Конспект УЗ по литературе: "Изображение "трех миров" в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" через замысел автора и систему художественных образов"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Будаева Татьяна Анатольевна

Можно использовать при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_bulgakov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Литература

Тема: Изображение «трех миров» в романе  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов

Тип занятия - Урок-эпилог

Цель занятия:

Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов через организацию их самостоятельной работы на занятии (работа в мини-группах) и использование материалов, наработанных ими во внеурочное время

  • обучающая — показать замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения
  • развивающая — формировать навыки исследовательской деятельности, развивать креативность мышления посредством творческих заданий
  • воспитывающая — воспитывать у студентов понимание, что честь, долг, любовь — основные человеческие ценности

Оборудование: справочные материалы, текст романа «Мастер и Маргарита», мини-плакаты, индивидуальные задания каждой группы, доска, рукописные газеты, раздаточный материал в виде карточек и таблиц

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (при анализе художественного текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  2. творческое применение знаний при анализе текста

Содержание учебного материала - практическая направленность и дифференциация контрольных заданий (тестов)  оценивается по трём уровням сложности.

                                   

 Горожане сильно изменились – внешне, я говорю,

                                как и сам город, впрочем. Но меня, конечно,

                                                              не столько интересуют автобусы, телефоны –

                                                                              сколько более важный вопрос: изменились ли эти    горожане внутренне?

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ход  учебного занятия

1. Слово преподавателя: 

   На предыдущих занятиях мы познакомились с  жизнью,  творчеством  Михаила  Афанасьевича  Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его  романа «Мастер и Маргарита».

   Сегодня мы с вами продолжим разговор  о романе «Мастер и Маргарита».    

Тема нашего сегодняшнего занятия -  «Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов».

    Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.

     М.А.Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддерживала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

     Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала  это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита».  А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

     … Из письма сестры Е.С. Булгаковой Ольги Бокшанской матери незадолго до смерти Булгакова…

Люся  [Е.С.Булгакова. - Е.Н.] страшно изменилась.  В глазах её такой трепет, такая грусть, она всё время находится в напряженном  желании бороться за его жизнь. Она любит его так сильно… Это не похоже на обычное понятие любви.

     …10 марта. 16.39. Миша умер…

(Последняя запись в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой):

 Я помню тот день. В булгаковский дом
Проникла печаль. Елена
Осталась
одна. Мороз за окном,
В квартире - лишь запах тлена.

И не было сил, и не было слёз
Оплакать свою потерю.
И, глядя на гроб, Елена всерьёз
Шептала: «Нет, я не верю!».

Ведь только вчера, казалось, она
Упрямо врачам твердила:

«Его не отдам!». И ночи без сна,
Как ангел, над ним парила.

Больного терзал то холод, то жар.
Но он разомкнуть смог веки:

«Знай, ты заменила весь земной шар
Ты всё для меня!». Навеки…


Теперь его нет на этой земле.
Елена одна. Впервые.
Царит полумрак. Но здесь, на столе -
Все рукописи. Живые!

«О, будут тебя печатать!» - И вновь
Тетради его раскрыты.

«Окончен роман. Но вечна любовь
В душе твоей Маргариты!»

И завтра опять наступит рассвет!
И снова борьбу начну я!..
Не смоет вода с рук памятный след
Прощального поцелуя.
Я помню тот день, как будто тогда
Была в той
святой квартире.

Пусть эта любовь сияет всегда
В жестоком подлунном мире.

 2. Актуализация знаний: 

- Определите жанр романа

(Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и сатирическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни).

Необычна и композиция романа.

- Как бы вы определили композицию романа?

(Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность).

Обращение к эпиграфу…

  1.           Цель занятия -  понять замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения. Проанализировать сходства и контраст «трех миров» как основные идейно-художественные принципы повествования. И первый вопрос:

- Какое время охватывают события романа?

     Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени  писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках.  

1). Москва 30-х годов (Земной мир).

 2) «Библейский мир».  

3) Вечность (потусторонний мир).

    Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они  и конкретны, и условны. 

3. Работа в малых группах и защита проектов: 

(Студенты распределены на три группы. Каждая группа подготовила сообщения по «трем мирам» в романе – использование исследовательских, творческих работ, наработанных учащимися во внеурочное время.

