Методическая разработка занятия по литературе "ТРИ МИРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Методическая разработка. Дисциплина: "Литература ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_master_i_margarita.docx61.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ТРИ  МИРА  В  РОМАНЕ  М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР  И  МАРГАРИТА»

Цель: понять  замысел  писателя, осмыслить  связь  и  переклички линий  романа.

Задачи:

Образовательная: найти  внутреннее  соответствие  евангельских  и  московских  глав произведения;  определить стилистические  особенности   этих  глав;

Воспитательная: с уважением  относиться  к  слову, грамотно строить высказывания, способствовать развитию познавательного  интереса к творчеству М.А. Булгакова и русской  литературе; уяснить  нравственные  уроки, данные  нам  писателем.

Развивающая: закреплять умение самостоятельной  работы с  текстом литературного  произведения; выявлять авторскую  позицию и аргументированно формулировать  своё  отношение к прочитанному; способствовать развитию  связной, логически  обоснованной речи студентов.

Формирование компетенций:

ОК.3. Решать проблемы, оценивать  риски и принимать  решения в нестандартных  ситуациях;

ОК.4.осуществление поиска и использование информации, необходимой для  эффективного  выполнения профессиональных  задач, профессионального  и личностного  развития;

ОК.6.работать в  коллективе и команде. Эффективно  общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК. 8. Самостоятельно  определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься  самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Тип урока: формирование новых  знаний

Вид урока: урок - практикум

Технологии: элементы проблемно-поискового метода  обучения, развития  критического  мышления.

Оформление урока:

ЭПИГРАФ: « И время  прочь,  и  пространство  прочь…»     А. А. Ахматова.

Схема:                                        МОСКОВСКИЙ

                     

                 

        ЕРШАЛАИМСКИЙ                                                    МИСТИЧЕСКИЙ

На  каждом  столе:  стихотворение А.А. Ахматовой, тексты,  карточки  с  индивидуальными  заданиями,  опорный конспект  урока.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ЗАНЯТИЯ

Основные этапы организационной деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности к  уроку

Приветствие. Запись даты  в  тетрадях.

Ввод в  новую  тему. Мотивация  к изучению  нового материала.

Создание проблемной ситуации

Создаёт настроение на  плодотворную  работу. Ставит  проблемный  вопрос. Читает  стихотворение А. Ахматовой

Слушают стихотворение , отвечают  на  вопросы, ищут  параллели между  стихотворением  и  романом

Работа со схемой на доске и в  опорных  конспектах

Ставит вопросы

Слушают, анализируют, отвечают на  вопросы, доказывают, делают  сообщения об  истории  создания  романа, вариантах  его  названия

Доклад «Время и пространство в  романе»

Слушает, дополняет и объясняет

Слушают и задают вопросы

Определение  темы  занятия

Задаёт вопросы  по  содержанию  романа

Дают  определение темы  и  записывают  её в опорных  конспектах.

Работа с  записью  на  доске и в опорных  конспектах

Учитель задаёт вопросы, разъясняет, комментирует

Слушают и делают  вывод

Доклад «Образ Воланда  в романе»

Слушает, дополняет, задаёт вопросы  по  содержанию текста

Работают с текстом,  читают  отрывки  из  главы 12 «Черная  магия  и  её разоблачение», отвечают  на  вопросы

Групповая работа с карточками

Сообщения студентов

Помогает  каждой  группе выполнить  задание, направляет  работу отдельных  членов группы

Отвечают  на  вопросы и составляют  связный  текст, дополняют

Подведение к выводу

Задаёт вопросы, которые помогают сделать вывод

Записывают в опорных конспектах

Решение мини-теста

Осуществляет контроль за  работой студентов

Решают и записывают  ответы  на листочках

Подведение итогов. Оценка. Рефлексия. Домашнее задание

Оценивает  работу  на  уроке,  советуется, ставя оценки, подводит итог, даёт домашнее  задание

Рефлексия   своих действий

Записывают в тетрадях домашнее  задание

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: Индивидуальные  доклады  студентов:

 - «Время и пространство  в романе М.А. Булгакова «Мастер  и  Маргарита»

 - «Противостояние свободы и несвободы  личности в  романе»

 - «Образ Воланда и его  место в художественной  системе  романа  «Мастер и Маргарита»

Вопросы  для  домашней  подготовки:

- какие  три  основные линии  сюжета  раскрываются  в  романе?

- как  вы  понимаете  эпиграф к  роману, каково  его  значение?

- какие  силы, с   точки  зрения  автора, определяют  судьбы людей и мировой  истории?

- что  лежит в основе человеческих поступков: воля случая,  стечение обстоятельств, предопределение или следование извечным  моральным принципам, идеалам?

ХОД ЗАНЯТИЯ

Преподаватель: Роман М.А. Булгакова – одно  из  самых  загадочных  произведений   автора. Его  пытаются  разгадать, понять. В  своём «закатном» романе писатель  ставит  перед  читателями  больше  вопросов, нежели  ответов. Скажите, пожалуйста, а вам  хотелось  бы  понять, о чём  этот  роман,  как  соотнести  три  мира,  изображённые   автором?

В процессе  наших  занятий   попытаемся  это  сделать.

Своё  время Булгаков  воспринимал как  время  мировых   катастроф,  как время апокалипсическое, время  беззакония и человеческого  трагизма. В «закатном»  романе  нашли  отражения личные  писательские  невзгоды,  тяжёлые  предсмертные  раздумья.

Давайте  попробуем   понять  и  осмыслить,   как  показано время  и  пространство в  романе «Мастер  и Маргарита», попытаемся  расшифровать  замысел  писателя.

     Известно,  что  Анна  Андреевна  Ахматова  была  знакома  с  рукописью романа и дала  Булгакову  такую   оценку: «Он гений!». Ахматова  называла  жизнь  писателя «суровой», «скорбной и высокой». А в 1945 году посвятила  ему  стихотворение:

Кого  когда-то называли  люди

Царём в насмешку, Богом в самом  деле,

Кто был  убит – и чьё  орудие пытки

Согрето  теплотой  моей  груди…

Вкусили  смерть свидетели  Христовы,

И сплетницы – старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли

Там, где  когда-то возвышалась  арка,

Где море  билось,  где  чернел утёс, -

Их  выпили в вине, вдохнули  с  пылью  жаркой

И с запахом  священных  роз.

Ржавеет  золото, и истлевает  сталь,

Крошится  мрамор – к смерти  всё  готово.

Всего  прочнее  на  земле  печаль.

И долговечней – царственное слово.

(выразительное  чтение  стихотворения)

Преподаватель:

- На  ваш  взгляд, какие  мысли и художественные  образы объединяют  это  стихотворение и роман «Мастер  и Маргарита»? Попытайтесь  найти  параллели  между  этими  произведениями.

 -А как  понимаете  слова А. Ахматовой (на доске)?

Преподаватель: «Троемирие» - вот  основная  концепция  булгаковского  романа. Вечность, в которой встречаются миры  человеческий  и  библейский, - вот пространственно-временные  координаты «Мастера  и Маргариты». Литературоведы  находят в романе  три  мира: «древний ершалаимский,  вечный  потусторонний и современный  московский» (схема  на  доске).

- Почему же  роман, вместивший  в  себе три  основных  мира (античный – библейский, мистический – потусторонний и современный  автору – московский), назван «Мастер  и Маргарита»?

- Как  назывался  роман  в  первых  редакциях? Почему  автор  изменил  название  романа?

- Какие особенно  дорогие  автору  мысли подчёркнуты  этим  названием?

Преподаватель: Итак,  мы  с  вами  вспомнили  историю  создания  романа и получили  представление о том,  что  должны   выяснить  на  занятиях.

- Связаны ли  между  собой  эти  миры в  романе? Может, это  только  фантазия  автора? Может  быть,  только наша  фантазия?

