Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Сопина Татьяна Васильевна

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозмож­но полноценное «самостояние» личности. Не случайно в кон­цептуальной части Федерального компонента государствен­ного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у уча­щихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эсте­тических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»:

Руководитель  МО

__________Сопина Т.В.

Протокол №__ от

«___»____________2012г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УВР МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ»

____________Лаптева С.И.

«___»____________        2012г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ

«Ивано-Лисичанская СОШ»

_____________Галайко И.Н.

Приказ №__от

«___»______________2012г.

Рабочая программа

Сопиной Татьяны Васильевны

I квалификационная категория

по учебному курсу « Литература»

9 класс

Базовый уровень

2012-2013уч. год

Пояснительная записка

        Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозмож но полноценное «самостояние» личности. Не случайно в кон цептуальной части Федерального компонента государствен ного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у уча щихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эсте тических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базис ным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе (что читать) в значительной степени предопределен Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования — регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ. Изучение произведений, не вошедших в списки, предназначенные для обязательного изучения, воз можно в основном при выделении часов из регионального и школьного компонентов.

Количество часов в неделю-3, в год -102 часа.

Планирование составлено на основании « Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: Русское слово, 2006. В планирование внесены некоторые изменения. Темы по зарубежным классикам перенесены на конец учебного года.

Учебник: Литература 9 класс. Г.С. Меркин М.,2007

Сегодня определились три направления в изучении литературы в школе: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое. Считаем, что эти направления совер шенно равноправны по отношению друг к другу.

В планировании предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Наш выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и ка тегорий. Прежде всего это само понятие «литературный про цесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, на родность, историзм, традиции, новаторство и др.

Решение проблемы представляется нам оптимально воз можным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, уче ники изучают вершинные произведения классической литера туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные пред ставления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к од ним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения опреде ленных эстетических периодов и систем, учитель имеет воз можность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о ро мантизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эсте тической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предпола гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже ние своеобразия творческой личности писателя и его литера турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет стве, — важный пример для школьника, проникающегося уваже нием и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, сти хотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его лично сти. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писате ля, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о дет стве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жиз ни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материа лы и сведения, которые помогают школьникам лучше предста вить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наибо лее значимых для определенного края, региона (краеведение).

Задачи изучения литературы представлены двумя катего риями: воспитательной и образовательной. Формирование эс тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Отбор произведений, как правило, художественно совершен ных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения.

То же можно сказать и о речевых умениях школьников — начи ная с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различ ные виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т. д.), от письменных отве тов на вопрос переходят к сочинениям разных жанров (на литера турную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, предложенных программой для изучения в 9 классе;
  1. изученные теоретико-литературные понятия; уметь:
  2. воспринимать и анализировать художественный текст;
  3. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  4. определять род и жанр литературного произведения;

•        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

•        характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
средств;

  1. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  2. выявлять авторскую позицию;
  3. выражать свое отношение к прочитанному;
  4. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, со блюдая нормы литературного произношения;
  5. владеть различными видами пересказа;
  6. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  7. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и ар гументированно отстаивать свою;
  1. • писать сочинения - отзывы и сочинения – рассуждения о самостоятельно прочитанных

Календарно - тематическое планирование

   

       

п/п

Дата проведения

Тема учебного

занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Планируемые

сроки

Факт

1

Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

Урок  усвоения новых  знаний

2

Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать художественный текст

3

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

4

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

5

Человек и природа в художественном мире поэмы.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

6

Стилистические особенности «Слова».

Урок  усвоения новых  знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

7

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

8

Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору)

Урок  контроля

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

9

Из русской литературы XVIII века. Основные тенденции развития. Русский классицизм.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выразительно читать произведение

10

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

Урок  усвоения новых  знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

11

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

12

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

13

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

14

Черты сентиментализма и предромантизма  в произведениях Карамзина.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

15

Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма.

Урок  усвоения новых  знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

16

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

17

Анализ стихотворения Баратынского.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

18

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

19

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

20

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

21

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

22

Чацкий и Молчалин.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

23

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

24

Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

25

Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

26

И.А.Гончаров о «Горе от ума».

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

27-28

Классное сочинение. По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Урок  развития  речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

29

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

30

Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

33

Тема поэта и поэзии.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь анализировать художественный текст

34

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

35

Вольнолюбивая лирика.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь анализировать художественный текст

36

Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Урок развития речи

Уметь осмысливать  и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение

37

Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

38

Реализм «Маленьких трагедий».

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

39

Реализм «Повестей Белкина».

Урок-дискуссия

Уметь выявлять авторскую позицию

40

Мастерство писателя в создании характеров.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

41

«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

42

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выразительно читать произведение

43

Онегин и Ленский.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выразительно читать произведение

44

Образ Татьяны Лариной как «милый  идеал» автора.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выразительно читать произведение

45

Картины жизни русского дворянства в романе.

