Урок внеклассного чтения. А.П.Гайдар "Чук и Гек"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Еремина Елена Витальевна

Урок проведён в 5 классе в рамках литературной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000274fe-3e188aa5.docx40.69 КБ
Файл chuk_i_gek.pptx522.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс___5___

Тип урока: урок внеклассного чтения

Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;
  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
  • обогащать активный и пассивный словарный запас;
  • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
  • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;
  • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

Воспитательные

  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;
  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивационно-ориентировочный этап

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

II.Актуализация имеющихся знаний.

Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

- Кто написал эту книгу?
  

 Выставляется портрет А.П. Гайдара.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

- Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. 

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

 
IV.Изучение нового материала

1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

- Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

   В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

3.Словарная работа

Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

- Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

 Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

 

- А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

4. .Проверка первичного восприятия произведения

-Кто же такие Чук и Гек?

- А что с ними случилось?

- Кто позвонил в дверь?

- Что в это время делали братья

- Куда Чук положил телеграмму?

- Что в это время делал Гек?

- А что хранилось в этой коробке?

- Что сделал Чук?

- Что случилось после?

- Нашли они коробку?

- Что заставило помериться мальчикам?

- Кто из них старше?

- Какую историю они придумали?

- Что принесла мама?

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного материала

2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

 -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

- Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

- Почему так делать нельзя?

- Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

- Вранье не введет в добро.

- Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

- Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img1.JPG

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img2.JPG

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img3.JPG

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img4.JPG

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img5.JPG

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img6.JPG

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img7.JPG

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550266/img8.JPG

Фамилия Чука и Гека Серёгины

VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

1.Соотношение цели урока и его результата

- Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

2.Рефлекия

Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…
Мне хотелось бы еще…

3.Оценка работы школьников на уроке с комментариями педагога

Улыбаются друг другу, садятся на свои места

Слушают выступление заранее подготовленного ученика

Ответ учащихся

Дети читают цепочкой воспоминания А. Гайдара:

   «В августе 1914 года, когда мне стукнуло 10 лет, отца взяли в солдаты и послали на германский фронт. Забежал он из казармы прощаться. Бритая голова, серая папаха, тяжелые, кованные железом сапоги. Помню – вечерело. Крепко пахло на вокзале нефтью, карболкой и антоновскими яблоками, которых уродилось в тот год неисчислимая сила. Вернулись назад солдаты через 4 года.

   Мне было 14 лет, когда я ушел в Красную армию и думал остаться в ней навсегда».

Объясняют значение слова

Дают подробные ответы на вопросы

Выполняют физминутку

Дают оценку поступков мальчиков

Объясняют смысл пословиц

Разгадывают кроссворд

Анализируют работу на уроке

Заканчивают предожения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904г. – 26 октября 1941г.

Слайд 2

ИГРА по произведению А.П.Гайдара «ЧУК и ГЕК»

Слайд 3

Назовите фамилию семьи героев рассказа Серёгины

Слайд 4

Москва В каком городе жила семья Серёгиных?

Слайд 5

Как назывались горы, где работал отец мальчиков? Синие

Слайд 6

Что принес в дом Серегиных почтальон? телеграмму

Слайд 7

Как наказывала мама мальчишек за драку? Не ругала, не кричала, а разводила по комнатам, не давая играть вместе 1 или 2 часа

Слайд 8

Почему мальчики бросились на улицу искать драгоценную коробочку? Там лежала телеграмма .

Слайд 9

На чём сначала надо было ехать к папе? на поезде

Слайд 10

А на чём надо было добираться потом? на санях

Слайд 11

Как дети мечтали встретить отца, когда к нему приедут? Спрятаться под кроватью и завыть, напугав его.

Слайд 12

Назовите три трудности, выпавшие на долю матери , когда семья остановилась в таёжном домике Не умела топить печь, обдирать зайца, за водой ходить было далеко.

Слайд 13

Где же пропадал сторож целых четыре дня? Бегал на лыжах к отцу и принес ключи от его комнаты.

Слайд 14

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему Но все вместе люди знали и понимали: Что надо – честно жить. Много – трудиться. Крепко любить и беречь эту счастливую землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...