- Если да, то  как  они  связаны  между   собой?

- Кто из  героев  является  двойниками, а  может  даже  и  тройниками?

- Кто  исполняет  роль связующего звена  в  романе? (ответы студентов)

Преподаватель: (запись на  доске и в  опорных  конспектах)

Булгаков – Мастер – Иешуа                           Понтий Пилат – Воланд

Мастер – Иван Бездомный                             Наташа – Гелла

Иван Бездомный – Рюхин                               Иуда – Алозий  Магорыч

Иван Бездомный – Левий Матвей               Марк Крысобой – Азазелло

Конечно, роль связующего  звена  выполняет  Воланд  и  его  свита. Время и пространство то сжимаются,  то  расширяются, то сходятся  в  одной   точке, пересекаются,  то  теряют  границы,  но  они  все же  есть. Фигура Воланда – одна  из  самых  загадочных  фигур в  романе. Князь  тьмы  появляется  в  романе  с  определённой целью.

-Зачем  Воланд  посешает  Москву?

- Для  чего он  проводит  сеанс «чёрной  магии» в Варьете?

- Каких литературных  предшественников  имеет  Воланд?

- Чем  он   похож  и  непохож на них? (ответы студентов)

Доклад студента на  тему: «Образ Воланда и его  место в   художественной  системе  романа «Мастер и Маргарита».

Преподаватель: Князь  тьмы появляется  в самом  начале  романа для  подтверждения  того,  что  общественное  устройство  государства невозможно  без  опоры  на «вечные  нравственные ценности», для  испытания  нравственного  состояния  общества.

- А где берут  начало  эти  самые нравственные  ценности?  (ответ учащегося)

-И к какому  же  выводу пришёл Воланд  после  разговора с Берлиозом в начале  романа,  после  своего  «спиритического  сеанса»?

-Почему  такой эпиграф берёт  автор  к  роману? Как  вы  понимаете смысл эпиграфа?

-так какую  роль, следуя эпиграфу, должен   исполнять  и  исполняет Воланд?( Ответы)

Преподаватель: Поступками  людей  на  протяжении  всей  истории  человечества  двигают  одни  и  те же постоянные  и  примитивные  пружины ( желание  хотя  бы  немного  власти  и больше  денег), И неважно,  где  и  когда  происходит  действие. Вспомните  слова  Воланда: «Горожане  сильно  изменились,  внешне, я говорю, как  и  сам  город,  впрочем… гораздо  более  важный  вопрос: изменились  ли  эти  горожане  внутренне?» Нечистая  сила  вступает  в  дело,  проводит  один  за  другим эксперименты, устраивает  «массовый  гипноз», «чисто  научный  опыт» Зачем?

- Над чем потешается  и  издевается нечистая   сила? (ответы студентов)

И люди  показывают  своё  истинное  лицо. Сеанс  разоблачения  удался. Воланд  подводит  итоги: «Ну что же, они  люди как  люди…Любят деньги… в общем, напоминают  прежних, квартирный  вопрос  только  испортил  их…»

-Какие приемы  и  средства  использует  Булгаков, изображая  обывателей?  Чьи  традиции  продолжает автор  романа  «Мастер  и  Маргарита»? (ответы студентов)

Преподаватель: ПЕРВЫЙ  МИР – МОСКОВСКИЙ. С изображения этого  мира  начинается  роман. Это современный  Булгакову  мир 30 годов  20-го века. Здесь живут и действуют занятые сиюминутными  житейскими  проблемами люди: Берлиоз – редактор  толстого  журнала. Это достаточно  образованный  и  умный  человек, литературные  критики Латунский  и Лаврович – люди, наделенные  властью, но  обделённые  нравственностью. Изображению  московского  мещанства   служит  шарж,  гротеск,  фантастика. Вспомните  творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина,  его  сказки, В.В. Маяковского, сатирические  стихи  и пьесы. Что такое гротеск? Как его  использует автор романа «Мастер и Маргарита»? ( привести  примеры  из  текста)

