Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Думшева Надежда Валентиновна

Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alye_parusa.pptx2.99 МБ
Microsoft Office document icon urok_16.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – исследование по повести А. Грина «Алые паруса» «Любить, мечтать и верить...»

Слайд 2

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». А. Грин

Слайд 3

Цели урока: познакомить учащихся с феерией «Алые паруса» и удивительными героями повести; закрепить знания по теме «Романтизм» (основные черты романтического героя); сформировать навыки давать развернутые ответы по предложенной проблеме.

Слайд 4

История создания Александр Грин со второй женой Ниной Николаевной

Слайд 5

Исследование Определите изобразительные выразительные средства, раскрывающие суть символа «алый парус»

Слайд 6

Работа в группах Найдите романтического героя на страницах феерии

Слайд 7

Черты романтического героя сильная личность, мятежная, свободная; герой, вступивший в конфликт с окружающим миром и стремящийся ввысь, к неизвестности, красоте; герой, ищущий ответа на важный жизненный вопрос.

Слайд 8

оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками; оба понимают, любят все живое на земле, близки к природе; оба добры и бескорыстны; трудолюбивы; верят в Мечту. Их вера в Мечту соединила и сделала их счастливыми...

Слайд 9

Рефлексия Нужна ли волшебная палочка, чтобы совершить чудо? Почему «Алые паруса» называют сказкой, которая сбывается?

Слайд 10

Домашнее задание Напишите хокку о феерии А. Грина «Алые паруса»



Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №31»

Урок-исследование по повести-феерии

А. Грина «Алые паруса»

«Любить, мечтать и верить...»

6 А класс

Учитель: Думшева Н.В.

Саранск 2017

Урок-исследование по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»

«Любить, мечтать и верить...»

Задачи:

  • познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  • научить выделять в произведении сказочное и реальное;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
  • развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
  • развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Оборудование:

  • аудиозапись морского прибоя,
  • электронная презентация

Оформление доски:

  • портрет А.Грина;
  • иллюстрации к повести «Алые паруса».

Вступительное слово учителя

УЧИТЕЛЬ.  «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

 Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.

УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.

 «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:

  • Случайна ли встреча Ассоль и Грея?
  • Почему паруса алые, а корабль белый?
  • В чем смысл названия повести?

УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия??

 (Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

Беседа по тексту

 В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.

 - Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?

 - Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?

 - За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)

 - Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)

 - Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»

 Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.

 Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.

 - В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

 УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

  • А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
  • Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)
  • Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
  • Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
  • Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
  • Почему паруса алые, а корабль белый?
  • А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?
  • Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов
  • Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

 УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.

 А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)

 Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.

 Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

 Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

 Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

 Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

 УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

 - Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

 - Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)

 - Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? ^ Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

 - Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

 - Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

 - Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

 УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

 Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)

 УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Рефлексия

  • Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
  • Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

Домашнее задание. Ответить на вопросы:

«В чём сила этой книги?»

«Из этой книги я узнал(-а) одну истину…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...