Интегрированный урок истории и литературы
проект (8 класс)

Власова Алёна Олеговна

Международный проект

«Русское слово открывает миру Дагестан»

 

 

 

Интегрированный урок истории и литературы

 

Тема:

«Чудовищная нелепица войны».

Исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну

(по повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_i_literatury_kavkazskaya_voyna.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа№11»

Международный проект

«Русское слово открывает миру Дагестан»

Интегрированный урок истории и литературы

Тема:

«Чудовищная нелепица войны».

Исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну

(по повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»)

Место проведения мероприятия: кабинет мультимедийных технологий, МОУ «ТСШ №11»

                                            Автор:                                                       

                                                                        Власова Алена Олеговна

                                                             учитель истории и

                                                                            обществознания,1 категории

                                                               МОУ «ТСШ №11»

Тирасполь, 2014 г

Интегрированный урок истории и литературы

 «Чудовищная нелепица войны».

 Исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну

(по повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»)

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.

Цели по содержанию:

Образовательная:

  • способствовать формированию понятий  «мюридизм», «имамат», «теократия», «газават (джихад)», «авторитаризм», «авторитет»;
  • раскрыть причины, характер и последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа;
  • создать условия для глубокого понимания текста, взглядов Л. Н. Толстого, принципов изображения героев в повести; осмысления, почему люди, стремившиеся к одной цели - власти, по-разному раскрывают свои нравственные качества.
  • показать отношение Л. Н. Толстого к деятельности Николай I  и Кавказской войне.

Развивающая:

  • создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
  • продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом, текстом учебного пособия;
  • продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
  • реализация возможностей развития речи учащихся.

Воспитательная:

  • на примере итогов Кавказской войны и судеб героев повести «Хаджи-Мурат»  показать «чудовищную нелепицу войны»;
  • воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
  • средствами урока способствовать пониманию того, что понятия «люди», «нравственность», «власть» являются ценностными категориями современного общества.

Методы обучения:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • парная.

Средства обучения:

  • А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. ХIХ век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2001;
  • Л. Н. Толстой « Хаджи-Мурат», повесть;
  • рабочие листы с текстами документов;
  • иллюстративный материал;
  • раздаточный материал: карта «Кавказская война 1817-1864 годов»

Ход урока:

Учитель литературы

Слайд 2

Кавказ - символ большой, неукротимой, самобытной природы, это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, гордых и вольнолюбивых людей. Кавказ стал судьбой России и неизбежной темой ее литературы. Эта земля связана с именами великих русских писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Толстого, которые видели Кавказ глазами путешественников, художников, а Толстой и Лермонтов глазами воинов.

Ученик читает 

Лермонтова «Синие горы Кавказа, приветствую вас»

Учитель литературы

 Но не только большая, свободная природа покорила великих писателей, но и судьбы горцев, борющихся за свою независимость, судьбы русских, воевавших там или оказавшихся в плену.

Учитель истории

Слайд 3

Война на Кавказе длилась более 45 лет. Она началась, когда Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с легендарным Ермоловым. Она продолжалась,  и когда декабристы готовили государственный переворот, когда Николай I отправил часть заговорщиков в «тёплую Сибирь» - действующую Кавказскую армию. Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и с далёких Сибирских рудников. Кавказская война, казалось, уже стала привычной и неотъемлемой частью Российской жизни.
Зачем велась это война? Кто был прав и кто виновен в этой войне?
Неодинаковое отношение к ней выразили многие общественные деятели, писатели, публицисты того времени. До сегодняшнего дня это неординарное отношение является предметом осмысления, дискуссий и раздумий историков.

Сегодня мы попробуем ответить на некоторые вопросы.

Объявляется тема урока, формулируется проблемный вопрос

(с общечеловеческой и исторической позиции оценка Кавказской войны неоднозначна. Почему?);  совместно с учащимися определяются цели урока.