Проделки  и похождения  обитателей  потустороннего  мира воспринимаются  как  ловко  проделанные  фокусы. Однако  фантастичность  происходящего  имеет вполне реалистические   объяснения. «Нехорошая квартира» - квартира, из  которой пропадают  люди. В романе как фантастика – Стёпа Лиходеев, а  на  самом  деле … по доносу от зависти, от желания  завладеть  заветными  квадратными метрами делали  всё  для исчезновения на Соловках, тюрьмах, различного  рода «Лагах».

Фантастика  является  средством  сатиры. Фантастичен  сам московский  быт, жизнь  обывателей, устройство  общества (Массолит – своеобразная  модель  этого  общества в 3111 человек, где  воздаётся  не  по заслугам и таланту, а по чинам и званиям)

- Что  лежит  в  основе  человеческого  поведения – стечение  обстоятельств, ряд случайностей или следование  избранным  идеалам, идеям?

- Кто управляет человеческой  жизнью?

- Если  жизнь  соткана  из  случайностей,  можно  ли  ручаться за  будущее и отвечать  за  себя и  других?

- Существуют  ли  неизменные  нравственные  критерии,  или  они  изменчивы и человеком  движет  страх перед  силой  и смертью,  жажда  власти  и  богатства? (ответы учащихся)

Преподаватель: Есть  ещё  одно  связующее  звено между  миром  ершалаимским,  московским  и  потусторонним – это  образ Мастера, автора  романа об Иешуа. Все  эти  вопросы ставит  автор в «евангельских» главах, т.е. на  страницах романа  Мастера. Они  своеобразный  идейный центр  романа. Но  эти  главы  сильно  отличаются от  глав, в  которых  описывается мир  московский.

- В чём  вы  видите  отличие «евангельских» и  «московских» глав? Язык повествования  отличается? (ответы  студентов)

Преподаватель: «Московские» главы оставляют  ощущение  несерьёзности, ирреальности, в них  активен  автор, он   ведёт  читателя  за  собой, его  интонации  часто ироничны.

«Евангельские» главы – весомые, чеканные, в  них  нет  посредника, всё  дышит  подлинностью повествования,  идёт как  бы  само  собой, хотя  мы  знаем,  что  это  главы  романа,  который  написал Мастер. Мы, как и Иван Бездомный,  испытываем   потрясение: окружающая  реальность  теряет  смысл, центром  становится  история Иешуа. Чтобы лучше понять тему  Иешуа,  разобьёмся на 4 группы и поработаем с заданиями на карточках.

Карточка №1.

- Как вы  понимаете  образ Иешуа  в  романе?

- Согласны ли  вы  с   высказыванием, приведённым  ниже. Обоснуйте  свой   ответ.

   Философ и филолог П.В. Палиевский пишет: «Он (Иешуа)  далеко, слишком,  хотя  и подчёркнуто резко  реален. Реальность эта  особая,  какая-то  окаймляющая  или  резко  очерченная: ведь  нигде  в мыслях Булгаков  не  сказал: «Иешуа подумал», нигде  мы  не  присутствуем в его  мыслях, не  входим  в  его  внутренний  мир – не дано.  Но  только  видим  и  слышим, как  действует  его разрывающий  пелену  ум…»

Карточка №2

- Какие  нравственные принципы  проповедует Иешуа?

- Какие  убеждения  отстаивает  автор через  этот  образ?

Карточка №3

- Как  соотносятся  в  романе Иешуа  и Воланд?

- Можно  ли  их  сопоставить?

- Проанализируйте  высказывания.

