СТАТЬЯ О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
статья по обж

ЕСАУЛОВ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Результат работы по военно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esauvlov_gv_statya.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Г.В. Есаулов

 Учителя ОБЖ

 МОБУ Лицея № 59 им. Трубачёва М.Г. г. Сочи

 Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

 Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

 С. Я. Маршак

       Вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи особо актуален в последние несколько лет в связи с непростой срежиссированной пропагандисткой обстановкой в современном мире. В.В. Путин призвал к тому, чтобы патриотическое воспитание органично вписывалось в систему образовательной и воспитательной работы: «Мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам...». Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к Родине, в воспитании гражданина.  Особая роль здесь должна принадлежать изучению военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению Отечеству.

         С 2006 года на базе МОБУ Лицея №59 им. Трубачёва М.Г. создано и функционирует школьное неформальное военно-патриотического объединение «Адлерец». С 2016 года лучшие ее воспитанники вступают в ряды Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» (первого Юнармейского отряда г. Сочи). Отряду присвоено имя героя-афганца Рощинского Андрея, выпускника лицея.

         Для успешной работы объединения создана и реализуется программа воспитания «Мы любим Отечество», согласно новым требованиям ФГОС второго поколения для основного общего образования. Центральным ориентиром в ходе разработки программы стало стремление к гармоничной целостности личности учащихся, а также желание сформировать, выработать и развить познавательные, коммуникативные, социальные навыки и способности учеников. Данная программа в 2018 году была представлена на очном Всероссийском конкурсе социально активных технологий воспитания обучающих «Растим гражданина». Итог диплом I-степени в номинации программа воспитания и награждение в Совете Федерации РФ.

        Основная цель программы: развитие и воспитание высоконравственных и успешных личностей, которые занимают активную гражданскую позицию и организуют социально-значимую деятельность. Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у воспитанников патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей и направленной на решение задач по разностороннему развитию личности юного гражданина России через коллективную творческую деятельность (КТД).

        Целевая аудитория программа «Мы любим Отечество» рассчитана для детей среднего и старшего школьного возраста.

        Идея программы заключается в объединении подростков в единую коллективно – творческую деятельность по военно- патриотической направленности (коллективная и групповая работа).

         К основным задачам программы относятся:

 − обеспечение благоприятных условий для развития личности учеников;

 − обновить содержание системы патриотического воспитания, основанной на воспитание личности с развитым чувством патриотизма, личности, которая не только определяет для себя приоритетными духовные и культурное ценности, но и стремится их преумножать;

− способствовать развитию интереса у детей к военно-историческому прошлому России, развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность;

 − установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами, работающими по проблеме военно-патриотического воспитания:  воинские части, совет ветеранов, совет воинов афганской войны, администрация города, СМИ и т д.

 − ежегодное поступление выпускников в высшие учебные заведения МЧС, МВД, ФСО, МО РФ;

− организация помощи в формировании и развитии познавательных, исследовательских, творческих и иных способностей школьников;

− моделирование и формирование нравственного отношения к человеку, знаниям, труду и природе;

− воспитание морально-нравственного и гражданско-патриотического сознания, базирующегося на сохранении и сбережении культурноисторического наследия страны, отечественных традиций посредством привлечения школьников к изучению и освоению истории родного края и страны в целом;

 − организация и формирование коллектива как воспитательной системы, базирующейся на дружественной социальной среде;

− организация различных видов коллективной творческопознавательной деятельности обучающихся;

− вовлечение школьников в разного рода социализирующее взаимодействие (участие учеников в школьных мероприятиях и мероприятиях иного уровня); − формирование, укрепление и поддержание здорового образа жизни обучающихся;

− развитие и совершенствование ученического самоуправления;

 − сохранение и укрепление российских традиций, содействующих организации и развитию коллектива;

 − диагностирование, регулирование и корректировка личностного развития школьников посредством метода «Портфолио», организация и создание условий для развития способностей к самоанализу, саморазвитию и установке адекватной самооценке у учеников;

− организация необходимых условий для участия семей учеников в воспитательном процессе коллектива, увеличения активности родителей; привлечение родительского сообщества к участию в управленческом процессе жизни коллектива в целом;

− вовлечение учеников в систему дополнительного образования для последующего обеспечения самореализации личности учащихся;

 − воспитание обучающихся на основе неотъемлемых критериев личностного достоинства человека, патриотизма, гражданственности, добропорядочности и уважения прав других людей.

Этапы реализации программы:

        Вырастить истинного патриота Отечества в образовательном и воспитательном пространстве возможно при планомерно организованной работе в рамках развития духовности, гражданственности и социальной активности личности. Данные векторные направления реализованы в содержательном контексте программы «Мы любим Отечество», имеющей 3 кластера («Мы  любим Сочи» – «Мы любим Кубань» - «Мы любим Россию») и 7 подразделов в каждом кластере от Хартии жителей Сочи:

 1. Мы улыбаемся солнцу, городу (краю, Родине), тебе!

2. Мы гордимся историей своего города (края, Родины)!

3. Мы проявляем доброту и милосердие!

 4. Мы занимаемся спортом, бережем здоровье, живем с удовольствием!

5. Мы познаем мир через искусство, природу, историю города (края, Родины)!

6. Мы делаем город (край, Родину) чистым, модным и красивым!

7. Мы культурные, любознательные, активные учащиеся!

       Главным критерием оценки деятельности программы является ее эффективность и результативность. Безусловно, бывают трудности, которые надо преодолеть, надо постоянно увеличивать знания, опыт, надо постоянно совершенствоваться в разных направлениях. Только через тренировки, опыт и усилия можно добиться положительных результатов. Высокая мотивация обусловлена тем, что учащиеся, участвуя в различных муниципальных, краевых и Всероссийских конкурсах, соревнованиях, семинарах, смогли стать призерами, победителями различных мероприятий. Смогли познакомиться и пообщаться с прекрасными людьми, успешными учениками и взрослыми людьми нашего лицея, города, края, страны. 24 февраля 2017 года Юнармейское объединение приняло участие в торжественной Церемонии открытия III Зимних Всемирных военных игр 2017 года в Сочи. Ежегодное увеличение численности желающих вступить в ряды школьного неформального военно-патриотического объединения «Адлерец», Всероссийского военно-патриотического движения Юнармия. В августе 2023 года  Ачегу Виктория ученица 9 «А» класса победитель Всероссийского конкурса проводимым ВДЦ «Орленок», награждена поездкой в «Военно-патриотический лагерь «ЮНАРМЕЕЦ». Октябрь 2023года  Райсян Эрика ученица 9 «Б» класса победитель Всероссийского конкурса, участник  дополнительной общеобразовательной программы  «Всероссийская смена лидеров ученического самоуправления «Вектор Успеха» в рамках 11-ой смены в МДЦ «Артек». Участники школьного объединения за активную и успешную работу награждены грамотами, медалями, дипломами на муниципальном, краевом и Всероссийском уровне. Ежегодно юноши и девушки выпускники лицея проступают в высшие учебные заведения ФСБ, МВД, МЧС, и МО РФ. В Лицее программа позволила поднять на новый уровень детское самоуправление, которое строится на принципах: взаимопомощи и доверия; стремления к развитию; равноправия всех участников; коллегиальности принятия решений; приоритетности прав и интересов обучающихся; гуманности по отношению к каждой отдельной личности. Мотивация рождает успешность, а успешность способствует активности, развитию и удовлетворенности своей учебной, трудовой деятельности. Воспитание патриотизма через школьное неформальное военно-патриотическое объединение призвано дать новый импульс духовному оздоровлению учащихся, формированию в России единого гражданского общества.

Список используемых источников 

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: [Учеб. пособие для вузов] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 509 с. 9

2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионально-личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 400 с.

3. Хартия жителей города Сочи [Электронный ресурс]. – URL: https://sochi.ru/gorod/obshchaya-informatsiya/simvolika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов».

Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, с...

Военно-патриотическое воспитание школьников через школьный подростковый клуб

Программа военно-патриотического воспитания "Я рожден в России" школьного подросткового клуба "Патриот"...

Воспитание патриотизма через краеведение в Батаринской школе

Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, фор...

Проект месячника по военно-патриотическому воспитанию по оборонно-массовой и военно-патриотической работе (в урочной и внеурочной деятельности - комплексный подход)

В рамках месячника по оборонно-массовой и военно-патриотической работе мной были проведены различные мероприятия.В целом структурно вся моя деятельность, направленная на формирование патриотического в...

Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов

Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, спарта...

«Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов»

  Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Коренные преобразования в стране конца XX - начала...

Статья «Военно-спортивная игра «Зарница» в системе военно-патриотического воспитания»

Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами  оно вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качества...