Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Данилова Евгения Вениаминовна

интегрированный урок истории и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Тема урока:

            Духовная  жизнь в СССР в  1940-1960 гг.

Цель:  

-создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями духовной жизни  в 1940-1960 гг.;

-создать условия  для закрепления навыков работы с историческими источниками, навыков  анализа, синтеза и умений делать выводы,  для закрепления умений коммуникативной деятельности;

-способствовать развитию критического мышления, воспитанию толерантности,            уважительного отношения к взглядам и мнениям других.    

Оборудование:

Учебник: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История Отечества. ХХ- начало ХХI века» -  М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2011;

ПК; проектор, экран

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., КосулинаиЛ.Г., История России: XX век. Компьютерный мультимедиа (учебник). – М.: Клио Софт, 2000.Ч 3,4;

презентация «Духовная жизнь СССР  в 1940-1960 гг.».

 

Тип урока: изучение нового материала.

Класс делится на 3 группы, каждая группа готовит сообщения о своем периоде.

1группа (40-е годы_

2группа (50-е годы)

3группа (60 - е годы)

Вовк Е.

Мышляева А.

Коротков И.

Соколов Н.

Еременко А.

Поветкина Д.

Невлева А.

Мотовилов П.

Медведева О.

Боромыкина В.

Кутафин В.

Бутурлакина М.

Козий А.

АгафоноваИ.

Деденева Е.

Зверева Н.

Зирин А.

Ковалевский В.

Побегайло С.

Слюсаренко О.

Талановам Л.

Титов Д.

Дорощук Д.

Симченко А.

            Сообщается тема урока (слайд).

            Ставятся задачи на урок.

       1. выяснить особенности духовной жизни СССР  в 1940-1960 гг.

       2. познакомиться  с достижениями культуры жизни СССР  в 1940-1960 гг.

             Работая над этими задачами, мы с вами постараемся ответить на вопрос

            Проблемный вопрос:

-   Почему КПСС и Советское государство уделяли большое внимание контролю за духовной жизнью общества? (слайд). Какие методы использовались для этого?

            План урока:

I. Актуализация знаний обучающихся.

      II.. Изучение нового материала.

План.

      1.Развитие науки и культуры в первые послевоенные годы.

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Б) Литература.

В) Искусство.

Г) Наука.

            2.Духовная жизнь в период оттепели

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Б) Литература.

В) Искусство.

Г) VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Д) Наука.

            3.Отступление от оттепели.

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Б) Литература.

В) Искусство.

Г) Наука

             III. Первичное закрепление нового материала.

             IV. Подведение итогов урока.

             V. Домашнее задание.

            VI. Рефлексия.

            Ход урока.

            I. Актуализация знаний обучающихся. (слайд).

1.  Что вы понимаете под духовной жизнью общества?

2. Объясните термины: цензура, идеология, интеллигенция, социалистический реализм, космополитизм. Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира) — мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая, «безродный космополит».

         

           II.Изучение нового материала.

Вступ. слово учителя истории.

На протяжении двух послевоенных десятилетий в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности конца 1940-х - начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» - границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке.

   Одной из характерных черт эпохи стало сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

Как проявились эти особенности в период 40, 50, 60 годов мы и рассмотрим.

Но, начиная изучать культуру любого периода, мы с вами обязательно должный ответить на  один вопрос. Какой это вопрос?

(ответ учащихся

– В каких исторических условиях развивалась культура?

 Какие исторические события могли повлиять на ее развитие?)  

Мозговой штурм в группах, каждая группа отвечает на этот вопрос, применительно к своему времени)

А)Развитие науки и культуры в первые послевоенные годы (слайд).

Вопрос 1 группе:

Какие исторические события повлияли на формирование культуры этого времени?

Примерный ответ:

1.Патриотический подъем военных лет способствовал формированию в обществе настроений ожидания перемен.

2. За победу над фашистской Германией было заплачено дорогой ценой, и после колоссального напряжения сил люди мечтали об иной жизни. Атмосфера послевоенной эпохи, казалось, должна была соответствовать величию духа народа-победителя. Этого не случилось.

3.Апогей сталинизма, послевоенные репрессии. (усиление культа личности Сталина).

4.Начавшаяся «холодная война» способствовала установлению « железного занавеса».

       Учитель истории.

Как  повлияли эти события на развитие культуры этого периода?