В каждой группе назначен координатор, который отслеживает работу каждого студента и оценивает)

     Итак, литературоведы находят в романе 3 основных мира:

  1. Современный московский
  2. Вечный потусторонний
  3. Древний ершалаимский  

Перед нами ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Для чего Булгаков использует такой прием, как воссоздание портрета каждого героя

(Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Понтий Пилат, Воланд, Маргарита)?

- Какова система прототипов, если рассматривать их  эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Какова их роль в романе?

(Студенты работают с поставленными перед ними вопросами, заполняют таблицы)

Первый мир – Московский (1 группа)

Второй мир – Вечный потусторонний (2 группа)

Третий мир – Древний ершалаимский (3 группа)

Обсуждение:

(Ребята рассказывают о представителях каждого мира, представленного в романе, защищают проекты, комментируют)

4. Обобщение и выводы по теме:

     Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» - это проблема взаимодействия Света и Тьмы, Добра и Зла.

- Почему в мире существует Зло, почему оно часто торжествует над Добром?

- Как победить Тьму и возможно ли это вообще?

- Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него?

     Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране тьмой.

     Страницы романа М.Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа – Человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. Именно человек ответственен за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей.

- Так какими же средствами писатель пользуется, чтобы донести все это до читателя? (путем раскрытия художественных образов)

(Студенты делают выводы с опорой на таблички, координаторы выставляют оценки и сдают групповые листы-задания).

- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу занятия:

….

- Ответ на этот вопрос найдем в тексте романа «Мастер и Маргарита» в главе «Черная магия и ее разоблачение»

[… Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь, это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну легкомысленны… Ну, что ж… И мелосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…].

Так Воланд сам и ответил на свой вопрос.

- А вы как думаете?

- Какие впечатления у вас остались о романе, о чем вы рассуждали, думали?

-Зачем все таки Булгакову потребовалось изображать в своем романе «три мира», и можно ли провести параллель между ними?

-Ну и, наконец, является ли сатана представителем Зла в романе? Или же он выступает Справедливым Наблюдателем?...

(Студентка читает стихотворение…)

Изучая московские хмурые лица,
На вопрос сатаны я искала ответ.
Изменилась, бесспорно, родная столица,
Ну а внутренне люди - пожалуй, что нет.

И всё так же мы жадны до денежных знаков,
И всё так же нас мучит квартирный вопрос.
И я слышу порой, как смеётся Булгаков
Над Россией своей, задыхаясь от слёз.

5. Задание на дом:

  1. Написать мини-сочинение «Добро и зло в романе»
  2. Ответить на вопросы теста (письменно в тетради)
  1. Выставление оценок

Использованная литература:

1.  Литература /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. – М.: «Академия», 2009.

2.  Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. - М.: «Просвещение», 2006.  

3. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


КООРДИНАТОР: ________________________________________

Ф.И.О. студента

Работа с текстом

Работа с таблицей

Оформление рукописных газет

Выводы

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

Ф. И. О.

 Группа _______

Вопросы

Ответы

1. В чем своеобразие композиции романа?

А)  кольцевая композиция

Б)  роман в романе

В)  хронологический порядок развития  событий

2. Почему Иешуа представлен  в романе

как бродяга?

А)  соответствие библейскому сюжету

Б)  противопоставление библейскому образу

В)  автор старается подчеркнуть  внутреннюю свободу героя

3. Почему для  Иешуа самый страшный

грех - трусость?

А)  трусость – порок, заставляющий жить по законам, диктуемым сверху

Б)  трусость ведёт к предательству

В)  трусость – сознательный выбор колеблющегося человека

4. Какой из "миров" романа наиболее населен?

А)  московский

Б)  потусторонний

В)  библейский

5. Чей это портрет:  "…человек  лет

27-ми, одет в старенький голубой хитон, руки связаны, синяк под левым газом, у  рта  ссадина.»

А)  Крысобой

Б)  Понтий Пилат

В)  Иешуа

6. Как наказан Пилат?

А)  сожжен

Б)  обречён на бессмертие

В)  повешен

7. Какой промежуток времени охватывают события романа?

А) 4 дня

Б)  4 месяца

В)  4 года

8. Кто является повествователем истории о Понтии Пилате и Иешуа?

А)  Бездомный,

Б)  Берлиоз,

В)  Воланд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»

Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работ...

План-конспект открытого занятия "Составление сценария на заданную тему. Тема, идея и режиссерский замысел"

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ. ТЕМА, ИДЕЯ И РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ»...

План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс

План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс...