Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Сопина Татьяна Васильевна

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозмож­но полноценное «самостояние» личности. Не случайно в кон­цептуальной части Федерального компонента государствен­ного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у уча­щихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эсте­тических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Ивано-Лисичанская СОШ»

Согласовано

Руководитель МО

__________Сопина Т.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2011г.

Согласовано

Заместитель директора   по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ»

___________ Лаптева С.И.

«____»____________2011 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ  «Ивано-

Лисичанская СОШ»

__________Галайко И.Н..

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

 Рабочая программа

 Сопиной Татьяны Васильевны  

по учебному курсу «Литература»

8 класс

Базовый уровень

2011-2012 уч. год

                                     Пояснительная записка

   Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозмож но полноценное «самостояние» личности. Не случайно в кон цептуальной части Федерального компонента государствен ного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у уча щихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эсте тических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

   Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базис ным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе (что читать) в значительной степени предопределен Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования — регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ. Изучение произведений, не вошедших в списки, предназначенные для обязательного изучения, воз можно в основном при выделении часов из регионального и школьного компонентов.

   Сегодня определились три направления в изучении литературы в школе: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое. Считаем, что эти направления совер шенно равноправны по отношению друг к другу.

     Изучение художественной литературы в школе предпола гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже ние своеобразия творческой личности писателя и его литера турного наследия.

   Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет стве, — важный пример для школьника, проникающегося уваже нием и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, сти хотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его лично сти. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писате ля, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о дет стве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жиз ни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материа лы и сведения, которые помогают школьникам лучше предста вить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наибо лее значимых для определенного края, региона (краеведение).

Задачи изучения литературы представлены двумя катего риями: воспитательной и образовательной. Формирование эс тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 клас сов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое ме няется в подростках, особенно если идет речь об умениях и на выках. В 7—8 классах на основе углубления и расши рения представлений о понятиях, с помощью которых характе ризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Отбор произведений, как правило, художественно совершен ных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения.

Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изо браженных писателем. Здесь впервые происходит естествен ная внутренняя интеграция историко-литературных связей.

То же можно сказать и о речевых умениях школьников — начи ная с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различ ные виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т. д.), от письменных отве тов на вопрос переходят к сочинениям разных жанров (на литера турную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).

Содержание литературных произведений каждого класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концен трическую форму для каждого класса (размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и зарубежная; произ ведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каж дом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и т. д. — в 5 классе, например), то есть предусматривается содержательная и структурная вза имосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвя зи между классами: пересекаются или продолжаются темы и писатели внутри групп классов (5—6, 7—8, 9) и внутри концен тра 5—9, что помогает выстроить серию учебников и учебных пособий, содержательно и логически связанных друг с другом. Например, если в 5 классе идет в большей степени разговор о книге и увлечении ею пятиклассников, то в 6 классе осмысляют роль, значение и особенности художественной литературы, поднимаясь на новую ступень постижения литературного на следства, с которым им предстоит знакомиться.

Требования к уровню подготовки  учащихся 8 класса

 Важнейшими умениями  являются следующие:

—  умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

—  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

—  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

—  умение определять принадлежность произведения к од ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати ческие тексты);

— умение обосновывать свое суждение, давать характеристи ку героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

— умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про изведения;

— умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения;

—  умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

—  умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

—  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;

—  умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

—  умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

•  образную природу словесного искусства;

•  содержание изученных литературных произведений;

•  основные факты жизни и творчества писателей-класси ков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;

•   историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

•  основные закономерности историко-литературного про цесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты ли тературных направлений и течений;

•  основные теоретико-литературные понятия;

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема учебного занятия

Планируемый контроль

1

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история..

2-3

Из устного народного творчества Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска

  различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

4-7

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.  .

  различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

8

Из литературы XVIII  века

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (  Тема поэта и поэзии.

  выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

9-11

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

  различные виды чтения и пересказа, форму лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писате лю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

12-14

Из литературы  XIX  века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невырази мое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соло вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

  составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. 

Для заучивания наизусть

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».

15

Вн. чтение

 выразительное чтение, чтение наизусть

16-17

18

19-22

А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Само стоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Роман  «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, воль нолюбие, осознание предначертанья, независимость, литера тура и история). Система образов романа. Отношение писате ля к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

  выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

23-24

Р.речи. Классное сочинение

сочинение

25-27

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже ния; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

  различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».

28

Контрольное тестирование

тест

29-33

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

  различные виды чтения и комментирова ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

34-35

Р.речи Классное сочинение

сочинение

36-38

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и траги ческое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси.

  различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

39

Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

  выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Для заучивания наизусть

Н.А. Некрасов. «Тройка».

40

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Для заучивания наизусть

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...»

41

Вн. чтение

выразительное чтение, устное рисование

42-43

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

  чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

44-46

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

  различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

47-48

Р.речи Классное сочинение

сочинение

49-50

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра».  .

  различные виды чтения и пересказа, цитат ный план, сочинение с элементами рассуждения.

51

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

  выразительное чтение, чтение наизусть.

 

 

52

О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».  

  различные виды чтения и пересказа, состав ление словаря лексики персонажа.

53

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармо нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

  выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Для заучивания наизусть

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору.

54

Р.речи  Подготовка к домашнему сочинению

сочинение

55-56

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».  

  различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

57

Вн. чтение

Выборочный пересказ

58

Р.речи  Классное сочинение

сочинение

59-60

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

  различные виды чтения, цитатный план.

Для заучивания наизусть

А.Т. Твардовский. «За далью даль» (отрывок).

61-63

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».  

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

64

Вн. чтение

Выборочный пересказ

65

Контрольное тестирование

Тест

66-67

Из  зарубежной  литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».  

  история театра.

68-69

М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа.  

  дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

70

Итоговый урок

Содержание курса программы по литературе для 8 класса

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения_в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Из  устного  народного  творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на вы бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен ска...»).  

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Р ад онежского ».  

 Из  литературы  XVIII  века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

 Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблема тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

 Из  литературы  XIX  века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море»,  «Невырази мое», «Сельское кладбище».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соло вей. ..»).

Н.М. Языков. «Пловец ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

 А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная про блематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одно го произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и, системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и друж ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис торической прозы.

 М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готов ность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мо тивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; об раз-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпиче-ская поэма; роль вступления, лирического монолога; романти ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу ры). Романтические традиции.

 Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основ ной конфликт пьесы и способы его разрешения.

 И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе ния писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

 Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

 А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

 А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

 

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

 

Из  литературы  XX  века

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.

 В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

 О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие», М.М. Зощенко. «Счаст ливый случай», «Обезьяний язык». Большие проблемы «ма леньких людей»; человек и государство; художественное свое образие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

 Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, та лант, власть — основные мотивы стихотворения. Художе ственная идея.

 Н.А.Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо лоцкого 50—60-х годов.

 А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и добро ты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль про изведения.

 В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото рой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. От ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

 В. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по вести. Центральный конфликт и основные образы повествова ния. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, наси лия в условиях силового соперничества.

 Из  зарубежной  литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет та » на русской сцене.

 М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

 

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».

 Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор {«Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С француз ского») с более подробной характеристикой одного стихотво рения. Дж. Г. Байрон в России.

Для  заучивания  наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков.  «Пловец».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет.   «Учись у них: у дуба, у березы...»

В.В. Маяковский. Стихотворение (по выбору). С.А. Е с е н и н. «Гой ты, Русь, моя родная... » Б.Л. Пастернак.   «Во всем мне хочется дойти...» Н.А. Заболоцкий.   Стихотворение (по выбору). А.Т. Твардовский.   «За далью даль» (отрывок).

Для домашнего  чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты почка, ты но ченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из  литературы  XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев.  «Державин». П.А. Вяземский.   «Тройка».

Е.А. Баратынский.   «Мой дар убог, и голос мой негро мок...», «Муза». А.С.Пушкин. «Муза»,  «Золото и булат»,  «Друзьям»,

«Вновь я посетил...».

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет», «Шинель». И.С.Тургенев.   «Три встречи», «Вешние воды», «Пер вая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Де душка».

А.А. Фет.  «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечер нем. ..», «Я жду... Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой.  «Холстомер ».

Из  литературы XX  века

М.Горький.  «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова.  «Вечером», «Вечерние столы, часы пе ред столом...», «Проводила друга до передней...». М.И. Цветаева.  «Генералам 1812 года». С.А. Есенин.  «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...»

A.  Г р и н.  «Бегущая по волнам», «Алые паруса». В.П. Астафьев.  «Ангел-храните ль».

Я.В. С м е л я к о в.  «Хорошая девочка Аида».

B. Ш а л а м о в.  «Детский сад».

В.М. Ш у к ш и н.   «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из  зарубежной литературы В. Г ю г о. «Девяносто третий год».

Формы и средства контроля

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание изложений с элементами сочинения.

- Анализ и интерпретация произведений.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Перечень учебно-методических средств обучения

 

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  2. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень

Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический пл...