветриваемом помещении, где созданы условия для занятий и релаксации.

  1. Оборудование:

- заготовленные задания психолога на каждое занятие и упражнение.

  1. магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
  2. ПК
  3. принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4;
  4.  ручки для каждого участника;
  5. заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
  6. записи инструментальных фоновых мелодий;
  7. необходимое оборудование при проведении психологических игр

  1. Характеристика целесообразной методики

построения курса.

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием  занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.

Используемые педагогические технологии.

применяются технологии и техники арттерапии, сказкотерапии,  релаксации,  психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, ИКТ.

        3. Содержание программы

Тема 1: Развитие и коррекция познавательной сферы

Развитие всех произвольных познавательных психических процессов  - мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения.

         Тема 2: Формирование мотивации к обучению.

Формирование желания учиться, позитивного отношения к учебному процессу. Осознание смысла учебы.

         Тема 3: Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Разрядка школьной тревожности, школьных страхов. Коррекция нежелательных черт поведения и характера. Коррекция негативных поведенческих реакций. Формирование понятия о чувствах и эмоциях, качествах людей, характере. Формирование навыков общения. Развитие навыков совместной деятельности, самоконтроля и саморегуляции, выработка навыков взаимодействия в группе. Формирование адекватной самооценки.

         Тема 4: Релаксация и снятие психоэмоционального напряжения.

 Снятие эмоционального напряжения. Профилактика стресса. Дыхательные упражнения. Слушание релаксационной музыки (из фонотеки психолога).

  1. Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

Дата

Тема

Основное содержание, методическое обеспечение.

Количество часов

1

Октябрь

Вводное занятие

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Упражнение «Я неповторимый человек» (из УМК психолога)
  2. Игра «Комплимент»
  3. Рисование: «Мой портрет»

1

2

Октябрь

Я – внимательный!

Развитие и коррекция познавательной сферы.

  1. Игры на внимание с использованием ИКТ
  2. Задания в рабочей тетради стр. 2,3 (распечатка из УМК психолога)

1

3

Октябрь

Формирование мотивации к обучению

Формирование мотивации к обучению

  1. Чтение и обсуждение психотерапевтической сказки «Кораблик» (УМК психолога)
  2. Ответы на вопросы к сказке.

1

4

Октябрь

Мотивация к обучению

Формирование мотивации к обучению

  1. Артерапевтическое занятие – делаем рисунки к сказке «Кораблик»

1

5

Ноябрь

Развитие внимания

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Игра «Подбери пару»
  2. Игра «Разложи картинки»
  3. Задания из рабочей тетради стр. 4, 5 (из УМК психолога)

1

6

Ноябрь

Самый умный

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Игра «Найди лишнее»
  2. Задания из рабочей тетради стр.10,11 (УМК психолога)

1

7

Ноябрь

Наши чувства

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Презентация «Мир эмоций»
  2. Задания из рабочей тетради «Полезные привычки»(УМК психолога)

1

8

Декабрь

Развитие произвольного внимания

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Игра ИКТ «Занимательная логика»
  2. Задания из рабочей тетради стр.12,13 (УМК психолога)

1

9

Декабрь

Размышлялки

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Компьютерная развивающая игра «Размышлялки»:
  2. «Подбери пару для того, что видишь»
  3. «Сортировочная станция»
  4. «Чудо-Юдный магазин»

1

10

Декабрь

Развитие зрительного восприятия с использованием ИКТ

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Что нарисовано на картинке?
  2. На какую фигуру похоже?
  3. Найди цветовую схему.

1

11

Декабрь

Профилактика нежелательных черт характера и поведения

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Сказкотерапия: чтение сказки «Слоненок с шариками» («Практика сказкотерапии» под ред Н.А. Сакович стр.45).
  2. Обсуждение сказки.

1

12

Январь

Формирование адекватных форм поведения

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Чтение сказки «Ссора» («Практика сказкотерапии» под ред Н.А. Сакович стр.64).
  2. Разыгрывание ситуаций

1

13

Январь

«Чудо-юдный магазин»

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Игра «Найди лишнее» (презентация)
  2. Игра «Чудо-юдный магазин» на ПК (из УМК психолога)

1

14

Январь

Развитие коммуникативных способностей и навыков общения.

  1. Нарисуй, что лучше делать одному, а что вместе.
  2. Рисование вместе, одним карандашом.

1

15

Февраль

Развитие мышления, внимания

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Назови одним словом.
  3. Задания из рабочей тетради стр. 15-16 (УМК психолога)

1

16

Февраль

Развитие мышления, внимания, памяти

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Где чей хвост?
  2. Назови предмет, тень которого видишь.
  3. Назови одним словом.
  4. Что перепутал художник?

1

17

Февраль

Проблемы первоклассника в школе.

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

  1. Копилка трудностей
  2. Театр
  3. Рисунок «Трудные ситуации первоклассника».

1

18

Март

Качества людей

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. «Мы похожи – мы отличаемся»
  2. Задание «Я – неповторимый человек» (раб. тетр. «Полезные привычки» УМК психолога)

1

19

Март

Я – ученик

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Закончи предложения «Ученик может…», «Ученик должен…»
  2. Задания из рабочей тетради стр. 17,18 (УМК психолога)
  3. Разыгрывание и анализ ситуаций из школьной жизни.

1

20

Март

Лесенка моих успехов

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Рисование лесенки успехов.
  2. Обсуждение рисунков

1

21

Апрель

Релаксация и снятие психоэмоционального напряжения

  1. Релаксационное дыхание
  2. Слушание классической музыки
  3. Игры с песком

1

22

Апрель

Итоговое занятие

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Беседа- анализ событий учебного года.
  2. Рисование «Мой первый класс»

1

5. Список используемой литературы

1) Выготский Л. С. Собрание сочинений 1,2 т.т.

2) Абрамова Г. С. «Практическая психология»

3)Дубровина И. В.«Индивидуальные особенности школьников»

4) Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе»

5) Дубровина И. В. «Психология: учебник для студентов ср. пед учебных заведений.

6) Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога»

7) Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»

8)Практика сказкотерапии под ред. Н.А. Сакович

9) С. В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет»

10) Л. П. Уфимцева, Т.К. Окладникова «Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения»

11)  А. А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания, программа для детей 5-9 лет».

12) М. И. Чистякова «Психогимнастика

13) А. Романов «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей»

14) А. Романов «Направленная игротерапия»

15) Н. П. Слободяник «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы»

16) сайты Internet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения адаптации учащихся к обучению

Содержание работы педагога психолога со всеми участниками образовательного процесса при адаптации учащихся 1,5, 10 классов...

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)

Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году

СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...

Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению «Я- первоклассник»

Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению  «Я- первоклассник» состоит из 6 полноценных занятий педагога-психолога с первоклассниками....