"Музыка" 5 класс ФГОС ООО
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Мирон Александр Георгиевич

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_fgos_ooo_5-e_klassy_miron_gotovo.doc226.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение 2.6.

к основной образовательной программе

основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

УТВЕРЖДАЮ                             СОГЛАСОВАНО                             РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ СОШ № 4                   Председатель НМС                       На заседании ШМО

__________В. В. Бондарь                    _______Л. Н. Преутесей                учителей____________

Приказ №620 от 31.08.2015            протокол №4 от 31.08. 2015           протокол №4 от 31.08.2015



Рабочая программа

учебного курса 

«Музыка»

5-8 класс

ФГОС ООО



Программа рассчитана на 139 часов

Учебники: 

     «Музыка, 5 класс» В.О. Усачева, Л.В. Школяр Москва
       Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 г.

     «Музыка, 6 класс» В.О. Усачева, Л.В. Школяр Москва
       Издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

     «Музыка, 7 класс» В.О. Усачева, Л.В. Школяр Москва
       Издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

     «Искусство: музыка» 8 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеев
       Москва Издательский центр «Дрофа» 2014 г.

                                                                                                    Разработчик: Мирон А.Г.

г. Радужный, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения музыки на уровне основного общего образования (5-8 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы: 2015-2020 год (5-8 классы).

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов является компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897;

-Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2011;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Примерные программы по учебным предметам. «Музыка 5-8 классы». - М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения);

-Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов в МБОУ СОШ № 4 на уровне основного общего образования, приказ от 30.08.2014г. № 631.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно-методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ:

-«Музыка, 5 класс» В.О. Усачева, Л.В. Школяр Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2014г.

-«Музыка, 6 класс» В.О. Усачева, Л.В. Школяр Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.

-«Музыка, 7 класс» В.О. Усачева, Л.В. Школяр Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.

Искусство: музыка» 8 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеев Москва Издательский центр «Дрофа» 2014 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 238 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Искусство». Рабочей программой предусмотрено в V (34 часа), в VI,VII,VIII классах по – 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Учебное содержание курса музыки основного общего образования составляет  
1) 5 класс:

I. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» - 18 часов    
II. «Музыка и изобразительное искусство» - 17 часов                                        Всего: 34 часа
2) 6 класс:
I. «Преобразующая сила музыки
» - 17 часов
II. «В чем сила музыки» - 18 часов                                                                     Всего: 35 часов
3) 7 класс:
I. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» - 17 часов
II. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» - 18 часов
                                                                                                                                  Всего: 35 часов
4) 8 класс:
I. «Жанровое многообразие музыки» - 16 часов
II. «Музыкальный стиль – камертон эпохи» - 18 часов
III. «Итоговый урок» - 1 час                                                                              Всего: 35 часов
                                                                                                                                Итого: 139 часов

                              ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Курс музыки на уровне основного общего образования предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы  школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений
об окружающем мире. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников. Обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Всё это является фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Познавательное развитие школьников заключается в формировании основ художественного мышления, в дальнейшем развитии способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Социальное развитие растущего человека заключается в приобщении к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, в уважении к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, в освоении культурных традиций Отечества, малой родины и семьи.

Коммуникативное развитие учащихся заключается в постоянном и разнообразном учебном продуктивном сотрудничестве, в возможности активно участвовать в коллективном или ансамблевом пении, в развитии особого умения «слышать другого», в построении совместной деятельности и в поиске нетрадиционных вариантов решения творческих задач в процессе учебных ситуаций.

Интеграция музыки с другими предметами (изобразительное искусство, литература, история, география) раскрывается в нетрадиционных формах урока (урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-концерт и др.) в зависимости от тем года в каждом классе.

Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по музыке и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Музыка» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения,  интересов и потребностей учащихся.

Основное предназначение учебного предмета «Музыка» в системе общего образования заключается в формировании музыкально-творческой компетенции:

  • в общих умениях (умение сравнивать, обобщать, делать вывод; умение с голоса запоминать текст песен и программный материал; умение выразительно, эмоционально исполнить музыкальное произведение; способность выражать впечатления от музыкального образа средствами бессюжетного рисунка; умение отображать движение мелодии графически);
  • в слушании музыки (умение делать музыкальный анализ; умение высказывать и доказывать своё личное отношение к музыкальным произведениям; умение понимать музыкальный образ произведения; умение чувствовать особенности композиторского стиля музыкального произведения);
  • в вокально-хоровой деятельности (умение кантиленно петь, точно интонируя мелодию; умение протяжно исполнять гласные, чётко произносить согласные; умение соблюдать правило певческой установки; умение владеть певческим дыханием; умение слышать себя и других в общем хоре в слиянии голосов в общем звучании; умение голосом выразить чувства);
  • в музыкальной грамотности (умение определять средства музыкальной выразительности; умения различать и характеризовать жанры; знания о жизни и творчестве выдающихся композиторов);
  • в концертных выступлениях (умение артистично выступать перед публикой; умение реализовывать поставленные цели; умение донести до слушателей смысл и музыкальный образ);
  • в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий (умение находить образовательные ресурсы и содержательные  информации в сети Интернет);
  • в оценке успешности (умение оценивать собственное исполнение и выступления других относительно поставленной цели).

      Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы. Основное содержание программы начального общего образования было представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства» и «Музыкальная картина мира». Ключевые темы, освоенные в начальных классах, ориентированы на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям, на интеграцию с другими предметами (история, география, ИЗО, литература, русский язык и др.).

      Внеурочная деятельность в виде вокальных и хоровых студий реализовывает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и более конкретно развивает и раскрывает личные и творческие способности обучающихся, углубляет знания по предмету.

     Также данная программа уроков музыки даёт возможность формировать и развивать УУД, проектные и исследовательские действия (с учётом преемственности по ступеням общего образования), ИКТ-компетентность обучающихся, систематически применять на уроках презентации в программе Power Point.

     В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально - творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира, а в итоге — полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
  • воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведении музыкально-творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий).

                                                      ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе преподавания учебного предмета «Музыка» решены следующие задачи:

  • реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, в становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости;
  • проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов;
  • соотносить поступок с моральной нормой.
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
  • оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
  • анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира;
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку.
  • выявлять сходство и различие объектов.
  • приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию;
  • уважать духовный опыт и художественные ценности разных народов мира, культурные традиции Отечества, малой родины и семьи;

участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развивать умения «слышать другого»;

  • выстраивать совместную деятельность и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач;

Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

                       МЕСТО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

         Базисный учебный план МБОУ СОШ №4 на этапе основного общего образования включает 139 учебных часов для изучения курса «Музыка». В том числе: в 5-х классах (34 часа), в 6-8 классах - 35 часа, из расчета 1 ч в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Изучение музыки в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
  • принятие мультикультурной картины современного мира;
  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
  •  готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
  • творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

     Метапредметными  результатами изучения музыки являются:

регулятивные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
  • выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;
  • способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
  • умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
  • способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке;
  • умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;
  • умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

познавательные УУД:

  • способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
  • умение самостоятельно получать знания;
  • формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение находить  главные идеи в текстовом материале;
  • преобразование музыкального образа в пространственно-графический;
  • потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
  • наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения;
  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
  • представлять систему общечеловеческих ценностей;
  • осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
  • применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, 5 класс (34 часа)

I. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку. Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основании различных литературных источников. Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов.

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. Опера. Римского-Корсакова «Садко». История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы.

II. «Музыка и изобразительное искусство»

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.

Изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты).

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира.

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка.

Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием.

Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, 6 класс (35 часов)

I четверть

Жизнь – источник музыки. Эмоциональное воздействие музыки. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

Жанровые особенности вальса.

Сравнение стилистических особенностей музыкального языка П.И. Чайковского и Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса.

Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилистика музыкального языка П.И. Чайковского.

Характерные особенности русской народной музыки. Воздействие русской народной музыки через простоту и задушевность интонации. Роль песни в жизни человека.

Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве.

Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена.

Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха.

Отличительные черты гомофонного и полифонического склада.

Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

II четверть

«Преобразующая сила музыки»

Место духовной музыки в храмовом синтезе искусств. Истоки духовной музыки. Особенности жанра духовной музыки: знаменного распева.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры духовной музыки: знаменный распев, молитва. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Характерные черты духовной музыки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным и духовным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке современных композиторов. Контрастные сопоставления в музыке.

Характерные черты русской народной лирической песни. Близость музыки С.В.Рахманинова народной песне. Воплощение в музыке С.В.Рахманинова образов природы и России. Особенности жанра инструментального концерта. Исполнительское мастерство С.В.Рахманинова.

Отражение в музыке А.Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи. «Мятежный» дух музыки А.Скрябина. Технические и художественные особенности жанра этюда. Исполнительское мастерство А. Скрябина.

Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции.

Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

III четверть

«В чем сила музыки»

Постижение музыкального образа как единства правды и красоты. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Воплощение в музыке темы народного патриотизма. Характерные черты музыкального языка М.И.Глинки. Ария – музыкальная характеристика главного героя.

Жизненная сила музыки И.С.Баха. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Многообразие музыкальных образов И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии и гомофонии. Инструментальные обработки музыкальных произведений И.С.Баха.

Единство замысла и формы в музыкальных шутливых произведениях. Танцевально-маршевая основа «Сюиты» И.Стравинского. Характерные особенности музыкального языка И.Стравинского. Воплощение музыкальных образов в пластических импровизациях.

Сила воздействия музыки В.А.Моцарта. Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Знакомство с особенностями жанров серенады и «Реквиема». История создания «Реквиема». Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. Особенности развития русского музыкального фольклора в операх русских композиторов. Вариационность как отличительная черта фольклора. Музыкальная характеристика Снегурочки. Трансформация образа Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова.

Воплощение в музыке Г.Свиридова духа времени и пульса жизни. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова.

Жанр инструментального концерта. Воплощение жанра инструментального концерта в музыке композиторов XX века.

Сила музыкального образа в единстве правды и красоты.

IV четверть

«В чем сила музыки»

Образное содержание программной музыки. Стилистические особенности музыкального языка С.С.Прокофьева. Жанр сюиты.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина.

Л.В. Собинов – «золотой тенор России».

Многогранность таланта Собинова Л.В. Творческий стиль певца.

Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского.

Красота музыки в единстве содержания и формы. Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова.

Песни военных лет. Проектные задания «Истории военных песен».

Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта.

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, 7 класс (35 часов)

            I раздел: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17ч)

Задачи:

  • Активизация и развитие творческой познавательной активности и мыслительной деятельности.
  • Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания.
  • Формирование навыков восприятия и анализа произведений разных видов искусства (живописи, литературы, скульптуры и др.), принципов их взаимодействия

          Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия—Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-этнические, драматические, лирические, комические и другие.) Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Музыка к драматическому спектаклю. Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор, сцена. Балет: сольные и массовые танцы, музыкально-хореографические сцены. Приемы симфонического развития образов. Мастерство исполнителя (искусство внутри искусства): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении

      II раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.(18ч)

Задачи: выработка необходимых знаний, умений и навыков в постижении специфического языка разных видов искусства. 

  • Активизация способности художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

    Осмысление жизненных явлений и их противоречий. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла.                   Стили муз творчества и исполнения присущие разным эпохам. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Транскрипция как жанр классической музыки.                 Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя, скрипки, ее создатели и исполнители.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, 8 класс (35 часа)

                                   I раздел. «Жанровое многообразие музыки»

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

       Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

       Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

       Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

                              II раздел. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.  

        Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.

Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой  предшествующих поколений.

В течение учебного года на уроках музыки будет проводиться мониторинг:

  1. тестирование (на обобщающих уроках)
  2. интонационно-образный и сравнительный анализ, прослушанной музыки
  3. музыкальная викторина
  4. защита проектов
  5. итоговый контроль (май)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

          Тема раздела

К-во час.

   Основные виды учебной деятельности

                                                          5 класс

1

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

18

Восприятие музыки (осознанное и эмоциональное) – пронизывает все виды музыкальной деятельности

Размышления о музыке (устные и письменные), определение содержания музыкальных произведений (интонационные особенности, жанровые признаки, стиль, язык, приемы развития, форма), индивидуальная оценка, рефлексия. Формирование «эмоционального словаря», словаря музыкальных понятий и терминов.

Музицирование

·Пение – хоровое, ансамблевое, сольное

·Инструментальное музицирование

·Музыкально-ритмические движения

   2

«Музыка и изобразительное искусство»

 16

                                                      6 класс

   1

«Преобразующая сила музыки»

 17

·Пластическое интонирование

·Имитация игры на воображаемом инструменте

·Свободное дирижирование

·Драматизации, инсценировки песен,

инструментальных пьес программного характера, «разыгрывание» фольклорных образцов, сцен из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных сказок.

Импровизации (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные – рисование на темы музыкальных сочинений.

Работа с учебниками и рабочими тетрадями.

с родителями.

   2

«В чем сила музыки»

 18

                                                         7 класс

   

   1

«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

 17

Поиск ассоциаций (литературных, изобразительных) к музыкальным сочинениям. 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

   

   2

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»          

 18

                                                         8 класс

 

   1

«Жанровое многообразие музыки»

 17

Выполнение диагностических заданий (тесты, самостоятельные работы, задания в рабочих тетрадях)

Умение вести поиск и сохранение необходимой информации о музыке и музыкантах, разных видах искусства: справочники, энциклопедии, словари, книги.

   2

«Музыкальный стиль – камертон эпохи»

 18

  1. Календарно-поурочное планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Форма контроля измерители

план

факт

примечание

1

Вводный урок. Что такое музыка? Что роднит музыку с литературой.

  1

Просмотреть запись в тетради.