Учитель истории

Слайд 4

Кавказ - территория между Черным, Азовским и Каспийскими морями. Она делиться на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по главному Кавказскому хребту. С давних времен Кавказ был воротами из Европу в Азию, Черноморское побережье Кавказа имело важное стратегическое значение в укреплении военного и экономического влияния в регионе. В XIX веке владычество над ним оспаривали три страны: Россия, Османская империя, Персия (Иран). Борьба была упорной и длительной - продолжалась почти полвека. 

Учащиеся работают с картой.

Давайте вспомним итоги войн, которые вела Россия в I половине века с Турцией и Ираном.

Учащиеся называют условия Гюлистанского, Туркманчайского мирного договора, называют земли, которые перешли к России по результатам войны 1828-1829 гг. с Турцией и делают вывод, что в состав Российской империи вошла большая часть Кавказа и произошло усиление позиций России в этом регионе.

Учитель истории

Слайд 5

После присоединения Закавказских государств, территории, где проживали многочисленные народы Кавказа (их называли горцы - собирательное название, данное официальными властями народам Северного Кавказа) оказались внутри русской территории.

Кто такие горцы? Каковы их основные занятия? Общественные отношения? Как складывалось соседство горцев и русского народа?

Учащиеся работают с документами, выполняют задание 1 рабочего

листа 1.

Российское правительство предпринимает энергичные действия для реального подчинения народов Северного Кавказа, пытается внедрить на этих территориях российские законы. Но горцы были не согласны с таким поворотом событий.

Пример из текста глава 13

Когда один из русских генералов пытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе ее. Возьми если сможешь».

 Как вы поняли слова старика горца?

Недовольство горцев вторжением российских властей усилилось после появления на Кавказе героя Отечественной войны 1812 года, наместника Кавказа генерала Алексея Петровича Ермолова.

Учащиеся с помощью документов (задание 2 рабочего листа 1) и текста учебника определяют причины и характер Кавказской войны. С помощью карты определяют район военных действий.

Учитель литературы

 Слайд 6

Толстой был участником боевых действий русской армии на Кавказе. Он служил там в молодости и любил эту землю. Писатель обращался к теме Кавказа в течение всей жизни («Казаки», «Рубка леса», «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат» и другие произведения).

"Хаджи-Мурат" был последним большим произведением Толстого, и писатель не расставался с ним до последнего часа. В общей сложности «Хаджи-Мурат» писался 8 лет, с 1896 года, при жизни не был напечатан, т. к. Толстой не считал его законченным. Повесть историческая. В основу легла история опального наиба (помощника духовного лица) Шамиля Хаджи-Мурата.

Ученик представляет сообщение о работе Толстого над повестью.

Сообщение ученика

Слайд 7

 «Когда я пишу историческое, - признавался Толстой, - я должно быть до малейших подробностей верным действительности». Эти слова сказаны в годы создания «Хаджи-Мурата». И раньше Толстому приходилось изучать труды историков, мемуары, встречаться с очевидцами («Война и мир»). Но изучение реальной первоосновы «Хаджи-Мурата» не имело себе равных. Толстой перечитал сотни трудов по истории, этнографии, археологии, географии Кавказа, говорил с людьми, которые могли помнить о тех событиях, вступал в переписку с десятками лиц, работал с архивными документами. Для одного наброска повести знакомился с сочинениями, в которых было до 5000 страниц.

В 1903 году пишет Тифлисскому учителю, историку С. Н. Шульгину: «Все, что было напечатано о Хаджи-Мурате, есть у меня. Есть также и 10-й том актов архивной комиссии, в ком есть кое-что новое о Хаджи-Мурате. Желательно мне теперь иметь все распоряжения о Хаджи-Мурате, если есть таковые, Николая Павловича: его личные пометки или приказания и замечания, передаваемые Чернышевым Воронцову».

Читая этот документ, можно подумать, что его автор ученый-исследователь. Между тем отбор материала подчинялся чисто художественной задаче. Большинство персонажей повести действительно существовавшие люди: Хаджи-Мурат, Шамиль, генералы русской армии, военный министр Чернышев, министр внутренних дел Бибиков.

Учитель литературы

Слайд 8

Каковы же задачи автора повести? Что известно вам о замысле повести?

1. Рассказать о силе жизни, которая привиделась Толстому в кусте репейника на краю поля. Потом эта мысль начинала расти и усложняться. Эпизоды переделывались до десятка раз, так что в последнем варианте не было и следа первого. Только начало о репье не исправлял. Повесть имеет десять редакций.

2. Хотелось понять, как хороший, с особым чувством чести, человек с детской улыбкой, сразу располагающий к нему доброе русское сердце, не может найти места в жизни, льет свою и чужую кровь, дерется на этой и той стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек.

Ответы учащихся.

Слайд 9

цветок татарина (репья), высказывание Толстого о замысле повести.

Учитель литературы

«Хаджи - Мурат». Почему Толстой назвал свою повесть именем главного героя?
Слайд10

 Обложка книги «Хаджи-Мурат», слова Л.Н.Толстого «Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно себе представить то значение, которое имел в это время Хаджи-Мурат в глазах всех кавказцев»

Ответы учащихся.
Учитель с помощью вопросов и текста произведения знакомит учащихся с особенностями композиции повести.

Слайд 11

Кольцевая композиция повести, возвращение к репью размывает границы произведения, перестает быть только художественным произведением, а превращается в художественное слово о человеческой судьбе, о жизни, о трагической судьбе Хаджи-Мурата.

События повести «Хаджи-Мурат» происходят в эпоху правления Николая I. Образ Николая I давался Толстому с трудом. Он у всех просил книги о нем, читал все подряд, как будто не хотел что-нибудь  упустить, он писал и переписывал главы о Николае, был недоволен ими, временами хотел уничтожить их. «Люди, как реки. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских: и бывает часто не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». Л. Н. Толстой. Но в образе Николая I никакой «текучести» - ни злодея, ни ангела, ни мудреца, а только равнодушный злодей.

Учащиеся в тексте повести находят портрет императора и ключевые слова, которые характеризуют суть деспотизма Николая I и заполняют первую часть таблицы характеристики трех героев повести (Николай I, Шамиль, Хаджи-Мурат). В тексте повести находят примеры, доказывающие жестокость Николая I и отношение окружающих к Николаю.

Как говорил Толстой, «крайне любопытен параллелизм двух главных противников эпохи - Шамиля и Николая, представляющих как бы два полюса властного абсолютизма - азиатского и европейского».

Учитель истории

предлагает учащимся охарактеризовать правление Николая I с исторической точки зрения и объяснить, почему его правление «апогей самодержавия».

Учитель истории

Именно на годы правления Николая I приходится самый тяжелый для России период Кавказской войны. Поначалу сопротивление горцев не было организованным. Сплотила же их идеология кавказского мюридизма.

Слайд 12

Вводятся и объясняются новые понятия: мюридизм, газават (джихад), теократического государство, имамат, имам, наиб (в тетрадях учащиеся делают соответствующие записи).

В 1834 году новым имамом провозглашается Шамиль, которому за достаточно короткий срок удалось собрать под своей властью горцев Дагестана и Чечни и создать дисциплинированную армию. Фанатичная вера горцев-мюридов позволяли им успешно бороться с русскими войсками.

Сообщение учащегося о Шамиле. Слайд 13

Учитель литературы

Слайд 14

Образ Шамиля в повести. С одной стороны, он возглавляет движение за независимость, с другой - он рвется к неограниченной власти, т. е. есть нечто общее с Николаем.

Предлагает учащимся найти в тексте повести портрет Шамиля и составить сравнительную характеристику Шамиля и Николая (заполняется вторая графа таблицы)

Шамиль и Николай I похожи, сущность их однозначная: они воплощения абсолютной власти, которая дает им все жизненные блага, а какой ценой, это неважно.

А есть ли различия?

 Кто из них человечнее, естественнее? В чем это проявляется?

Несмотря на различия в поведении и характерах, Николая I и Шамиля объединяет жажда власти и славы.

