урок литературы по повести А Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

урок открытия новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 7

Тема: А. Грин «Алые паруса» Ребята, надо верить в чудеса

Тип урока: Открытие нового знания

  Цель:

- познакомить учащихся с главными героями повести, основной идеей литературного произведения, его связи с окружающим миром.

- научить определять авторскую позицию, анализируя авторские отступления, сюжет и внесюжетные элементы;

- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;

- воспитывать культуру восприятия художественного текста;

Средства обучения : презентация, плакаты для синквейна, рисунок корабля с парусами.

Планируемые результаты.

Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.  Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

Метапредметные.

Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста.   Выражают структуру задачи разными средствами.  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Ход урока

Актуализация знаний.

-Перед вами высказывания К.Г. Паустовского:

«Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка».


«А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в обычных людях…»


«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».

«Мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым полётом своего воображения, какие волшебные страны цвели в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль…»

 «… и все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в романах Грина для того, чтобы человек хотя бы на мгновение поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».

- Каким же мы узнали Грина в этих строчках? (мечтатель, романтик, добрый сказочник, человек, проделавший большой жизненный путь).

Постановка проблемы урока.
- Сегодня мы прикоснёмся к одному из самых романтичных произведений в литературе, к повести А. Грина «Алые паруса». На доске эпиграф к уроку:

 «Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Это слова героя произведения Артура Грея. Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Проверка домашнего задания.

Блиц-опрос:

1).Настоящая фамилия писателя (Гриневский)

2). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).

3). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна)

4). Название корабля Грэя («Секрет»)

5). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (мизинец)

6). Какой цветок пожалела Ассоль? (ирис)

7). . Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

8) Как звали отца Ассоль? (Лонгрен)

9) Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

10) . «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

11) Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» (Ассоль)

12)   Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)

Работа над темой. Анализ произведения

- Перед вами иллюстрация к книге Грина «Алые паруса». Что необычного в этой картине?

- Как  вы думаете, почему алый цвет выбрал писатель, что он символизирует? (любовь, мечту, исполнение желаний)

-Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?

  • алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
  • паруса цвета глубокой радости;
  • он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения;
  • совершенно чистый, как алая утренняя заря;
  • полный благородного веселья и царственности гордый цвет.

Словарная работа.

-Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?

Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

Просмотр видео: буктрейлер

(Буктрейлер  - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году).

Групповая исследовательская работа

Подготовить ответы на вопросы:

1 группа. Ассоль

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Расскажите о детстве девочки.

3.  Найдите описание  Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её  внешности. Какой и зачем?

4. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

 5. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

Составить синквейн  Ассоль

2 группа: Артур Грэй.

1. Почему рос одиноким Грей?

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4.  Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5.  Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

 Составить синквейн  Грей

Осмысление.

- Как произошла  встреча  Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

- Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами

- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

-  Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь? (Тема «Алых парусов»  сформулирована в словах Грэя. «Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками и дарить их людям». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

-  Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

  - Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”).

- Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)

Заключение:

- По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

- В чем смысл названия повести?

-  Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Рефлексия.

- У вас на столах лежат рисунки, на которых изображён корабль с алыми парусами. Напишите на них свои самые заветные желания, и они обязательно сбудутся.

  Домашнее задание. Мини-сочинение.

-Ребята, а как вы понимаете слово «счастье»? Напишите самый лучший рецепт счастья.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...