«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragmenty_uroka_literatury_v_11_klasse._rasskazy.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты урока литературы в 11 классе.

«Всякая любовь – великое счастье».

Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

                                                                               Кто не любил, не выполнил закон,

                                                                               Которым в мире движутся созвездья,

                                                                               Которым так прекрасен небосклон.

                                                                               Он в каждом часе слышит мёртвый

                                                                                                                                   звон,

                                                                               Ему никак не избежать возмездья.

                                                                               Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят

                                                                                                                                    он.

     

                                                                                                     К.Бальмонт «Люби».

         «Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько строк «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно – ни малейшего движения воздуха, полнолуние, ночь неяркая, вся долина в тончайшем тумане, далеко на горизонте неясный розоватый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени. Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!»

         В дневниковой записи, оставленной 73-летним Буниным, всё: и трагедия последних лет, и сохранённая юношеская свежесть ощущения красоты жизни, и восторг творчества. А ведь на долю писателя выпали серьёзные испытания.

         «Плохо мы живём в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом. Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой, - деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».

         Но беспокоят не только бытовые неурядицы. Великая битва, развернувшаяся 22 июня 1941 года на полях России, стала причиной мучительных переживаний Ивана Алексеевича.

         Почти невероятно, что в такое время создаётся единственная в своём роде в русской литературе книга, где всё – о любви. Русская литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, любовь отступала на второй план.

 - Л.Н.Толстой в 80-годы пришёл к мысли, что любовь – это грех, это нечто постыдное. Согласен ли Бунин с мнением Толстого? Аргументируйте свой ответ.

 - Интересен взгляд Бунина на любовь. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, - цените их, живите ими».

 - Что услышал Бунин в этом высказывании?

 - Можно ли про героев Бунина сказать: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день»?

 

         (беседа по рассказам сборника «Тёмные аллеи»)

 - Рассказ,  давший название самой прекрасной книге о любви, возник из строк Огарёва:

                      Кругом шиповник алый цвёл,

                      Стояла тёмных лип аллея.

   - Коротко перескажите рассказ «Тёмные аллеи»

 - Что мы узнаём о прошлом героев?

 - Почему они расстались?

 - Что мешает Надежде простить Николая Алексеевича?

 - Почему она так и не вышла замуж?

 - Что вдруг понял  Николай Алексеевич после разговора с Надеждой?

Итак, социально-психологический барьер мешает героям этого рассказа соединить свои судьбы.

 «Чистый понедельник».

 - Что отличает героев «Чистого понедельника» от Николая Алексеевича и Надежды?

                   (они социально равны)

 - Что можно сказать о героине рассказа?

          (сложная, загадочная, во многом непонятная герою)

 - Как героиня относится к  жизни, которую они ведут?

 - Когда нам открывается другая, внутренняя жизнь героини?

 - Почему так назван  рассказ?

   «Холодная осень».

   (читает учитель)

Бунин считал, что в этом рассказе отразилось «всё то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется счастьем».

 - Вы согласны с мнением автора?

 - Что мешает счастью героев?

«Я не переживу твоей смерти», - сказала когда-то героиня жениху. Так ли это?

 (Да, все 30 лет существования без него – «ненужный сон»).

Настало время определить идею лучшей книги И.А. Бунина.

(обращение к эпиграфу урока).

                                                                                                                                                                     

                         

                       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...

Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...

Тема любви в рассказах И.А.Бунина (по сборнику «Тёмные аллеи»)

Конспект урока литературы для 11 класса в формате веб-квеста. Можно проводить урок, используя вместо презентации  материал сайта  https://viva-00.wixsite.com/mysite/my-lesso...