Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Косьянова Татьяна Александровна
Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное зависит от нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.a.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любить, мечтать и верить…

урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина.
  2. Учить давать сравнительную характеристику героев.
  3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное зависит от нас.

Оборудование урока

  1. Выставка книг А.Грина.
  2. Пластинка «Пианино на волне» в исполнении оркестра под упр. Поля Мориа.
  3. Литературная газета, портрет писателя, иллюстрации учеников к повести.
  4. Оформленная доска.

Любить, мечтать и верить…

урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Газета

«Герои А.Грина»

Романтика – поиск  трудностей, борьбы, прекрасного в жизни.

Феерия (фр. фея)

1.Жанр театральных или цирковых представлений, основанный на применении различных постановочных эффектов, трюков, превращений.

2.Волшебное, сказочное зрелище. Феерический - сказочно красивый.

Портрет

А.Грина

…поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвечённая насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни… и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса.

           К. Паустовский

План

1.Обстановка, в которой воспитываются герои.

2.Одиночество Ассоль и Грэя.

3.Родство душ.

Два портрета Ассоль

тёмно- волосая кареглазая

светло- волосая голубоглазая

Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно, прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенность

 глубоких душ.

                              А. Грин

Домашнее задание:

Сочинение – размышление «Встречаются ли сегодня в нашей жизни люди, похожие на гриновских героев?» (в рабочих тетрадях по литературе).

Предварительная подготовка к уроку

  1. Сделать иллюстрации к повести.
  2. Отметить и выразительно читать сцены: как поступил Лонгрен с Меннерсом, как относились к Ассоль в Каперне.
  3. Найти и пересказать близко к тексту эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли.

Ход урока

  1. Слово учителя

Выверен старый компас,

Получены карты в сроки,

Выштопан на штормовке

Лавины предательский след.

Счастлив, кому знакомо

Щемящее чувство дороги,

Где ветер рвёт горизонты

И раздувает рассвет.

Вы, вероятно, узнали строки известной бардовской песни «Люди идут по свету…». Песни, которую поют те, кому душно в городах, те, кто идёт за мечтой…

Тема нашего урока – «Любить, мечтать и верить…» Сегодня нам предстоит познакомиться с героями А. Грина, выяснить, что роднит их и людей с бродячими душами и почему эпиграфом к уроку стали слова К. Паустовского (см. на доске).

       Опасность, риск, свет далёкой звезды, то Южный Крест, то Медведица, свидания и разлуки… Кто не мечтал об этом, перед кем не маячили такие миражи и не вставали видения романтических странствий.

Романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поётся в песнях, которая живёт в наших душах… Что же означает это слово? (см.на доске).

Необыкновенность творчества А. Грина состоит в том, что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения… Вот такая она, Гринландия, придуманная А. Грином.

Его литературная судьба была осложнена многими обстоятельствами. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века свыше четырёхсот произведений, А. Грин никогда не пользовался расположением критики. Его объявили буржуазным писателем, и книги после войны не переиздавались. Только в 1956 году А. Грин был возвращён нашему читателю вместе со многими незаслуженно забытыми литераторами. (Обращение к выставке книг).

Книгами писателя зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют мечтать, любить и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грэй.

2. Сравнительная характеристика героев.

  • В какой семье родилась Ассоль? Как проходило её детство?

(Ассоль родилась в небогатой семье. Отец её был матросом «Ориона», мать Мери умерла по вине Меннерса , который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу, стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он «добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии».)

  • В какой обстановке воспитывался Грэй?

(В роскоши. Зачитать гл.2 со слов «Огромный дом, в котором родился Грэй …» до «…обширным огненным строем».)

  • И всё же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?

(Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения».)

  • Почему же жили одиноко Ассоль и Лонгрен?

(Лонгрен был замкнут, а после случая с Меннерсом (пересказ) люди отвернулись от него).

  • За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или за его поведение?

(Зачитать гл.1 со слов «Рассказ Меннерса…» до «…чего не прощают». Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители Каперны. Он выступил судьёй, чем поставил себя выше других. И этого ему простить не могли).

  • Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?

(Зачитать гл.1 со слов «Девочка росла без подруг…» до «…к дому матроса».)

  • Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?

(Над девочкой смеялись, звали её полоумной, Корабельной. Ассоль непохожа на других жителей).

  • А какая она – Ассоль? Вот перед вами два её портрета. Есть ли описание внешности в тексте?

(Только общие черты. Внешность не главное. В Ассоль важно «невольное ожидание прекрасного», чуда).

  • Девочка росла одиноко потому, что «дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания». А почему рос одиноким Грэй?

( «Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые»).

  • Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?

(Зачитать гл.3 со слов «Проснувшись, Грэй…» до «…дикую прелесть…»; зачитать гл.4 со слов «Так волнуясь, трепеща и блестя…» до «алую рябь»).

  • Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Грэя с Ассоль?

(Способность фантазировать. Зачитать гл. 2 со слов «Обернувшись к выходу…» до «…связь с бурей исчезла»; зачитать гл.4 со слов «Из заросли поднялся корабль…» до «…просто усталость». Это родство душ привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью).

Чтение эпизода встречи Ассоль с Грэем на фоне музыки «Пианино на волне» П. Мориа.

  • Как вы думаете, это сказка или нет?

(Грин назвал своё произведение феерией. См. на доске.)

Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

(Всё «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «в лавке» гл.5)

  • Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

(Зачитать гл. 7 со слов «Я понял одну нехитрую истину…»

Тема  «Алых парусов» отчётливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и – вовремя сказанное, нужное слово»).

  • Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.

(Гл.2 – картина, изображавшая распятие Христа. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь»; гл. 2 – случай с Бетси. «…он пережил ощущение острого чужого страдания».)

   

3. Вывод

(Записывается в рабочие тетради)

Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществлённой, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и «здравым смыслом». Паруса «пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…»

Кончается повесть словом счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К. Паустовского.

Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба, - трудно найти другой образ, который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Р. Казаковой, мы

                   Мчимся, ломая тучи,

                    За парусами алыми…

Домашнее задание (см. на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Открытый урок на тему "Нужна ли человеку мечта" ( по повести А.Грина "Алые паруса")

Разработка содержит конспект урока, презетацию по повести А.Грина "Алые паруса"...

Урок по повести А.Грина "Алые паруса"

Творческая интерактивная ребота учащихся с применением своих знаний, основных умений и навыков в коллективной деятельности по созданию портретной характеристики героев повести, а также для ответа на а...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...