Урок  усвоения новых  знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

46

В.Г.Белинский о романе.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь выразительно читать произведение

47-48

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина на одну из тем (стр.95).

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

49

М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

50

Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

51

Тема одиночества в творчестве поэта.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

52

Судьба поэта и его поколения.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь выразительно читать произведение

53

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя

54

Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Урок развития речи

Уметь выразительно читать произведение

55

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выразительно читать произведение

56

Своеобразие композиции и образной системы романа.

Урок усвоения новых знаний

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

57

Автор и его герой.

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать  и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение

58

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

Урок усвоения новых знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

59

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

60

«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

Урок усвоения новых знаний

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

61-62

Р/Р. Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем (стр. 141).

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

63

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

64

«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

65

Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

66

Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

67

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

Урок усвоения новых знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

68

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

69

Образы помещиков. Манилов.

Урок контроля

Уметь выявлять роль героя, портрета

70

Образы помещиков. Коробочка.

Урок усвоения новых знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

71

Образы помещиков. Ноздрев.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

72

Образы помещиков. Собакевич.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

73

Образы помещиков. Плюшкин.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

74-75

РР  Классное сочинение. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души.

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

76

Народная тема в поэме.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

77

Фигура автора и роль лирических отступлений.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

78

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

79-80

Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем (стр. 171).

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

81

Литература второй половины  XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять роль героя, портрета

82

Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь выявлять авторскую позицию

83

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

Урок развития речи

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

84

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.

Урок усвоения новых знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

85

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.

Урок усвоения новых знаний

Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения

86

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

87

Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.

Урок развития речи

Уметь выявлять авторскую позицию

88

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Урок-семинар

Уметь выявлять авторскую позицию

89

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

90

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

Урок развития речи

Уметь осмысливать  и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение

91

Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

Урок усвоения новых знаний

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

92

Тестирование по теме «Литература второй половины  XIX века»

Урок контроля

93

Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного). Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

94

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

95 – 96

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).

Урок усвоения новых знаний

Уметь выявлять авторскую позицию

97

Зачет по поэзии «серебряного века».

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь выявлять авторскую позицию

98

99

100

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова).

Уметь   письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы

101

Литературный процесс 50-80 годов.

Урок усвоения новых знаний

Уметь осмысливать  и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение

102

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь осмысливать  и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение

Содержание программы учебного курса

Введение

Подведение итогов изучения литературы в средних клас сах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.

Теория литературы: литературная ситуация, историко-лите ратурный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.

Из  зарубежной  литературы

У. Шекспир (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Пробле матика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный кон фликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Теория литературы: трагедия.

Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дис куссия.

Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на те атральных сценах мира и в кино.

Ж.Б. Мольер

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объек ты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.

И.В. Гёте

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В. Гёте в России.

Теория литературы: литература эпохи Просвещения.

Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.

Из древнерусской литературы

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, муд рость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».

Теория литературы: жанр слова в древнерусской литерату ре, плач как прием и жанровое образование.

Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элемен тами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му зыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в исто рии русского книгопечатания».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче ского воспитания «Слово...» в истории русской культуры».

Из  литературы  XVIII  века

Г.Р. Державин

Основные вехи биографии. Поэт и власть; человек и госу дарство. «Признание», «Река времен в своем стремленьи...» — по выбору. Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лири ке поэта.

Теория литературы: тема поэта и поэзии, элементы класси цизма в поэзии Г.Р. Державина.

Развитие речи: различные виды чтения, запись выводов.

А.Н. Радищев

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная пробле матика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое до стоинство, свобода личности; антикрепостническая направлен ность   «Путешествия...»; человек и государство; писатель  и

власть).

Теория литературы: жанр путешествия.

Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный урок «Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» — по материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского // Смир нов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. — М., 1969.

Из  литературы  XIX века

А.С. Грибоедов

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госу дарственный деятель, дипломат. «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие язы ка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современ ные дискуссии о комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, элементы класси цизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, вре мени и действия).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите ратурно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедо ва», дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»

А.С. Пушкин

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы ли рики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю»,   «На холмах Грузии лежит  ночная мгла...», «Арион»,   «Пророк»,   «Анчар»,   «К***» («Я помню чудное мгновенье...»),  «Я вас любил...»,  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художе ственные особенности поэмы — время, пространство, персо нажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте лите ратурных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Цен тральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств доб рых» — нравственная позиция  писателя.  Реализм прозы А.С. Пушкина.

«Евгений Онегин»: творческая история романа («...не про сто роман, а роман в стихах...»), основная проблематика и си стема образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия рус ской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче ская поэма (повторение, развитие и углубление представле ний); реализм.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворе нии, сочинение с элементами характеристики образно-вырази тельных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур сия «Дорогами поэта».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный ве чер «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пуш кину».

М.Ю. Лермонтов

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: «Смерть Поэта». Образ поэта в представле нии М.Ю. Лермонтова: «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда вол нуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я лю блю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Моли тва» («В минуту жизни трудную...»).

«Герой нашего времени»: обсуждение первичных представ лений; сюжет, фабула, композиция романа. Гражданская ак тивность и смысл жизни, светская жизнь и светские представ ления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство рома на. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисло вий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: романтическое движение в литерату ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотво рении, сочинение с элементами характеристики образно-вы разительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур сия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в ли тературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонто ва»; читательская конференция «Венок Лермонтову».

Н.В.Гоголь

Творческая биография Н.В. Гоголя. «Мертвые души» (гла вы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Теория литературы: развитие реализма.

Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче ского воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в ли тературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Го голь...» (учащиеся сами добавляют недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и творчество Н.В. Гоголя».

Ф.И. Тютчев

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: философская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: Тютчев в музыке.

А.А. Фет

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лири ка любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ниче го не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеоб разие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: час эстетического воспита ния «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Н.А. Некрасов

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лири ке гражданской позиции и взглядов революционной демокра тии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Ф.М. Достоевский

Основные вехи биографии. «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, пози ция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. До стоевский и Н.В. Гоголь.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с эле ментами сопоставления, например: «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского».

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, станов ление личности, основные приемы создания образа.

Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений уча щимися.

Из литературы  XX века

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

М.Горький

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького: «Челкаш», «Песня о Буревестнике», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея.

Теория литературы: романтическое и реалистическое дви жение, новый тип героя.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, слож ный план характеристики персонажа.

Из поэзии «серебряного века»

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Бло ка, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письмен ный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангар дизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов «сере бряного века», поэты «серебряного века» в живописи; творче ские работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче ского воспитания, литературный вечер, устный журнал, пред метная неделя и др.

Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и защита рефератов, литературный вечер.

Б.Л. Пастернак

Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу сло ва...»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и нова торство в раскрытии темы; целостная характеристика стихо творения.

Теория литературы: традиция и новаторство. Развитие речи: выразительное чтение.

М.А. Булгаков

Основные вехи биографии. «Собачье сердце». Основная проблематика и образы повести. Литература и история; нари цательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Па фос произведения и авторская позиция.

Теория литературы: сатира, сарказм.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.

Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произ ведения Булгакова на киноэкране (викторины, выставки).

М.А. Шолохов

Основные вехи биографии. Русский характер в изображе нии М. Шолохова. «Судьба человека»: образы рассказа, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Про блемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с воен ным очерком «Наука ненависти».

Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план,

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: экранизация художествен ного произведения, работа с иллюстрациями.

А.Т. Твардовский

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовско го: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лири ки Твардовского о войне.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, ци татный план.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии

«Мои любимые стихи А.Т. Твардовского».

А.И. Солженицын

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рас сказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Обра зы Матрены и рассказчика. Самостоятельная характеристика рассказа «Как жаль».

Теория литературы: реальное и символическое.

Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Тра диции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матре нин двор».

Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу.

Краеведение: годы жизни на рязанской земле.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. Одно-два стихотворения (по выбору). А.С. Грибоедов.  «Горе от ума» (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. Одно из стихотворений. М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет,  Н.А. Некрасов. Два-три сти хотворения (по выбору).

А.А. Блок, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ах матова, А.Т. Твардовский. По одному стихотворе нию (по выбору).

Для домашнего  чтения

Из литературы XIX века

М.В. Ломоносов.  «Вечернее размышление о Божием ве личии...»

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет». Ф.И. Тютчев. «Цицерон», «Осенний вечер», «Еще том люсь тоской желаний...», «Над этой темною толпою...», «Она сидела на полу...».

Н.А. Некрасов.   «Я не люблю иронии твоей...»,   «Ты всегда хороша несравненно», «Кому на Туей жить хорошо» (глава «Крестьянка»).

Ф.М. Достоевский.  «Белые ночи».

А.П. Ч е х о в.   «Душечка», «Дама с собачкой».

И.А. Бунин.   «Жизнь Арсеньева. Юность» (книга пер вая).

А.А. Блок.  «Россия», «Скифы».

М.А. Шолохов.  «Донские рассказы».

Формы и средства контроля:

  1. промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение ( в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, комментирование, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
  2. итоговый (за полугодие): тест; контрольные классные и домашние сочинения на основе литературного произведения; анализ стихотворения; письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Перечень учебно-методических средств обучения

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» авт-сост. Г.С.Меркин.С.А.Зинин,В.А.Чалмаев.,2008г.

2.Учебник «Литература 9 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5-9 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень

Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический пл...