02-04.09.15

2

Вокальная музыка. Разучивание песни "О помощнике

     1

Выучить слова песни.

07-11.09.15

3

Вокальная музыка. Романсы

     1

Запись в тетради.

14-18.09.15

4

Вокальная музыка. Детская песня

     1

3 примера авторской детской песни.

21-25.09.15

5- 6

Фольклор в музыке русских композиторов. Обрядовые песни.

     2

Запись в тетради.

28.09 -02.10.15

05-09.10.15

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Разучивание песни.

     1

Выучить текст песни.

12-16.10.15

8-9

Вторая жизнь песни. Песни 70х годов. Вторая жизнь песни.

Песни используемые в фильмах.

Разучивание песни.

\

     2

Найти 3 примера ожившей песни.
Запись в тетради.
Выучить слова песни.

19-23.10.15.
26-30.10.15

10

«Всю жизнь мою,  несу я Родину в душе…».

     1

Запись в тетради. Подготовиться к самостоятельной работе.

09-13.11.15

11-l2

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Разучиваниние.Поэты песенникики.

песни.Поээээээ

Пппппп

 песни.П

 Разучивание песни.

 песни.П

П

     2

Выучить слова песни.

Запись в тетради.

16-20.11.15

23-27.11.15

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

      1

Приготовить сообщение о опере.

30.11-04.12.15

15

Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

   1

Запись в тетради.

07-11.12.15

16

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

   1

Знать что такое жанр – балет.

Запись в тетради.

14-18.12.15

17

Музыка в театре, кино, на телевидении. Разучивание песни.

  1

Выучить слова песни.

21-25.12.15

18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

  1

Знать что такое жанр – мюзикл.

Запись в тетради.

11-15.01.16

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

     2

Сообщение об одном  художнике.

18-22.01.16

25-29.01.16

20

«Небесное и земное» в звуках и красках.

     1

«Запись в тетради. Подготовить тетради на проверку.

01-05.02.16

21

«Звать через прошлое к настоящему»Итоговый урок.

     1

Подготовиться к сам. работе.

08-12.02.16

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

     2

Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

15-19.02.16

22-26.02.16

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

      1

Приготовить сообщение о колоколах России.

29.02-04.03.16

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

      1

Приготовить презентацию-сравнение

07-11.03.16

26

Волшебная палочка дирижера

      1

 Написать сообщение о великих дирижерах

14-18.03.16

27

Образы борьбы и победы в искусстве

      1

Проанализировать прослушанное произведение.

21-25.03.16

28

Застывшая музыка

      1

«Фонетический диктант»

04-08.04.16

29

Полифония в музыке и живописи

      1

.Выучить определение полифонии.

11-15.04.16

30

Музыка на мольберте

      1

Интонационно-образный анализ музыкальных произведений

18-22.04.16

31

Импрессионизм в музыке и живописи

      1

.Сообщение на тему «Импрессионизм»

25-29.04.16

32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

     1

«Фонетический диктант»

02-06.05.16

33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

     1

. Приготовиться к самостоятельной работе

09-13.05.16

34

Урок-концерт

 1

16-20.05.16

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ЬЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕМПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература:

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015  гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

8. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 – 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов – издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.

9. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. – М.: Педагогическая академия, 2010.

10. Учебники по предмету «Музыка» для основной школы из Федерального перечня рекомендованных и допущенных на 2012/2013 учебный год.

Интернет-ресурсы

1. Cайт  Министерства образования и науки РФ.

2.  http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4.  http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».

Материально – техническое обеспечение предмета МХК

Оборудование общего назначения

Шкаф для одежды

1

Шкаф для книг

6

Стол ученический

15

Стул ученический

30

Стол письменный однотумбовый

1

Стул для учителя

1

Текстильная доска для классного информационного стенда

2

Специальное оборудование

Доска школьная 3-х секционная

1

Доска магнитно-маркерная

1

Тумба для оборудования

2

Комплекс технических средств обучения

Персональный компьютер учителя

1

Телевизор

1

Ноутбук

1

Магнитофон

1

Документ – камера

1

Экран

1

Книгопечатная продукция

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

1

Энциклопедии по искусству, справочные издания

15

Альбомы по искусству

5

Книги о музыке и музыкантах

10

Словарь искусствоведческих терминов

20

Иллюстрированные журналы

5

Викторины

8

Кроссворды

12

Информационно - коммуникационные средства

Презентации на CD или DVD-дисках

30

Оборудование для охраны труда и техники безопасности

Огнетушители

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение» Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение»

Контрольная работа по технологии в разделе" материаловедение"-необходима для проверки усваения материала....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин,  С.В.Суворова, Е.А....