Воспитание патриотизма через краеведение в Батаринской школе
статья по географии (8 класс) на тему

Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование — комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него —   к   Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

  • изучение местного материала на уроках;
  • изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
  • изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
  • проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
  • обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);
  • использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведческая работа в Батаринской  школе проводится в двух основных формах: на уроках и во внеучебное время. Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления — знания — умения — деятельность.

Школьный музей  и музей- комплекс  имени Ф.К.Попова— это база организации краеведческой работы в школе и предстоит большая работа по включению его в учебно-воспитательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 ВВЕДЕНИЕ

Меняются времена, эпохи, люди…

Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

           

                                  Понятие, цели и задачи краеведения в школе.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение —всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

  • фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
  • газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
  • правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
  • безработица, пьянство, наркомания.
  • бездомные и нищие.
  • никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
  • компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота —человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

  • - беречь природу и окружающую среду в целом;
  • - сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых
  •   поколений;
  • - беречь памятники истории и культуры;
  • - относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

                            Человек — звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я —достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

  1.  Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

2. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

3. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

4. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

5. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

       Воспитание патриотизма через краеведение в Батаринской школе

Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование — комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него —   к   Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

  • изучение местного материала на уроках;
  • изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
  • изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
  • проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
  • обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);
  • использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведческая работа в Батаринской  школе проводится в двух основных формах: на уроках и во внеучебное время. Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления — знания — умения — деятельность.

Школьный музей  и музей- комплекс  имени Ф.К.Попова— это база организации краеведческой работы в школе и предстоит большая работа по включению его в учебно-воспитательный процесс.

        Наша школа в течение многих лет работает над  темой «Воспитание школьника в духе патриотизма».

        Мегино-Кангаласский район – одно из самых удивительных мест Республики Саха (Якутия), а наш Батаринский наслег это самый отдаленный  уголок, который славится своей историей и подвигом Героя Советского Союза Фёдором Кузьмичом Поповым.

         Учащиеся должны знать о своей малой Родине как можно больше: о трудовых и военных подвигах дедов, прадедов, братьев, выпускников школы, о формировании жизненного уклада населения. Для этого на уроках изучается: литература, история, география, экология  Республики Саха (Якутия). Сформированы кружки  «ТУРИЗМ», музееведы – краеведы, военно-патриотический клуб  «кадетские классы», лагерь «ПАТРИОТ».

 Программа кружка «Туризм»,   составлена на основе программ дополнительного образования детей с учетом особенностей нашей республики, города и наслега.

Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

 Задачи:

  • Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.
  • Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.
  • Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.
  • Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.

        Основной формой занятий  является беседа, спортивное ориентирование, походы, соревнования.

            С 2008 года разработан проект  «Военно – полевой, спортивный лагерь – как центр воспитания гражданина - патриота, духовно развитой личности». Основываясь на этом, открылся военно-полевой, спортивный лагерь  «Патриот»  на  базе Батаринской СОШ имени Ф.К.Попова.

Цель работы лагеря  «ПАТРИОТ»:

          военно-патриотическое воспитание учащихся   и формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, глубокого уважения к историческому, культурному наследию  своей Родины, привить им знаний и навыков, обеспечивающих идейно-политическую, морально-психологическую, трудовую и физическую подготовку будущих защитников Отечества.

Задачи лагеря  «ПАТРИОТ»:

  • Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.
  • Развивать спортивный туризм и  создать туристко-краеведческие и исследовательские деятельности.
  • Изучить памятников природы своего места проживания, а также поддержать памятников, скверов в образцовом состоянии.
  • Воспитать молодежь физически крепкой и выносливой, ловкой и волевой, способной стойко переносить все тяготы и лишения военной службы.
  • Воспитание гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии;
  • Воспитание гуманного отношения к людям;
  • Подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах России.
  • Разработать содержание и структуру военно-патриотического воспитания.

Краеведение в  нашей школе направлена на изучение истории края, района, села. Помогает учащимся комплексно и глубоко изучать прошлое и настоящее. Знакомить с боевыми и трудовыми подвигами  своего народа. Учит бережно относиться к истории своего отечества, изучать культурное и историческое  наследие, чтить память героев – земляков. Воспитывает в детях чувство добра, справедливости…

Главным результатом работы эколого-краеведческо-туристического общества является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все — «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

МБОУ Батаринская средняя общеобразовательная школа имени Ф.К.Попова

Воспитание патриотизма через краеведение.

                                      Борисов А.А.- учитель биологии и географии.

                                                        Сымах 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)

Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее р...

Воспитание патриотизма через применение информационных технологий на уроках информатики

 Данная статья содержит материал о воспитании патриатизма через применение информационных технологий на уроках информатики...

Воспитание патриотизма через русскую народную сказку.

Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство ч...

Развитие одарённостей детей, творчества, воспитание патриотизма через организацию поисковой и исследовательской деятельности по краеведению

В данной статье рассказывается, как я, руководитель школьного музея, поэтапно работаю над развитием талантов, одарённостей детей, вовлекая их сначала в поисковую деятельность, при которой у детей откр...

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Воспитание патриотизма через занятие «Разговоры о важном»»

Ознакомить коллег с различными формами работы по патриотическому воспитанию школьником через классный час «Разговоры о важном».Обобщить свой опыт работы по данному направлению....