Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

Урок в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема любви в рассказах И.А.Бунина  «Темные аллеи», «Легкое дыхание».

Цель: знать о своеобразии рассказов Бунина о любви, понимать изображение психологического состояния человека; уметь анализировать текст в рамках диалога, комментировать идею произведения.

Ход урока:

Эпиграф:  

 Всякая любовь – великое счастье.

И. А. Бунин

1.Слово учителя (мотивация)

- Любовь- великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Очень часто к этой теме обращался И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…».

- Ребят, вы согласны с этим? (ответы детей)

О любви говорить трудно, но писатель совершает беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в сборнике «Темные аллеи») пишет об одном и том же – о любви. Что же нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?     (Какой же художник изображает любовь.)

2. Работа над темой урока.

Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй мировой войны (1937- 1944). Позже, когда книга увидела свет, читатели были потрясены «вечной драмой любви».

Любовь изображается как прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов показан момент высочайшего торжества любви. Рассказы сближает мотив воспоминаний о молодости, которую герои начинают ценить, когда все осталось в прошлом. Но многие бунинские герои приходят к выводу, что всякая любовь – счастье, даже если она трагична.

 

3. Работа с статьей учебника. Самостоятельное составление цитатного плана- конспекта

«Тема любви в творчестве И.А.Бунина.»

4. Беседа.

-Вы прочитали рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание». Можно ли назвать рассказ «Темные аллеи» энциклопедией любви?

-Определите повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие события в неё входят? Почему все рассказы повторяют в основных моментах?

- Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки?

- Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?

5. Аналитическая работа по тексту рассказа «Темные аллеи» (в парах)

Заполните таблицу «Главные герои (Надежда и Николай Алексеевич)  рассказа «Темные аллеи»  - их судьбы и характеры» с последующей презентацией результатов работы.

6. Аналитическая работа с текстом рассказа «Легкое дыхание»

Беседа

- Когда был написан рассказ? Как он построен? В чем особенности композиции?

- Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

- Что выделяет автор в портрете Оли, в её характере?

- Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

- Как вы понимаете название рассказа?

7. Исследовательская работа по группам

1.  Покажите обилие временных скачков. Какова их функция? Какие события представлены бегло, какие – более крупно?

2. Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остается неизвестным в рассказе? Какие детали не относятся к развитию действия рассказа?

3. Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская? В каких отношениях находится героиня с этими фонами?

4. Ответьте на вопрос: «Как ведет себя героиня в созданных писателем портретах?»

5. Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах.

6. Раскройте глубинный смысл образа «легкое дыхание». Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?

 8. Рефлексия.

- Почему столь поэтичная книга смогла быть написана в такое трагическое время? Какими новыми достоинствами обогащается её художественный смысл благодаря метафоре «пир во время чумы»?

- Прокомментируйте смысл названия книги «Темные аллеи».

9. Обобщающее слово учителя.

-Сборник «Темные аллеи» стал воплощением многолетних размышлений И.А.Бунина о любви. Он видел её повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким. В своих рассказах писатель показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы «от нечего делать», проявление страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой, но, как истинный мастер слова, всегда      точно передает все оттенки чувств и переживаний. Любовь для писателя – чувство вполне земное, реальное, ощутимое, а образ женщины – вот та притягательная сила, которая постоянно влечет его.

10. Домашнее задание.

 Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?»

Используемая литература: Г.Е.Фефилова. Литература 11 класс  1 полугодие. Планы- конспекты уроков. Изд. Ростов-на Дону, Феникс, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...

Урок по циклу рассказов И.А.Бунина "Темные аллеи". Совершенная любовь в несовершенном мире.

Урок посвящен теме любви в творчестве И.А.Бунина. Тема рассматривается на материале цикла рассказов "Темные аллеи". Урок интересен тем, что тема любви у Бунина резко отличается от других русских писат...

Любовь в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Любовь в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»...

Задания для проверочной работы по рассказу И. А. Бунина " Темные аллеи"

Задания для проверочной работы по рассказу И. А. Бунина " Темные аллеи"...

Открытый урок «Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Время и судьба в жизни героев». Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы Лицея № 387 им. Н.В. Белоусова, С-Пб.

В своей методической разработке «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи"» автор обращается к одному из самых известных рассказов гениального русского писа...