"Любовь – великая радость или тяжкий крест?"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Кузнецова Светлана Николаевна

Урок - викторина по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_-_velikoe_schaste_ili_tyazhkiy_krest.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь – великая радость или тяжкий крест?

(Викторина по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

(10 класс)

Цели: 

  • проверить знания и умения учащихся;
  • формировать квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформулирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определен круг читательских интересов;
  • развивать творческую активность;
  • обогащать словарный запас и совершенствовать речь;
  • учить вниманию и уважению к слову великих.

Участники: учащиеся 10 класса.

Ведущий: учитель.

Жюри: произвольный состав.

Оборудование: портреты А.Н. Островского и Н.С. Лескова; иллюстрации к произведениям; варианты иллюстраций к произведениям, сделанные учащимися (домашнее задание).

Предварительное задание: нарисовать иллюстрации к пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

  Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.

  Любовь русской женщины была всегда согрета и глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и своих родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора.

  Вспомните Марьюшку из русской народной сказки «Перышко Финиста – ясного сокола». В поисках любимого она три пары железных башмаков истоптала, три чугунных посоха изломала, три каменных хлеба изголодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе.

  Чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из «Грозы» Островского. Да, для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и ДАРЕНИЕ – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.

  Но была и другая женская любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2. Знакомство с правилами игры. Представление жюри (ареопаг).

3. Формирование умений и навыков.        

Вопросы для выбора участников игры

  1. Кого из писателей 19 века называли Колумбом Замоскворечья?
  2. Сколько пьес было поставлено при жизни А.Н. Островского? (46)
  3. За каким театром закрепилось название «Дом Островского»? (Малый театр)

Первый агон

Задание для розыгрыша дорожек

  Вспомните финальную сцену в драме «Гроза». С уст Тихона, склонившегося над телом жены, срываются страшные слова: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» Итак, богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна обвиняется в доведении до самоубийства своей невестки Катерины Кабановой. Уважаемые агонисты, вам предстоит выступить сейчас в роли прокуроров, подготовив за одну минуту обвинительную речь в адрес этой героини.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением жюри агонистам предоставляется право выбрать дорожки.

Зеленая дорожка

Вопросы и задания

  1. До замужества вы были девушкой резвой, жили в отчем доме, ни о чем не тужили. Маменька души в вас не чаяла, наряжала, как куклу. Теперь же в доме свекрови вы завяли совсем. Вы словно птица в клетке. Представьтесь. (Катерина, «Гроза».)
  2. Что означает ваше имя? (Всегда чистая.)
  3. Вспомните, какие сны вам снились в девичестве?
  4. Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми, особенно в той патриархальной среде, в которой выросла и жила Катерина. Как же случилось, что вы, человек набожный, изменили мужу?
  5. После отъезда Бориса у вас оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Вы выбрали последнее. Это решение было принято вами еще до последней встречи с Борисом. С какой последней просьбой вы обратились к нему? («Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего не пропускай; всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу».)

Желтая дорожка

Вопросы и задания

  1. Ваше имя в переводе с греческого означает «язычница». Представьтесь. (Варвара.)
  2. Вечером вы что-то  передаете  Катерине со словами: «На вот, может быть понадобится». Что же могло ей понадобиться? (Ключ)
  3. Вечерами вы встречаетесь с Кудряшом. Описывая ваши свидания, Островский повторяет одну и ту же ремарку, характеризующую ваши действия. Напомните ее.
  4. Когда все раскрылось, мать заперла вас. Но от какого поступка не остановил вас и замок?

 

Красная дорожка

Вопросы и задания

  1. Молодой человек, вы – сирота. Ваша семья состоит кроме вас еще из одного человека – вашей сестры. Живете вы из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся вам наследство, терпите от него всевозможные унижения, надругательства. Ваше имя?… (Борис Григорьевич, «Гроза».)
  2. Согласно авторской ремарке, вы – молодой человек, «порядочно образованный». Уточните, пожалуйста, какое образование вы получили. (Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…», 1д.,3яв.)
  3. Вспомните последнее свидание с Катериной, прощальное свидание. Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине.  «Только одного и надо у Бога просить, чтоб…» - срываются с ваших уст горькие слова. Что же вы попросили у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая ее? («…чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!», 5д., 3яв.)

Второй агон

Вопросы для выбора участников

  1. В 1862г. Лесков становится сотрудником либеральной газеты. Каково ее название? («Северная пчела»)
  2. Назовите первые произведения Лескова. («Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе»)
  3. Название единственной пьесы Лескова. («Расточитель»)

Задание для розыгрыша дорожек

Придумайте название провинциальной газеты, которая могла бы издаваться в Мценском уезде, а также сочинить заметку в эту газету для раздела «Происшествия» или «Уголовной хроники» о преступлениях, совершенных в доме Измайловых.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением жюри агонистам предоставляется право выбрать дорожки.

Зеленая дорожка

Вопросы и здания

  1. Вы «не родились красавицей, но были наружности женщиной очень приятной. От роду вам 24 года. Росту невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы». Представьтесь, пожалуйста. (Катерина Львовна Измайлова.)
  2. Вы замужняя женщина. Почему именно купец Измайлов стал вашим мужем? (Выдали замуж за купца Измайлова не по любви или какому влечению, а так, потому что присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось, гл.1.)
  3. Что послужило причиной измены мужу? (Скука.)
  4. Какие чудные сны вас начали тревожить после убийства свекра?  (гл.7.)
  5. Почему, в отличие от первых двух убийств, возмездие за убийство Федора Лямина пришло сразу? (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная, даже имя мальчика символично, так как в переводе с греческого означает «Божий дар».)

 

Желтая дорожка

Вопросы и задания

  1. О вас ходит людская молва, что вы подлец непостоянный, какую захотите женщину улестите и до греха доведете. Кто вы? (Сергей.)
  2. Как вы оказались в доме Измайловых? (Выгнали из дома Копчоновых, так как, сказывают, что с самой хозяйкой в любви был.)
  3. Вспомните, Сергей Филипыч, приезд из Ливен старушки с небольшим мальчиком. Почему вы так побледнели, наблюдая со двора их приезд?
  4. За что вы так жестоко избили Катерину?

Красная дорожка

Вопросы и задания

  1. Вы вечный укор главной героине «Леди Макбет Мценского уезда» за содеянное перед Богом, даже имя ваше символично и в переводе с греческого означает «Божий дар». Назовите себя. (Федор.)
  2. В какой день совершено ваше убийство? Почему возмездие за него пришло сразу?
  3. Суд земной, суд людской свершился, но не произвел особенного впечатления на Катерину Львовну. Почему же каторга изменила лесковскую героиню? (Страдающая от любви отвергнутая женщина. Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.)

4. Подведение итогов.

- Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой. Одно мне кажется верным: любовь - и тяжкий крест, и великая радость. На алтарь любви люди приносят в жертву все вплоть до собственной жизни. И как поступим мы, не знаем даже мы сами.

Домашнее задание: Попробуйте составить синквейн, диаманту, акростих со словом «любовь» (по желанию что-то одно).

Отзыв

на внеклассное мероприятие по литературе

«Любовь – великая радость или тяжкий крест?» (викторина по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Дата:  17.12.2014 г.

Учитель: Кузнецова Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие  было организовано для учащихся 10 классов. Именно такие мероприятия вырабатывают интерес к литературе, создают творческую атмосферу сотрудничества, формируют активную жизненную позицию, высокие нравственные качества учащихся.

Для того, чтобы воссоздать дух того времени, были использованы различные средства. Среди них можно упомянуть портреты писателей, стеллаж с произведениями А.Н. Островского и Н.С. Лескова, репродукции художников, тем самым осуществлялось взаимодействие разных видов искусств.

С самого начала чётко прослеживалась подготовленность учащихся к мероприятию. Дети не только добросовестно выучили материал, но и сумели, как настоящие артисты, вжиться в свои роли, свободно ориентировались в общем потоке информации, проявляя такие качества, как умение владеть собой перед большим количеством гостей, ответственность, целеустремлённость, творческие способности и т.д. Учитель широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники. Прослеживалась связь с уже изученным материалом на уроках литературы. Данное мероприятие помогает  развивать творческий потенциал учащихся, знакомит с историей произведений, даёт возможность окунуться в эпоху XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников. Решает задачу всестороннего и гармоничного развития личности, стимулирует к познанию нового и неизведанного и выполняет главные задачи внеклассных мероприятий: образовательную и воспитательную. Мероприятие очень интересное. Видна система работы учителя по организации внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий, ИКТ. Учитель показал высокий методический уровень подготовки и проведения мероприятия. На заседании МО учителей русского языка и литературы была дана высокая оценка.

Руководитель РМО русского языка                                   Н.Ф. Марченко

и литературы      

Отзыв

на внеклассное мероприятие по литературе

«Любовь – великая радость или тяжкий крест?» (викторина по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Дата:  17.12.2014 г.

Учитель: Кузнецова Светлана Николаевна

  Внеклассное мероприятие  было организовано для учащихся 10 классов. Такие мероприятия создают творческую атмосферу сотрудничества, формируют активную жизненную позицию, высокие нравственные качества учащихся.

  С самого начала чётко прослеживалась подготовленность учащихся к мероприятию. Дети не только добросовестно выучили материал, но и сумели, как настоящие артисты, вжиться в свои роли, свободно ориентировались в общем потоке информации, проявляя такие качества, как умение владеть собой перед большим количеством гостей, ответственность, целеустремлённость, творческие способности и т.д. Педагог сумела заинтересовать обучающихся, владела аудиторией. Учителем созданы комфортные условия:  благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся), партнерский стиль отношений педагога и обучающихся. Педагог широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники. Поставленные цели реализованы. Учащиеся показали достаточно высокий уровень знаний и умений. Мероприятие очень интересное. Видна система работы учителя по организации внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий, ИКТ. Учитель показал высокий методический уровень подготовки и проведения мероприятия.

Учитель русского языка и литературы                                          О.А. Драчева

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...

«Просто так надо жить, чтоб неустанно радость и любовь дарить, всем тем, кто здесь в гостях».

Татьяна Снежина . В нашей школе создан литературный музей имени Татьяны Снежиной. Её песни, стихи учат нас жить. совершать добрые поступки, любить.......

Классный час "Великая радость - работа"

Классный час для учащихся 7 - 9 классов...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Рецензия на произведение И.Стекол "Рассказы для Анны" - "Любовь и радость бытия" (И.А.Бунин)

Автор рецензии смог увидеть в произведении И.И.Стекол - рассказе "Собака и женщина в предлагаемых обстоятельствах", написанном в конце 20 века, продолжение лучших традиций русской литературы...

Сценарий литературного вечера на тему: "Любовь - великая страна"

Сценарий литературного вечера по творчеству поэтов-шестидесятников (любовная лирика), таких как: Р.Рождественский, А.Вознесенский, В.Тушнова, Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визор....

Презентация к сценарию литературного вечера на тему: "Любовь - великая страна" (подготовлена учащимися 11 класса)

Презентация к сценарию литературного вечера, посвященного любовной лирике поэтов-шестидесятников, подготовлена учащимися 11 класса...