С лета 1946 г. влас ти развернули широкое наступление против «западного влияния» на раз витие отечественной культуры. По существу, речь шла о наступлении на   свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

В августе 1946 г. был создан новый журнал «Партийная жизнь» (слайд 6), призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идео логической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов (слайд), отвечавший за идеологию.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космо политизмом» (слайд). Страна вновь оказалась не только в идеологиче ской, но и в культурной изоляции от остального мира.

       Б)Литература.

 Один из первых ударов был нанесен по оте чественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ав густа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (слайд 9) эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предос тавлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологи чески вредных произведений».

 Работаем с источниками. (учебник стр. 269) -3 мин

 Документальные материалы

   Из постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (14 августа 1946):

   ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно <...>

Стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни <...> Помещая эти произведения, редакция усугубила свои ошибки и еще более понизила идейный уровень журнала <...>

   Руководящие работники журналов, и, в первую очередь, их редакторы <...> забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются могучим средством Советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи, и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя - его политикой <...> Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах.

      Вопросы к тексту:

- Какие тенденции в культурной жизни общества осуждает постановление?

- Какую задачу ставит постановление пред творческой интеллигенцией?

Вывод: это постановление было  направленно против инакомыслия в среде творческой интеллигенции и осуждавшее идеологическую невыдержанность многих произведений.

       Учитель истории:

Последовали постановления ЦК ВКП(б), содержавшие резкую критику репертуаров драматических театров. Некоторых режиссеров обвинили в национализме или искаженном отражении советской действительности, критиковали сатирический журнал «Крокодил». В печати и на организованных партийным активом собраниях трудовых коллективов огульно осуждалось творчество писателей А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко (слайд 10), композиторов Д. Д. Шостаковича и В. И. Мурадели, кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, С. А. Герасимова и др. Их произведения оказались закрыты для широкой публики.

           Учитель литературы:

Литература не случайно попала в центр внимания властей. В силу отсутствия в России возможностей публичного обсуждения политических проблем дискуссии вокруг художественных произведений неизбежно приобретали широкое общественное звучание, затрагивая оценку деятельности правящих кругов.

Отношение властей было одобрительным к тем писателям, в произведениях которых воссоздавались яркие страницы отечественной истории, связанные с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, массовыми народными движениями, Гражданской войной, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток. Большой популярностью пользовались произведения М. А. Шолохова, М. М. Пришвина, Э. Г. Казакевича, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и др.

            Учитель литературы:

Какая ведущая тема поднималась  в литературе  конца 40- х годов? (Тема ВОВ)

Что собой представляла « оборонная»  литература?

Примерный ответ учащегося:

СССР представлено пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Об этом говорят песни тех лет: «Кипучая, могучая никем непобедимая», «И врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом». Аналогичные настроения отличали повесть Николая Шпанова «Первый удар»  роман  Петра  Павленко «На Востоке», вышедшие огромными тиражами. Эти произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели.

Ведущей темой прозы была защита отечества. Тема и условия времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Эти небольшие произведения печатались в газетах, их мог прочитать каждый. Хорошо были известны очерки Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Василия Гроссмана, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, героями произведений были не полководцы, а простые люди, как и любой читатель газеты.

Большое место принадлежит жанру рассказа. Их писали К. Симонов, М. Шолохов, Н. Соболев. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом  повествователя. Алексеем Толстым написан цикл рассказов «Рассказы Ивана Сударева». От имени главного героя звучит мысль: «Ничего… Мы русские». Это рассказы о человеке на войне, о стойкости и о храбрости. Завершающий цикл рассказ имеет многозначительное название «Русский характер».

             Учитель литературы:

Особое место в литературе того времени занимает роман Александра Фадеева «Разгром». Почему Фадееву пришлось перерабатывать первое издание книги?

            Учитель литературы:

Какое  влияние оказала  ВОВ на общественное сознание?

Примерный ответ учащегося:

Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние, которое было неоднозначное. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, чувство ответственности за судьбу Родины, но все это позволило увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране.

Наиболее значительными книгами, оказавшими влияние на художественное сознание, явились два произведения 1946 года – «Звезда» Эммануила Казакевича, героико-романтическое, обладающее склонностью к идеализации, именно эта линия стала основной в послевоенном соцреализме. И произведение Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», представляющее собой программное произведение психологического натурализма, который отталкивается от народных изображений войны, от идеологических стереотипов. Эта повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты.