Учитель истории

В 1842 году Шамиль нанес тяжелое поражение русским войскам в ичкерийских лесах. Русские потеряли убитыми 10 офицеров, 480 солдат, более 1000 солдат и офицеров ранено. После этого события Николай I писал главнокомандующему на Кавказе: «Осуждать войска, не доверять их храбрости и непоколебимой верности было б с моей стороны неблагородно и безбожно; Даю я теперь тебе такие силы, каких Кавказ и во сне не видел. Ты должен проникнуть в горы, разгромить Шамиля, все истреблять, что тебе будет противиться, но щадить все, что покоряться будет без боя».

Кавказский наместник М. С. Воронцов задумал «покончить с Шамилем одним решительным ударом» и в 1845 году двинулся к аулу Дарго, где располагалась ставка имама. С огромным трудом достигнув Дарго, уже оставленный и сожженный Шамилем, Воронцов оказался в окружении. У русских кончалось продовольствие и боеприпасы. С большими потерями наместник прорвался назад. Ему пришлось вернуться к тактике, предложенной еще Ермоловым - строительству крепостей и постепенному освоению территорий. И российское правительство приступает к планомерному продвижению в горные районы, возвращается к строительства укреплений, новых дорог, вырубки лесов (чтобы разобщить горские народы территориально). В итоге такая тактика стала приносить свои плоды. К тому же в конце 40-х годов государство Шамиля вступило в полосу кризиса: наибы и верхушка духовенства (которые стали крупными землевладельцами) разоряли народ бесконечными податями и военными поборами; деспотизма Шамиля отталкивал горцев от мюридизма; теряя поддержку населения, Шамиль усиливает репрессии. Что вызывает внутренний социальный конфликт. Часть наибов вступают в сепаратные переговоры с русским командованием. На выгодных условиях переходят на сторону русского правительства. Одним из первых покинул Шамиля и повернул оружие против своего былого владыки талантливый военно- начальник, любимец народа, наиб Хаджи-Мурат.

Учитель литературы

 Слайд 15

Как только в повести появляется Хаджи-Мурат, начинается движение, потому что параллельно пути Хаджи-Мурата оживает жизнь, наполняется новыми людьми, трагедиями, и повествование развертывается вширь. Это еще одна особенность композиции. Именно для этого образа применимо понятие диалектика (движение) души.

Сообщение учащего о судьбе Хаджи-Мурата

Организуется работа с текстом повести об истории жизни Хаджи-Мурата, трагичности его судьбы, роли внесюжетных элементов для создания образа Хаджи-Мурата.

Вопросы учителя литературы:

  1. Каковы причины вражды Шамиля и Хаджи-Мурата?;
  2. О чем мечтал Хаджи-Мурат?;
  3. Почему Хаджи-Мурат вышел к русским?;
  4. Какое впечатление произвел на офицеров, солдат, Воронцова, Марью Васильевну, Бутлера?;
  5. Какая деталь выделяется во всех портретных характеристиках Хаджи-Мурата?  
  6. Образ Хаджи-Мурата в повести вырисовывается как глубоко трагический. Почему он решился совершить побег?
  7. Как проявился в последние минуты жизни?
  8. Как внесюжетные элементы помогают раскрытию основной мысли повести и углубляют, драматизируют образ Хаджи-Мурата? Хаджи-Мурат говорил: «У каждого народа свои обычаи».

Сообщение учащегося "Фольклор в повести"

(Песня о кровомщении; мудрость пословиц; сказка о соколе; песня гл. 23).

Кем бы мог стать Хаджи-Мурат, если бы не война?

Заполняется последняя, третья, графа таблицы. Учащиеся выявляют, что общего в героях и чем они отличаются; делают вывод об отличиях авторитарной и авторитетной власти - хотя одни цели, но герои противопоставлены.

Борьба за власть порождает войну – «нелепость, безумие, заставляющее усомниться в разуме людей» (Толстой). Когда-то Л. Н. Толстой под влиянием стихотворения «Валерик» Лермонтова написал свой первый рассказ «Рубка леса». Слайд 16

Ученик

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек,
Чего он хочет!. . небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?»

Страницы повести «Хаджи-Мурат», как летопись, повествуют о бессмысленной гибели людей. Как Толстой доказывает мысль о противоестественности войны?

Организуется работа с текстом повести: отношение Толстого к войне (Аул Садо до появления русских и после - гл. 2; петербургский офицер Бутлер - гл. 16; история солдата Авдеева и его семьи - гл. 5,7,8).

