План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.

Тип занятия: комбинированный урок.

Форма занятия: беседа с элементами диспута.

Цель занятия: проанализировать образы героев в библейских главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сопоставляя их с каноническими текстами.

Задачи занятия:

1) предметные: анализ образов героев «ершалаимских» глав и их сопоставление с первоисточником;

2) личностные УУД: формирование морально-этических качеств и принципов, понятий о добре и зле, о прощении и предательстве; воспитание чувства ответственности за свои действия и чувства сострадания, сочувствия.

3) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия;

4) познавательные УУД: формирование умения поиска необходимой информации и навыка чтения с пометками; построение грамотного и ясного речевого высказывания в устной форме; умение анализировать и доказывать свою точку зрения.

5) коммуникативные УУД: формирование умения высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения; вести грамотный и конструктивный диалог со сверстниками и учителем; выражать свои мысли грамотно и корректно.

Методы и формы деятельности: беседа, комментированное чтение в сочетании, работа с текстом, фронтальный опрос.

Оборудование:

1) текст произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; отрывки из Нового Завета, заранее подготовленные и распечатанные учителем в качестве раздаточного материала;

2) использование ИКТ: презентация к уроку, включающая основные тезисы, которые учитель и учащиеся намечают в ходе занятия, а также иллюстрации картин Н.Н. Ге «Что такое истина», А.А. Иванова «Явление Христа народу», И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и др. с целью воспитания эстетической культуры у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_master_i_margarita_11_klass_markova_yuv.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №36» г. Владимир
Маркова Ю.В.

План-конспект занятия по литературе в 11 классе

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.

Тип занятия: комбинированный урок.

Форма занятия: беседа с элементами диспута.

Цель занятия: проанализировать образы героев в библейских главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сопоставляя их с каноническими текстами.

Задачи занятия:

1) предметные: анализ образов героев «ершалаимских» глав и их сопоставление с первоисточником;

2) личностные УУД: формирование морально-этических качеств и принципов, понятий о добре и зле, о прощении и предательстве; воспитание чувства ответственности за свои действия и чувства сострадания, сочувствия.

3) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия;

4) познавательные УУД: формирование умения поиска необходимой информации и навыка чтения с пометками; построение грамотного и ясного речевого высказывания в устной форме; умение анализировать и доказывать свою точку зрения.

5) коммуникативные УУД: формирование умения высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения; вести грамотный и конструктивный диалог со сверстниками и учителем; выражать свои мысли грамотно и корректно.

Методы и формы деятельности: беседа, комментированное чтение в сочетании, работа с текстом, фронтальный опрос.

Оборудование:

1) текст произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; отрывки из Нового Завета, заранее подготовленные и распечатанные учителем в качестве раздаточного материала;

2) использование ИКТ: презентация к уроку, включающая основные тезисы, которые учитель и учащиеся намечают в ходе занятия, а также иллюстрации картин Н.Н. Ге «Что такое истина», А.А. Иванова «Явление Христа народу», И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и др. с целью воспитания эстетической культуры у учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент. Слово учителя.

Учитель: Добрый день! На прошлом занятии мы с вами начали изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня мы обратимся к библейским образам в произведении, обсудим и проанализируем героев «ершалаимских» глав. Но сначала давайте проведём небольшой опрос и вспомним основные сведения о романе, которые мы узнали на прошлом уроке?

2. Фронтальный опрос.

  1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».

(Предполагаемый ответ: 1928 – 1940 гг.)

  1. В каком году и где был впервые опубликован роман в сжатом виде?

(Предполагаемый ответ: в 1966 году в журнале «Москва»)

  1. Какова композиция романа?

(Предполагаемый ответ: роман в романе)

  1. В чем своеобразие композиции романа?

(Предполагаемый ответ: параллельное развитие трёх сюжетных линий)

5) Назовите основные аспекты романа.

(Предполагаемый ответ: история Мастера и Маргариты, история Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, московские эпизоды)

Учитель: Очень хорошо! Мы освежили в памяти знания о романе М.А. Булгакова, теперь перейдём непосредственно к теме урока. На дом было задано прочитать главы № 2,16, 25, 26. И сегодня мы их обсудим.

3. Формулировка основного проблемного вопроса урока.

Учитель: Итак, обратимся к композиции «ершалаимских» глав. Кто повествует нам об истории прокуратора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри?

(Предполагаемый ответ: глава №2 «Понтий Пилат» – Воланд; глава №16 «Казнь» – сон Ивана Бездомного; главы №25 и 26 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа», «Погребение» – Маргарита читает отрывок рукописи Мастера).

Учитель: Какой можно сделать вывод?

(Предполагаемый ответ: История даётся с разных точек зрения, разными повествователями, и это делает её наиболее достоверной).

Учитель: Как вы считаете, кого можно назвать главным героем «ершалаимских» глав?

(Предполагаемый ответ: Понтий Пилат).

Учитель: Исходя из этого, какой проблемный вопрос урока можно сформулировать?

(Предполагаемый ответ: Почему Понтий Пилат является главным героем библейских глав романа?).

Учитель: Очень хорошо. Теперь давайте попробуем сопоставить библейские образы романа Булгакова с первоисточником.

4. Сопоставление «ершалаимских» глав романа с каноническими текстами.

Учитель: Предлагаю послушать вашего одноклассника (…), который приготовил к сегодняшнему уроку сопоставительную таблицу образов Иешуа Га-Ноцри и Иисуса Христа. Пожалуйста, зафиксируйте основные моменты у себя в тетради.

Учащийся выступает с докладом. Другие учащиеся фиксирует основные тезисы его доклада.

Имя

Иешуа Га-Ноцри

Иисус Христос

Возраст

27 лет

33 года

Происхождение

Родом из города Гамалы. Практически ничего не знает о своих родителей, кроме того, что его отец был сириец.

Жил в городе Назарей (и именно поэтому его называли Назарянином). Сын Девы Марии и Иосифа.

Положение

Нищий бродяга; философ (как именует его Понтий Пилат).

Сын Божий; указывается на божественное происхождение Христа.

Вхождение в город

О прибытии в Ершалаим Иешуа рассказывает так: «Пришел я в Ершалаим через Сузские ворота пешком, в сопровождении одного Левия Матвея…Никто меня в Ершалаиме не знал». Кроме того, Иешуа подчёркивает, что у него нет никакого осла.

Его встречали как царя, покрывая землю пальмовыми ветками. Сам Христос ехал на осле.

Ученики

Двенадцать апостолов.

Сборщик податей Левий Матвей.

Иисус Христос воскрес после смерти.

Воскрешение Иешуа Га-Ноцри в романе отсутствует.

Учитель: Попробуем сделать вывод. Как вы считаете, ставил ли писатель перед собой задачу изобразить в романе библейский, канонический образ Иисуса Христа?

(Предполагаемый ответ: Нет, они очень разные).

Учитель: Разумеется, в докладе (…) представлены не все критерии, по которым можно сопоставить образы Га-Ноцри и Христа. Однако, исходя из того, что мы услышали, можно сделать вывод, что эти два образа очень разные. Булгаков намеренно представляет Га-Ноцри не как сына Божьего, а как обыкновенного человека. Писатель исключает то высшее предназначение, для которого появился на свет Христос. Перед нами два разных образа, и мы не можем отождествлять их, приравнивать друг к другу.

Обратимся к образу Понтия Пилата. Что можно сказать о нём? Можно ли составить его портрет?

(Предполагаемый ответ: портрета-описания прокуратора в романе нет как такового. Есть отдельные детали, которые помогают нам составить образ Понтия Пилата).

Учитель: Совершенно верно! Булгаков не даёт подробного описания внешности Пилата, его портрет – это, скорее, портрет-впечатление. Из отдельных штрихов: поворота головы, усмешки, случайного жеста, незначительной, на первый взгляд, детали складывается образ героя.

Портрет Пилата складывается из многих составляющих. Давайте обратимся к тексту и поищем их!

5. Работа с художественным текстом.

  • «белый плащ с кровавым подбоем»;
  • глаза героя;
  • речь героя;
  • походка героя;
  • внутренние монологи героя.

Учитель: Итак, мы нашли несколько составляющих образа прокуратора Понтия Пилата. Приступим к обсуждению. С каких слов начинается глава №2 «Понтий Пилат»?

(Предполагаемый ответ: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»).

Учитель: Как вы считаете, что обозначает эта деталь образа – «белый плащ с кровавым подбоем»?

(Предполагаемый ответ: это символ, который характеризует самого Понтия Пилата, символ власти, олицетворением которой является прокуратор).

Учитель: Что обозначают белый и кровавый цвета? Они символичны?

(Предполагаемый ответ: Белый цвет символизирует силу, величие, законность. Кровавая оборотная сторона плаща символизирует кровь, которую пролил Понтий Пилат на полях сражений и которую ему предстоит пролить, отдав на несправедливую казнь Иешуа Га-Ноцри).

Учитель: Очень хорошо. Что можно сказать о такой детали портрета Пилата как его глаза? Можете ли вы привести цитаты из текста?

(Предполагаемый ответ: Это единственная деталь, которая привлекает внимание писателя в лице героя его глаза. В сцене допроса именно глаза Понтия Пилата говорят о его физическом состоянии, тех мучениях, которые доставляет ему приступ гемикрании: «подернутый дымкой страдания глаз», «оба больные глаза», «мутные глаза», «мученические глаза», «воспаленные, в красных жилках белки глаз», «воспаленные последними бессонницами и вином глаза»).

Учитель: Отлично! Что можно сказать о речи прокуратора? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста.

(Предполагаемый ответ: Речь персонажа является одной из важнейших составляющих образа. Писатель отмечает, что в начале беседы с Иешуа Га-Ноцри у Понтия Пилата «тусклый, больной голос»; речь его сухая, отрывистая, «монотонная». Но по мере того, как усиливается интерес прокуратора к Иешуа, меняется его речь: в ней появляется большое количество вопросительных предложений. Но после того, как прокуратор узнает, что Иешуа предъявлено обвинение в нарушении «Закона об оскорблении величества», его буквально захлестывают эмоции, изменяется и его речь: в ней появляется изначально не свойственная Пилату оценочная лексика: «И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней».)

Учитель: Что можно сказать о походке героя? Как вы считаете, это важная деталь образа?

(Предполагаемый ответ: О походке героя можно сказать цитатой из романа: «…шаркающей кавалерийской походкой…». Это важная деталь образа. Походка выдает в Пилате настоящего воина, который провёл большую часть жизни на полях сражений).

Учитель: И, наконец, обсудим внутренние монологи прокуратора. Как вы думаете, они играют большую роль при создании образа героя?

(Предполагаемый ответ: Внутренние монологи играют большую роль для понимания мыслей и чувств прокуратора. В разговорах с другими персонажами Понтий Пилат говорит ясно, чётко, взвешивая каждое слово. Но когда остаётся наедине с сами собой, его мысли путаются, растерянность и отчаяние звучат в его внутренних монологах. Приведём цитаты из текста: «О боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде. Мой ум не служит мне больше»; «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!...»; «Бессмертие, пришло бессмертие».)

Учитель: Как вы считаете, многоточие во внутренних монологах героя играет какое-то значение?

(Предполагаемый ответ: Да. Многоточия, которыми изобилуют монологи Пилата, свидетельствуют о том, что он находится в смятении, и мысли его с трудом поддаются контролю).

Учитель: Что можно сказать о поступке, который совершил Пилат по отношению к Иуде из Кириафа? Как это характеризует героя?

(Предполагаемый ответ: Понтий Пилат, осознав, что совершил непоправимое и погубил Иешуа, отдаёт приказ убить предателя Иуду. Он желает искупить свою вину перед Га-Ноцри хотя бы таким способом).

Учитель: Давайте здесь остановимся на образе Иуды. Ведь этот образ также является каноническим – Иуда Искариот был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Согласно евангельским сюжетам, Иуда предал Христа за тридцать сребренников. Обратимся к тексту романа и отрывкам из Нового Завета, чтобы сопоставить образ Иуды художественный и канонический. Я даю вам немного времени для того, чтобы вы приготовили устный ответ по данной теме.

Учащиеся проводят самостоятельную работу, сопоставляя отрывки, посвящённые образу Иуды, из романа и из Нового Завета, готовят устный ответ. Один из учащихся отвечает на оценку.

Иуда Искариот

Иуда из Кириафа

Положение

Ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов.

Новый знакомый Иешуа Га-Ноцри. Пригласил его к себе в гости и попросил высказать взгляды на государственную власть.

Род деятельности

Является казначеем и, согласно Евангелию от Иоанна, ворует собранные общие деньги.

Работает в меняльной лавке у одного из своих родственников.

Обстоятельства смерти

Раскаялся в содеянном и покончил жизнь самоубийством.

Был убит, согласно тайному приказанию Понтия Пилата, в Гефсиманском саду.

Причина предательства

Одержим деньгами, возможно, был ведом Сатаной.

Желает разбогатеть, чтобы завоевать любовь замужней красавицы Низы.

Сумма денег, которые заплатили Иуде за предательство

30 сребренников.

30 тетрадрахм.

Учитель: Очень хорошо, спасибо за подготовленный ответ! Какой мы можем сделать вывод?

(Предполагаемый ответ: Художественный и канонический образы Иуды различаются, однако схожие моменты присутствуют – страсть к деньгам, а также сумма, которую заплатили Иуде за предательство Иешуа-Ииуса).

6. Итоги урока. Домашнее задание.

Учитель: Верно. Наше занятие подходит к концу, на следующем уроке мы поговорим о философских и философско-этических проблемах, заявленных в «ершалаимских» главах романа. А сейчас сделаем вывод из нашего занятия. Что мы сегодня узнали?

(Предполагаемый ответ: мы начали говорить о библейских образах, представленных в романе, и сопоставляли их с первоисточником, обращались к текстам из Нового Завета. Можно сделать вывод, что нельзя роман Мастера олицетворять с Евангелиями, исходя из многочисленных расхождений в тексте романа и текстах Нового Завета. И роман Мастера нельзя называть романом о Боге, так как Иешуа Га-Ноцри лишен божественного начала, он не воскресает после смерти, как Христос, не несет с собой того предназначения, которое было у Иисуса. Центральным персонажем романа Мастера является не Га-Ноцри, а Понтий Пилат и связанные с ним проблемы совести и трусости.)

Учитель: Отлично! Итак, наше занятие подошло к концу. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: написать сочинение на тему «Хотел бы я жить в мире, в котором зло и добро равноправны?». Именно о проблемах добра и зла, совести, трусости и предательства мы поговорим на следующем уроке!

Итак, данный комплекс занятий включает в себя анализ библейских образов в романе «Мастер и Маргарита», рассмотрение и обсуждение романа в целом, а также некоторые теоретические сведения по литературоведению. Предлагаемые занятия помогут расширить литературоведческий кругозор обучающихся старших классов, сформировать умение поиска необходимой информации, умение высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения, выражать свои мысли грамотно и корректно, а также повысить познавательный интерес к предмету и качество образования по литературе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры.  Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг...

Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...