             В) Искусство(кинофрагмент).

- Архитектура, живопись.

- Влияние личности Сталина на все виды искусства.

Вопросы  для работы с кинофрагментом:

  1. Какие задачи ставила партия и правительство перед архитекторами в послевоенный период?
  2. Какие особенности послевоенной живописи вы отметили?
  3. Каково влияние личности И.В.Сталина на духовную жизнь?

             Г) Наука. (Сообщение)  (Соколов Н.)

   Борьба с «чуждыми» идейными влияниями распространилась на сферу науки. И. В. Сталин лично вмешивался в дискуссии научных кругов по вопросам языкознания, экономики. В его работах давались директивные указания о том, как следует освещать спорные научные проблемы. На собраниях научных коллективов шли «проработки» ученых, обвиненных в ошибках при освещении тех или иных периодов отечественной и зарубежной истории, низкопоклонстве перед Западом.

Реакционными, буржуазными и ложными провозглашались генетика и кибернетика.

   Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет - носителей ядерного оружия.

   В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который вошли крупнейшие советские ученые - академики И. В. Курчатов(слайд )  и П. Л. Капица (слайд ).. Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие   (слайд)непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И. В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу (слайд), намного более разрушительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).(слайд  ).

Таким образом, основными особенностями духовной жизни этого времени было:

- всеобщий контроль за интеллектуальной деятельностью,

-давление партийной идеологии на все стороны духовной жизнью

            2.Духовная жизнь в период оттепели.

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Вопрос 2 группе:

Какие исторические события повлияли на формирование культуры этого времени?

Примерный ответ:

1. Смерть И.В. Сталина.

2. XX съезд  КПСС и доклад на нем Н.С. Хрущева « О культе личности Сталина и его последствиях».

3. Начавшийся процесс десталинизации.

Учитель истории:

Начавшийся после смерти И.В. Сталина период некоторого ослабления жесткого идеологического контроля над сферой культуры и перемен во внутренней и внешней политике вошел в отечественную историю под названием «оттепель». Понятие «оттепель» широко используется как метафора для описания характера изменений в духовном  о климате советского общества после марта, 1953 г.

Доклад Хрущева на XX съезде КПСС (слайд ) произвел ошеломляющее впечатление  на всю страну. Он обозначил ру беж в духовной жизни советского общества — до и после

XX съезда.  Осмысление и  обсуждение прозвучавших  в докладе оценок разделили людей на сторонников и про тивников критики Сталина  и разоблачения  культа личности,  на  «обновленцев»  и приверженцев продолжения сталинской политики.

После XX съезда прямое идеологическое давление на сферу культуры со стороны партийного руководства стало несколько ослабевать.  Период  «оттепели» охватил примерно 10 лет. Но были отступления от либерализации режима.

Как жить с грузом ответственности за прошлое и как изменить жизнь, не допустить повторения трагедии   и массовых репрессий, огромных лишений и жесткого диктата над сферой     духовной жизни — все это широко обсуждалось в обществе.

            Б) Литература.

Учитель литературы: Этот этап продолжался не так уж долго, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Название «оттепель» этот период получил с легкой руки   писателя, поэта, журналиста, общественного деятеля, вице- президента Всемирного Совета  Ильи  Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

На что были ориентированы произведения этого периода?

Примерный ответ учащегося:

Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Были возвращены произведения М. Булгакова, М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бабеля, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Олеши.

Учитель литературы: Какие новые темы появились  в  литературе?

Примерный ответ учащегося:

В 1952 году в «Новом мире» был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина «Районные будни», где впервые стала обсуждаться тема оптимального руководства сельским хозяйством. Дискутировалось, что лучше: волевое давление или предоставление сельским хозяйствам необходимой самостоятельности. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе – «деревенской прозе». Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии «деревенщиков», Федор Абрамов, начинал печататься в «Новом мире» как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он  призывал писать «только правду – прямую и нелицеприятную».

Учитель литературы: Несмотря  на то, что  в стране оттепель, уходит из жизни А.Фадеев, оставив следующую предсмертную записку.

Работа с источником

   Документальные материалы

   Из предсмертного письма А. А. Фадеева в ЦК КПСС (13 мая 1956):

   Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено <...>

   Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых «высоких» трибун - таких, как Московская конференция или ХХ-й партсъезд, раздался новый лозунг «Ату ее!» <...> Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Вопросу к документу:

1. Чем объяснял свой уход из жизни Фадеев?

2. Каково отношение Фадеева к руководителям партии?

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Фадеева?

            В) Искусство.

Учитель истории.

В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.

 В 1950 году коллективом авторов (Борис Иогансон и находившиеся под его руководством Василий Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. «В трактовке этого факта вновь проявилось присущее Иогансону ранее стремление к повествовательной режиссуре в изображении события. Зритель как бы присутствует при происходящем, он там, где кулисы; он охватывает своим взглядом все простраство». Эта картина стала одной из эталонных. (слайд)

Владимир Серов, «наследник» Бродского, решал ленинскую тему по-другому. В 1950 им написана картина «Ходоки у Ленина» — историческое событие приобрело жанровый характер, оттенок натуралистичности, фотографичности.(слайд ).

Непосредственность и достоверность картины «Весна», ее метафорическая символика поставили Пластова в один ряд с художниками более молодого поколения – поколения «оттепели». Изображение обнаженной женщины с девочкой под открытым небом и медленно падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани было воспринято как образ обновления жизни, ее красоты и правды.

(слайд)

   В 1957  в Москве открылась персональная выставка работ испанского(слайд.) художника П. Пикассо. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; (слайд)в 1957 - выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 - выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 - "Живопись Великобритании 1700 - 1960" в ГМИИ; в 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании.

   Советскому зрителю представилась возможность познакомиться с произведениями современного американского, французского и английского искусства. Определенную информацию о зарубежной культурной жизни можно было почерпнуть также в иностранных журналах, издававшихся на русском языке, и в иностранной прессе, представленной в крупных библиотеках.

Г) VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.(слайд)(сообщение) (Мышляева А.)

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

 На Московский фестиваль молодежи и студентов приехали 34 тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов. В то время в СССР слово «иностранец» было синонимом слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

 Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

Таким образом:

Основными особенностями  развития духовной жизни 1950 гг. является:

- частичное ослабление диктата партии в духовной жизни, интеллигенция могла творить в рамках дозволенного.

- «приподнятие» «железного занавеса», расширение культурных контактов.

             3. Отступление от оттепели.

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Вопрос 3 группе:

Какие исторические события повлияли на формирование культуры этого времени?

Примерный ответ.

1.Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н. С. Хрущев взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны.

2.В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки, подвергались осуждению.

3. XXI съезд партии (1959 г), провозгласивший полную и окончательную победу социализма  в СССР, декларировал переход к созданию коммунистического общества.

4. XXII съезд партии(1961 г), принявший Новую программ, определявшую черты коммунистического общества.

5. Карибский кризис.

Учитель истории.

Перед творческой интеллигенцией, особенно после принятия новой Программы КПСС XXII съездом партии (1961), власти выдвигали задачу воспитания «нового человека» будущего общества.

            Б) Литература.

Учитель литературы:

Как  шел процесс оживления культурной жизни  в это время?

Примерный ответ учащегося:

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Все новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А. Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир»,  открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные направления, получившие условны названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; произошел настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы; расцвел жанр авторской песни, студийный театр, произошел взлет научной фантастики (И. Ефремов, братья Стругацкие). Вместе с тем в эти же годы была организована травля Б. Пастернака, раскручивались судебные процессы над «диссидентами и клеветниками» Синявским и Даниэлем и «тунеядцем» Бродским, был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», учинялся разгром «бульдозерной выставки». Характерны слова Н.С. Хрущева (1957) «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».

Учитель литературы:   Почему негативно была встречена книга Бориса Пастернака  «Доктор Живаго»?

Примерный ответ учащегося:

«До́ктор Жива́го» — роман Бориса Пастернака является вершиной его творчества как прозаика. Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства. Книга была резко негативно встречена советской официальной литературной средой и отвергнута от печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года и последующей жизни страны. Первое издание романа на русском языке вышло 23 ноября 1957 года в Милане в издательстве Джанджакомо Фельтринелли, что стало одной из причин травли Пастернака советскими властями. 23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Власти СССР во главе с Н.С.Хрущёвым восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским. Из-за развернувшейся в СССР травли Пастернак вынужден был отказаться от получения премии. Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевский диплом и медаль были вручены в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

             В) Искусство.

(сообщение) (Коротоков И)

Выставка «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР в 1962 году.

Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов, Александр Шелепин и Сергей Павлов.

Хрущёв обошёл зал три раза, затем задал вопросы художникам. В частности, он спросил художников кем были их отцы, выясняя классовое происхождение[1]. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»:

«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»[

«Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

Работа с документом в учебнике стр. 275.  «Из воспоминаний Э.М. Белютина «Хрущев в Манеже».

Вопросы к документу.

  1. Чем было вызвано возмущение Хрущева?
  2. Как реагировал Хрущев на происходящее на выставке?.
  3. Каково ваше впечатление от полученной информации?

Вопреки некоторым сообщениям, появившимся в западной прессе, Хрущев не срывал картин со стен. По окончании просмотра экспозиции он заявил, что советскому народу всё это не нужно

Последствия

В результате событий на выставке на следующий день в газете «Правда» был опубликован разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. Хрущев потребовал исключить из Союза художников и из партии всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников, из участников выставки практически никто не состоял. Уже через две недели на встрече руководства СССР с интеллигенцией Хрущев докладывал:        Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?

            Г) Наука в 1950-1960 годы (фильм).

Вопросы для работы с кинофрагментом (слайд).

1. Какие факты говорят о заинтересованности партии и государства в развитии науки?

2.Какие направления в науке приветствовались партией?

3. Назовите известных деятелей науки этого периода?

4. Какие достижения этого периода являются крупнейшими в отечественной науке?.

Развитие науки 50-60 гг..

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно, сти мулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был со здан Международный исследовательский центр в Дубне (Объ единенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с ши рокой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их геогра фия (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Числен ность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки это го времени можно отнести создание самого мощного в ми ре синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого в ми ре искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), (слайд  ). отправ ку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.)(слайд),  1963 г. в космос полетела первая женщина –космонавт В. Терешкова. Выход на трассы первого реактив ного пассажирского лайнера ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. После долгого перерыва возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космичес кая программа была лишь «приложением» к программе созда ния средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущев ской эпохи» закладывали основу для достижения в перспек тиве военно-стратегического паритета с США.

Таким образом:

основными особенностями развития духовной жизни 1960 гг. являются:

- ужесточение контроля партии за деятельностью творческой интеллигенции,

- приоритетными направлениями являются развитие фундаментальной науки, связанной с интересами военно-промышленного комплекса.

            III. Первичное закрепление нового материала.

Вопросы классу:

  1. Сформулируйте основные особенности развития культуры 1940-1960 гг.

Примерный ответ:

 - контроль партии за деятельностью творческой интеллигенции,

- сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культур,

- приоритетным направлением является развитие фундаментальной науки,

-расширение международных контактов,

-восстановление доброго имени деятелей культуры, подвергшихся гонениям и  репрессиям.

  1. Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока.

 Почему партия уделяла большое внимание контролю за духовной жизни общества? Какие методы использовались для этого?

Выскажите свою точку зрения.

            IV. Подведение итогов урока.

Общая оценка работы класса и отдельных учащихся, выставление отметок.

            V. Домашнее задание:         § 33, термины повторить, инд задания:

- спорт в 1940 - 1960 гг. - Кутафин В.

- быт в 1940 гг. - 1960 гг. - Боромыкина В.

- музыка в 1940-1960 гг. - Медведева О.

- театр и кино в 1940- 1960 гг. - Таланова Л.

- церковь в 1940-1960 гг. -Мотовилов П.                                                

     VI. Рефлексия. Ребята, в этом году вы окончите школу… В Вашей жизни прошло огромное количество школьных уроков – разных. Интересных, запоминающихся и не очень. Нам интересно Ваше мнение, а стоит ли проводить такие интегрированные уроки. В чем, с вашей точки зрения, их плюсы и минусы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе

Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:«Истоки победы в Сталинградской битве  в исторических документах и художественных произведениях». Цели урока.Учащиеся до...

разработка интегрированного урока истории и литературы "Цена свободы"

интегрированный урок "Цена свободы" посвящен памяти жертв политических репрессий...

Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь"

Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь" предназначена для учащихся 7 класса. Урок направлен на формирование умений работы с источниками информации разного типа – исто...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....