Чтение по ролям гл. 7 (Авдеев, Панов, автор)

Эти главы ключевые для Толстого, т. е. в них речь идет не о разрушении, а о созидании.

По мнению Толстого, люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Вспомните, как говорит Авдеев о татарах (гл. 2); Марья Дмитриевна о Хаджи-Мурате: «Обходительный, умный, справедливый: человек. Он татарин, а хороший». Так думают простые люди.

Итак, каково отношение Толстого к войне? Какие фразы вы нашли в тексте?

Учитель истории

Намерения русских, казалось, были самые благородные: распространить законность и просвещение, прекратить междоусобицы и набеги.

 Почему же горцы оказывали ожесточенное сопротивление?

С помощью документов оцените методы ведения войны и тяжесть этой войны для русской армии.

Организуется работа по заданию 3, рабочего листа 2.

Слайд 17

После окончания Крымской войны русские перешли в решающее наступление против горцев. Наступление на имамат велось постепенно со всех сторон, кольцо окружения сжималось. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля аул Ведено. Шамиль отступил в Дагестан. Там он с оставшимися 400 воинами укрылся в ауле Гуниб, был окружен русскими войсками. После долгих размышлений Шамиль согласился на переговоры с русским командованием и 26 августа 1859 года прекратил борьбу. К концу 1863 года русские заняли почти весь Кавказ (продолжали борьбу черкесские племена). 21 мая 1864 года взят последний черкесский аул под Адлером. Изнурительная кавказская война закончилась. Война, принесшая много горя и страданий всем народам, которых она затронула. Эта война оставила неизгладимый след в сознании русского народа. Только Россия потеряла на Кавказе около 77 тысяч человек.

Учитель истории
Учитель истории предлагает выполнить задание 4, рабочий лист 2.

Учащиеся выделяют положительные и отрицательные последствия войны и делают выводы.

Слайд 18

Учитель литературы

Война тогда всё-таки закончилась и автор исторической повести, говоря о бессмысленности войны, утверждал жизнь. Жизнеутверждающе конец повести; «Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защёлкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце» И репей, хоть и раздавленный, символ несгибаемой силы на поле жизни.
Какие мы выносим жизненные ценности, что автор утверждает и что отрицает?

Вывод: (в диалоге с учащимися) 
утверждает: отрицает:
жизнь смерть
мир война
добро зло

счастье страдание

Учитель истории

Каково же отношение к войне нас, сегодняшних?
Нужна ли была война России тогда, нужны ли войны сейчас?

Учащиеся: Конечно же, нет! Нам не нужна война!

Ответ-стихотворение (опережающее задание: стихи о Кавказкой войне) 

Подранки раненой Чечни.

Роман Бердов.

По новой льётся кровь в Чечне
Всё вдруг вернулось сразу!
Но объяснили нам с тобой
Да Бог, ребята с вами!
Ведь мы воюем не с Чечнёй
А лишь с боевиками!
А там не все боевики
За что ж народ страдает?
Там пацаны и старики
Как дальше жить не знают…
Но только мы не понимали
Сходя от бешенства с ума
Когда на родине взрывали
Многоэтажные дома!
Я встретил тех, кто помогает
Подранкам в раненой Чечне
Их кормит, поит, одевают
Благотворительность по мне!
Я там со многими сдружился
Я среди них и по сей день
Война закончится когда-то
Не за горами уж финал!
Но чем, же люди виноваты
Что кто-то бойню развязал?
Дан был нам всем урок хороший
И. что б беды не повторить
Давайте будем ещё больше
Чужую жизнь и мир ценить! 

Видео про Кавказ Слайд 19

Учитель литературы

Слайд 20

Домашнее задание:

Эссе на тему
Война – жесточе нету слова
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова
А. Твардовский



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

Интегрированный урок истории и литературы по теме Гомер "Илиада и Одиссея"

Этот урок можно провести в 5 классе,так как материал является очень тяжелым к восприятию,поэтому возможно переключение на разные виды деятельности детей...

интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...