Сценарий литературного вечера на тему: "Любовь - великая страна"
методическая разработка (11 класс)

Кожушко Елена Викторовна

Сценарий литературного вечера по творчеству поэтов-шестидесятников (любовная лирика), таких как: Р.Рождественский, А.Вознесенский, В.Тушнова, Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_stsenariy_-_kopiya.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЮБОВЬ - ВЕЛИКАЯ СТРАНА

(Литературный вечер по лирике поэтов-«шестидесятников»)

На экране - презентация

слайд №1 «Афиша»

СЦЕНА 1.  

Учитель (за сценой): Шестидесятые годы 20 столетия! С лёгкой руки Ильи Эренбурга их называют «оттепелью».   Это время надежд.  Надежд на свободу. Свободу личности. Свободу творчества.

Звучит ПЕСНЯ (1)

 «Мы любим буги –вуги».

На сцену выходят участники вечера (девочки, затем мальчики).

Танец (5 минут).  Пауза. Танцующие застывают в различных позах.

Учитель (за сценой): Яркая примета шестидесятых – невероятный интерес к литературе и особенно к поэзии. В это время громко звучала лирика Роберта Рождественского, Беллы Ахмадуллиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. Тихо и задушевно говорили о вечном Николай Рубцов, Николай Тряпкин, Вероника Тушнова.  Под гитару звучали песни  Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого.

О чём «пелось» в стихах? О стране, о человеке и, конечно, о любви.

Звучит лирическая ПЕСНЯ (2)

«Как жаль» в исполнении «Браво».

Медленный танец  (2 минуты)  (пары на сцене и в зале.). Музыка становится тише. Мальчики провожают девочек до своих мест, усаживаются сами. 

СЦЕНА 2.

На экране - клип «Человеку нужно, чтобы его любили» (3)

(Звучит 1й куплет, затем музыка становится тише, чтецы  - на сцене…).

Выходит 1 пара ведущих:

1 ведущий.  Любовь…  Это огромная страна. Она имеет великую, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.

2 ведущий.   Шекспир писал: «Любовь – блеск солнечный, дождю идущий вслед… Любовь всегда как яркий вешний цвет».

1 ведущий. А Мольер проникновенно заметил: «В душе померк бы день и тьма настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы любовь».

2 ведущий. Удивительно признание Чехова: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».

1 ведущий. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьётся не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке.

(музыка выключается)

2 ведущий. Если бы мы задались целью прочитать всё, что написано о любви, нам не хватило бы и всей жизни.

1 ведущий. Поэтому сегодня мы лишь прикоснёмся к этой теме – теме любви в поэзии. И сделаем мы это с помощью стихов поэтов – «шестидесятников», чье творчество вспыхнуло в 20 веке и не перестаёт волновать и нас, детей 21 века.

2 ведущий. «Поэтический бум», бронзовый век русской поэзии – так определили период 60-х годов 20 века. Да, лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. Но тема любви вечна.

На экране – презентация, слайд №2 «Портрет Р.Рождественского».

Звучит ПЕСНЯ «А снег идёт» (4)

Мелодия делается тише и выключается

СЦЕНА 3. Роберт Рождественский.

В зале поднимается  вторая пара ведущих:  

Вед. 1. Поэт Роберт Рождественский — это целая эпоха в «эстрадной лирике», в русской советской поэзии.  Своими стихами он смог рассказать о великой стране России, о героях и простых людях, о грандиозных свершениях и делах малых. И все у Рождественского получалось удивительно талантливо. Поэт умел говорить о великом просто.

На экране - видеофрагмент (5)

Р. Рождественский читает свои стихи в политехническом институте

 (2 минуты)

Вед.2. Путь к любимой для поэта – это всегда непростой путь, это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья.

ЧТЕЦ 1 (выходит на сцену) :  

 Р. Рождественский.  «Всё начинается с любви» 

Все начинается с любви... 
Твердят: 
"Вначале 
было 
слово..." 
А я провозглашаю снова: 
Все начинается 
с любви!.. 

Все начинается с любви: 
и озаренье, 
и работа, 
глаза цветов, 
глаза ребенка -
все начинается с любви. 

Все начинается с любви, 
С любви! 
Я это точно знаю. 
Все, 
даже ненависть - 
родная 
и вечная 
сестра любви. 

Все начинается с любви: 
мечта и страх, 
вино и порох. 
Трагедия, 
тоска 
и подвиг - 
все начинается с любви... 

Весна шепнет тебе: 
"Живи..." 
И ты от шепота качнешься. 
И выпрямишься. 
И начнешься. 
Все начинается с любви!

На экране – презентация, слайд №2 «Портрет Р. Рождественского».

ЧТЕЦ 2   (выходит на сцену)                

Роберт. Рождественский. «Старые слова»

Три слова, будто три огня,
Придут к тебе средь бела дня.
Придут к тебе порой ночной,
Огромные, как шар земной.
Как будто парус – кораблю
Три слова: «Я тебя люблю».
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…
Три слова, вечных, как весна,
Такая сила им дана.
Три слова, и одна судьба,
Одна мечта, одна тропа…
И во однажды, все стерпя,
Ты скажешь: «Я люблю тебя».
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…
Три слова, будто три зари,
Ты их погромче повтори.
Они тебе не зря сейчас
Понятны стали в первый раз.
Они летят издалека,
Сердца пронзая и века.
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…

Вед.1 Его стихи звучали в песнях, ставших не только символом эпохи, но и символом целой страны, целого народа. Он оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил. Недаром песни на стихи (а их более шестисот!) были и остаются популярными и сегодня.  Это, например,  «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны», «Эхо любви» из к/ф «Судьба».

На экране – презентация, слайд №2 «Портрет Р.Рождественского».

Звучит песня (6)

«Эхо любви»

********************************************************************

СЦЕНА 4


На экране – презентация, слайд №3 «Портрет А. Вознесенского».

Звучит песня (7)

«Любовь» (60е годы). Музыка тише.

Третья пара ведущих (в зале):

Вед. 1. Андрей Вознесенский. Его знали и любили в русском обществе и во всем мире. С ним встречался Боб Дилан и Рональд Рейган. Сальвадор Дали дарил ему свои рисунки. Вознесенский завтракал в мастерской известного художника Пикассо. Только ленивый не знал его стихов.

Музыка выключается

Видеофрагмент (8)

 А. Вознесенский читает стихи

Вед.2. Вознесенский - поэт своеобразный, но, несомненно, очень одаренный. В его произведениях чувствуется напряженный лиризм, многозначность образов, чувство современности. В юности он увлекался Пастернаком и Маяковским. Очевидна родственность его произведений произведениям Владимира  Маяковского.  Та же ранимая впечатлительность, тот же необычный строй стиха...

ЧТЕЦ 3  (на сцене)    

Андрей Вознесенский.  «Ни славы, и ни короны…»
Ни славы, и ни короны,

ни тяжкой короны земной - 
пошли мне, Господь, второго, 
что был бы все рядом со мной. 
прошу не любви ворованной, 
не милости на денек - 
пошли мне, Господь, второго, 
чтоб не был так одинок. 

Чтоб было с кем пасоваться, 
аукаться через степь, 
для сердца, не для оваций, 
на два голоса спеть. 
Чтоб кто-нибудь меня понял, 
не часто, но хоть разок, 
и с раненых губ моих поднял 
царапнутый пулей рожок. 

И пусть мой напарник певчий, 
забыв, что мы сила вдвоем, 
меня, побледнев от соперничества, 
прирежет за общим столом. 
Прости ему - он до гроба 
одиночеством окружен. 
Пошли ему , Бог, второго - 
такого, как я и как он...

«Сага»

Вед.2. Вознесенский - автор стихов к одной из известных рок-опер "Юнона и Авось",  которую поставил в театре "Ленком" Марк Захаров.

На экране – презентация, слайд №3 «Портрет А. Вознесенского».

Видеозапись (9)

Отрывок из «Юноны и Авось».

«Я тебя никогда не забуду…»

Вед. 1. Тема любви у Вознесенского переплетается с противостоянием двух антимиров. Лирика любви у поэта оказывается намного глубже и шире своего назначения.

ЧТЕЦ 4 (на сцене):

 А.Вознесенский.  «Не возвращайтесь к былым возлюбленным»

Не возвращайтесь к былым возлюбленным,

былых возлюбленных на свете нет.

Есть дубликаты —

                как домик убранный,

где они жили немного лет.

Вас лаем встретит собачка белая,

и расположенные на холме

две рощи — правая, а позже левая —

повторят лай про себя, во мгле.

Два эха в рощах живут раздельные,

как будто в стереоколонках двух,

все, что ты сделала и что я сделаю,

они разносят по свету вслух.

А в доме эхо уронит чашку,

ложное эхо предложит чай,

ложное эхо оставит на ночь,

когда ей надо бы закричать:

«Не возвращайся ко мне, возлюбленный,

былых возлюбленных на свете нет,

две изумительные изюминки,

хоть и расправятся тебе в ответ...»

А завтра вечером, на поезд следуя,

вы в речку выбросите ключи,

и роща правая, и роща левая

вам вашим голосом прокричит:

«Не покидайте своих возлюбленных.

Былых возлюбленных на свете нет...»

Но вы не выслушаете совет.

СЦЕНА 5.

На экране – презентация, слайд №4  «Портрет В.Тушновой».

Шуберт. Аве Мария (в исполнении Робертино Лоретти)(10)

Четвёртая пара ведущих (в зале):

Музыка тише

Вед. 1. Особое место в литературе 20 века занимает Вероника Тушнова. Ей  сразу и всегда была присуща своя нота чистой, пронзительной грусти, элегичности.

ЧТЕЦ 5 (в зале):

Вероника Тушнова.  «Я люблю тебя»

 Я люблю тебя.                                                                    

Знаю всех ближе,

Всех лучше. Всех глубже.

Таким тебя вижу,

Каким не видел никто, никогда.

Вижу в прошлом и будущем,

Сквозь разлуки, размолвки, года …

Я одна тебя знаю таким,

какой ты на самом деле.

Я одна владею сердцем твоим,

больше, чем все владельцы,

владею!

Ведь оно у тебя, как заклятый клад;

не подступишься —

чудища, пропасти, бесы…

Я зажмурилась.

Я пошла наугад.

В черных чащах плутала,

взбиралась по кручам отвесным,

сколько раз готова была отступить,

сколько раз могла разбиться о скалы…

Я люблю тебя.

Я не могу не любить.

НЕ могу уступить!

Это я тебя отыскала!

Музыка выключается.

Вед.2. Она искала свой собственный путь в жизни и в поэзии. Искала тяжело, мучительно, часто сбиваясь с такта и много теряя и для сердца и для таланта.

Документальный фильм (11)

«Не отрекаются любя. Трагическая любовь В.Тушновой»  (8 минут)

Вед. 2. Поэтический голос  Вероники Тушновой набирал силу и высоту.  Её стихи, выученные и переписанные сотнями читательниц в тетради, принесли ей известность. Так было со стихотворением «Не отрекаются любя…». Главная тема поэтессы вышла на первый план, потеснив все остальное: Любовь на свете есть!

ЧТЕЦ 6 (в зале):  

Вероника Тушнова. «Не отрекаются любя»

Не отрекаются любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

а ты придешь совсем внезапно.

А ты придешь, когда темно,

когда в стекло ударит вьюга,

когда припомнишь, как давно

не согревали мы друг друга.

И так захочешь теплоты,

не полюбившейся когда-то,

что переждать не сможешь ты

трех человек у автомата.

И будет, как назло, ползти

трамвай, метро, не знаю что там.

И вьюга заметет пути

на дальних подступах к воротам...

А в доме будет грусть и тишь,

хрип счетчика и шорох книжки,

когда ты в двери постучишь,

взбежав наверх без передышки.

За это можно все отдать,

и до того я в это верю,

что трудно мне тебя не ждать,

весь день не отходя от двери.

СЦЕНА 6.

На экране – презентация, слайд №5  «Афиша».

Звучит песня  «Ах, Арбат, мой Арбат» Б.Окуджавы.(12)

Пятая пара ведущих (в зале):

Ученик 1: В середине прошлого века в русской поэзии возникло ещё одно поэтическое соцветие. И создали его барды, поющие поэты. Авторы стихов и музыки своих песен. Именно в этом жанре реализовали свой поэтический талант Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич и другие.

На экране – презентация, слайд №6  «Портрет В.Высоцкого».

Звучит «Песня о друге» В.Высоцкого

 Ученик 2:  Ходят по стране песни и Владимира Семёновича  Высоцкого. Чем же они привлекательны, в чем их прелесть?

Ученик 1: Их сила в оптимизме, в лиричности, сердечности. Они согреты добрым юмором. В них много света, надежды.

На экране – презентация, слайд №7  «В.Высоцкий и М.Влади».

Ученик 2:  Прекрасны  стихи Высоцкого о любви. Большое чувство связывало поэта со второй женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Она жила в Париже, он в Москве. Редкие встречи, телефонные звонки. И полные любви строки, окрашенные трагической тональностью…


Звучит песня «Я несла свою беду». Музыка и стихи В.Высоцкого.

Исполняет М.Влади.


Ученик 1: К стихам-песням Владимира Высоцкого  можно относиться по-разному. Им можно любить ли не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно.

Ученик 2: Но одно я знаю наверняка: мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Ибо они всегда заметны, всегда слышны. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.

«Здесь лапы у елей…»

ЧТЕЦ 7:   П.Токарева

Владимир Высоцкий. Баллада о Любви
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

И много будет странствий и скитаний:
Страна Любви - великая страна!
И с рыцарей своих - для испытаний -
Все строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить -
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой - и жизнью бы рискнули, -
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься - сколько не зови, -
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви...

И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

Звучит «Баллада о любви» в исполнении В.Высоцкого

(первые два куплета и припев).

СЦЕНА 7

На экране – презентация, слайд №8  «Портрет Юрия Визбора».

Звучит песня «Лыжи у печки стоят…» Ю.Визбора.

Шестая пара ведущих (в зале):

Ученик 1: Юрий Визбор был незаурядным человеком, наделённым многими способностями, и умел приложить свой главный талант - быть Личностью там, где требовало Время.

Ученик 2: Визбор-поэт и певец, автор трёхсот песен, голос поколения - не случайно визборовская "Лыжи у печки стоят" оказалась первой (в истории человечества!)  песней, прозвучавшей из космоса.

Ученик 1: Песни Юрия Визбора бытуют в живой памяти людей, их поют в студенческих общежитиях, у костров, на зимовках, кубриках и кают-компаниях.

Звучит песня “Ты у меня одна” (в исполнении учащихся)

На экране – тест песни. Остальные участники, зал подхватывают.

Ты у меня одна

Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами.

В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.

Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!

1964

Ученик 2: Песни Юрия Визбора – песни, которые тревожат всех. Их хочется запомнить, их хочется петь, с ними не хочется расставаться.

Звучит песня “Милая моя”Ю.Визбора (в исполнении учащихся)

На экране – текст песни, звучит мелодия, песню исполняют все участники вечера и гости.

Милая моя

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все - расставаться пора.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки - их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла -
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны -
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

12 июля 1973

Ведущие и участники раздают бумажные сердечки

Первая пара ведущих (на сцене):

Ведущий 1.  Мир, в котором мы живем, огромен. Разные люди, разные судьбы. В последнее время все больше и яснее вырисовывается то, что нам не хватает самого простого – любви. Мы разучились любить и быть любимыми, мы разучились слушать и слышать не только друг друга – самих себя. А ведь чтобы стать настоящим человеком, надо научиться простому – любви.

Ведущий 2. К счастью, это понимают, чувствуют поэты. Именно они помогают и нам учиться любить. Да, любовь бывает разной: взаимной или безответной, любовь-радость или любовь-страдание. Но какая бы она ни была, любовь всегда возвышает человека, делает его лучше.

  На экране – слайд №9 «Афиша».

Звучит «нарезка» «Назад в СССР. 60е»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Великому земляку посвящается..."

Мероприятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности по литературе "Литературное общество "Чайка" Посвящено 152-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова....

« В стране ненависти и любви Владимира Высоцкого»: план-сценарий литературного вечера, посвященного дню рождения поэта

Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэта-барда В. Высоцкого; сформировать представление  у учащихся  о трудном становлении творческой личности в 70-80 годы  20 века; приобщить...

Сценарий литературного вечера «Поэзия – прекрасная страна»

Формируется общекультурная компетентность учащихся через восприятие поэзии....

Сценарий литературного вечера, посвящённого 70летию Победы в Великой Отечественной войне "Этих дней не смолкнет слава..."

Литературный вечер рассчитан на учащихся  5-11 классов. Основой мероприятия является знакомство с биографией и стихотворениями поэтов-фронтовиков Белгородской области....

Презентация к сценарию литературного вечера на тему: "Любовь - великая страна" (подготовлена учащимися 11 класса)

Презентация к сценарию литературного вечера, посвященного любовной лирике поэтов-шестидесятников, подготовлена учащимися 11 класса...