«Антитеза  добра  и  зла в лице Воланда  не  состоялась. Нагоняющий  на  непосвящённых мрачный  ужас Воланд  оказывается карающим  мечом в руках  справедливости  и едва  ли  не  волонтёром  добра…»           (В. Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»)

         «Иешуа  и Воланд – всего лишь «разные ведомства единого  миропорядка, в котором ведущим  остаётся  добро. Воланд Булгакова лишь  внешними  своими   атрибутами соответствует  сложившимся  представлениям  о  дьяволе, ниспровергающим божественные  установления… Даже в Ветхом Завете Сатане  не  враг  бога  и людей, а земнгой  администратор божественного  правосудия, вроде  судебного  исполнителя. Сатану  нередко представляют в   роли управителя мира, т.е. вещей  земных  и  временных,  в  противоположность тому,  кто  ведает  вечным  и  духовным. Надо  полагать, что  добро  и  зло, Воланд  и Иешуа представляют   вечный  закон борьбы  и  единства противоположностей,  без  одного  невозможно  существование  другого» (из школьного  сочинения)

Карточка №4.

- Как в  романе Булгакова  соотносится  тема  Мастера  и Иешуа?

- Почему Мастер  «не  заслужил  света», а «заслужил  покой»?

- Проанализируйте  высказывания.

    «Его Иешуа, этот  удивительный  образ обычного. Земного. Смертного человека, проницательного  и наивного. Мудрого и простодушного, потому и противостоит  как  нравственная  антитеза своему  могущественному и куда  более  трезво  видящему жизнь  собеседнику, что  никакие  силы  не могут заставить  его  изменить  добру…. Мастер  тоже остаётся верен себе  до  конца во  многом, почти  во  всём, но  всё-таки кроме  одного: в какой-т  момент, после  потока злобных, угрожающих  статей, он  поддаётся  страху. Нет, это  не  трусость,  во  всяком  случае, не  та  трусость, которая  толкает  к  предательству, заставляет  совершать  зло… Но  он  поддаётся  отчаянию, он  не  выдерживает враждебности, клеветы, одиночества…            (И. Виноградов «Завещание Мастера»)

Преподаватель: Мастер, его роман, его  творчество. Написанное  им  слово… Он сжигает  рукопись,  он  не  смог  стать борцом,  но  он  был  пророком. Его внутренний  мир. Его  отношение к  истине,  его  непоколебимая нравственность  становятся  в  романе  силой, которая  определяет  место  человека в  макрокосмосе  бытия.  

Мини-тест  по  материалу  урока: (тест в  опорных  конспектах  на  обратной  стороне)

1. В чём проявляется  своеобразие  композиции  романа М. Булгакова «Мастер  и Маргарита»?

а) кольцевая композиция;

б) хронологический  порядок развития  событий;

в) параллельное развитие  трёх  сюжетных  линий;

г) параллельное  развитие  двух  сюжетных  линий.

2.Автором  романа о Понтии  Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат   б) Воланд   в) Левий Матвей   г) Мастер

3. Сколько сюжетных  линий  можно  выделить  в  романе?

а) одну    б) две     в) три     г) пять

4.В чём состоит  специфика   системы образов  романа?

а) в основу  положены  принципы  двойничества;

б) персонажи  объединены общей  идеей произведения;

в) система  образов  построена  по  принципу антитезы;

г) герои   образуют  своеобразные  отражения представителей  библейского  мира.

5.Какой  из  «миров»  романа  наиболее населён?

а) библейский;  б) потусторонний    в)  московский.

6.Какова  роль  Воланда  в  романе  Булгакова?

а) он  выполняет  роль   палача;    б) он выполняет роль  справедливого  судьи;

в) он  олицетворяет  собой  власть  абсолютную.

7.Почему  Мастер  «не  заслужил  света»?

а) потому  что  он  предаёт свою  любовь  к  Маргарите;

б)  потому  что  сжигает рукопись;

в) потому  что  он  сошёл  с  ума.

8.Кто  из  героев  романа  является  двойником  самого Булгакова?

а) Иван Бездомный;   б) Воланд    в) Мастер    г) Иешуа.

Ответы  на  тест: 1- в; 2-г; 3-в; 4-а; 5-в; 6-;  7-а;   8-в.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ, ОЦЕНКИ:

 Было ли  интересно  на занятии? Что нового узнали? Что стало понятным, а что не нет? Почему?

         На  следующем  уроке  мы  завершим  разговор о Мастере, о противостоянии  свободы и несвободы  личности  в  романе М. Булгакова  «Мастер  и Маргарита»,  почему  и  кому  может  быть  дарован  свет, а  кому  покой. И подумайте  над  выражением, которое  я  вам давала  на уроках  биоэтики: «Свобода – это  ответственность. Может  поэтому  многие  так  боятся  её»

Домашнее задание. Проследить  путь  Мастера  по  главе  13 «Явление  героя»  и историю Маргариты  по  главе 19 «Маргарита».

Индивидуальные  задания «Воланд прощается  с  Москвой»,  «Воланд  и  Маргарита», «Противостояние свободы  и несвободы  личности  в  романе «Мастер  и Маргарита»  


Опорный конспект

ЭПИГРАФ: « И время  прочь,  и  пространство  прочь…»    

А. А. Ахматова.

Схема:

 

        ЕРШАЛАИМСКИЙ                                                                       МИСТИЧЕСКИЙ

Кого  когда-то называли  люди

Царём в насмешку, Богом в самом  деле,

Кто был  убит – и чьё  орудие пытки

Согрето  теплотой  моей  груди…

Вкусили  смерть свидетели  Христовы,

И сплетницы – старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли

Там, где  когда-то возвышалась  арка,

Где море  билось,  где  чернел утёс, -

Их  выпили в вине, вдохнули  с  пылью  жаркой

И с запахом  священных  роз.

Ржавеет  золото, и истлевает  сталь,

Крошится  мрамор – к смерти  всё  готово.

Всего  прочнее  на  земле  печаль.

И долговечней – царственное слово.

На  ваш  взгляд, какие  мысли и художественные  образы объединяют  это  стихотворение и роман «Мастер  и Маргарита»? Попытайтесь  найти  параллели  между  этими  произведениями.

 -А как  понимаете  слова А. Ахматовой ?

Булгаков – Мастер – Иешуа                           Понтий Пилат – Воланд

Мастер – Иван Бездомный                             Наташа – Гелла

Иван Бездомный – Рюхин                               Иуда – Алозий  Магорыч

Иван Бездомный – Левий Матвей               Марк Крысобой – Азазелло

Мини-тест

1. В чём проявляется  своеобразие  композиции  романа М. Булгакова «Мастер  и Маргарита»?

а) кольцевая композиция;

б) хронологический  порядок развития  событий;

в) параллельное развитие  трёх  сюжетных  линий;

г) параллельное  развитие  двух  сюжетных  линий.

2.Автором  романа о Понтии  Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат   б) Воланд   в) Левий Матвей   г) Мастер

3. Сколько сюжетных  линий  можно  выделить  в  романе?

а) одну    б) две     в) три     г) пять

4.В чём состоит  специфика   системы образов  романа?

а) в основу  положены  принципы  двойничества;

б) персонажи  объединены общей  идеей произведения;

в) система  образов  построена  по  принципу антитезы;

г) герои   образуют  своеобразные  отражения представителей  библейского  мира.

5.Какой  из  «миров»  романа  наиболее населён?

а) библейский;  б) потусторонний    в)  московский.

6.Какова  роль  Воланда  в  романе  Булгакова?

а) он  выполняет  роль   палача;    б) он выполняет роль  справедливого  судьи;

в) он  олицетворяет  собой  власть  абсолютную.

7.Почему  Мастер  «не  заслужил  света»?

а) потому  что  он  предаёт свою  любовь  к  Маргарите;

б)  потому  что  сжигает рукопись;

в) потому  что  он  сошёл  с  ума.

8.Кто  из  героев  романа  является  двойником  самого Булгакова?

а) Иван Бездомный;   б) Воланд    в) Мастер    г) Иешуа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"

Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой...