Программа литературно-творческого объединения "Лира"
методическая разработка по литературе по теме

Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданского поведения, способствующий их духовному и творческому развитию, социализации, создадут необходимые условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитанию уважения к истории и культуре своего и других народов, сформируют подготовку к выбору будущей профессии. Содержание программы, характер отбора материала направлены на развитие творческих способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_lira.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Литературно-творческое объединение «Лира»

Из опыта работы учителя

 русского языка и литературы

Кашиной татьяны Георгиевны

г.Курганинск, Краснодарский край

Многие из нас еще считают, что поэзия - это то, что в стихах,  то, что напечатано столбиком, то, что написано ямбом или хореем. Так думали, наверное, многие из тех, кто пришёл в творческое объединение «Лира» на первое занятие, которое проводила курганинская поэтесса Коровина Лидия Иосифовна. Затем занятия стали проводиться два раза в месяц, и посещали их многие ученики МОУ СОШ №4, пробовавшие свои силы в поэзии и прозе. Так начинало свою биографию литературно-творческое объединение с трепетным названием «Лира».

Что такое «Лира»? Об этом как нельзя лучше сказал поэт Николай Алексеевич Некрасов : «Я лиру посвятил народу своему...»А вот мнение руководителя курганинского творческого объединения «Лель» Г.А.Кондаковой: «Писать стихи или рассказы - это состояние души. Этому нельзя научить, если у вас нет литературного дара. Но если вы им наделены, то о нем надо заботиться, его надо развивать» Такую цель и поставили перед собой те, кто стоял у истоков объединения. Словом, как писал Николай Заболоцкий, «душа обязана трудиться». А то, что труд этот не проходит даром, можно судить по тому, что у многих ребят за последнее время появились серьезные публикации не только в школьной печати, но и в районных газетах…

Наверное, стоит все же сказать о том, что далеко не каждое стихотворение или рассказ можно назвать настоящим литературным произведением. Об этом говорят сами ученики. Многие стихотворные строки нуждаются в литературном оттачивании, а сами произведения в дополнительной работе над ними. Именно это и происходит на занятиях «Лиры», те, кто приходят сюда, читают стихотворения. Каждое из них внимательно обсуждается, с пристрастием обсуждается каждая строка и даже отдельные слова в ней. Процесс это настолько увлекательный, что наблюдать за ним очень интересно: ученики разных возрастных групп начинают со всем жаром юношеского максимализма спорить, отстаивать свою точку зрения, а заодно и - право на существование своего литературного произведения в том виде, в котором оно было задумано автором.

И все же, «Лира» - это союз единомышленников. Сюда приходят не только затем, чтобы прочитать что-то недавно написанное, но и получить помощь профессиональных литераторов, поделиться своими радостями и горестями или даже отметить свой день рождения. «Поэзия - это ангел-хранитель человечества во всех его возрастах», - писал когда-то Ламартин. «Лира», без преувеличения, - ангел-хранитель тех, кто приходит на ее занятия. В настоящее время творческое объединение по-прежнему находится в МОУ СОШ № 4. Руководитель «Лиры» учитель русского языка и литературы Кашина Татьяна Георгиевна.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 4

г. Курганинска

__________О.В. Чаушник

Положение

о литературно-творческом объединении «Лира»

МОУ СОШ №4 г. Курганинска

I. Общие положения

1) Литературно-творческое объединение «Лира» (в дальнейшем Объединение) является добровольным детско-юношеским объединением, созданным с целью развития творческих способностей учащихся разных возрастных групп.

2) Объединение создано при муниципальном общеобразовательном учреждении  средней общеобразовательной школе № 4 города Курганинска (в  дальнейшем – СОШ № 4) и  является некоммерческим объединением.

2. Цели и задачи

1) Основные цели Объединения:

  1. развитие личности ребёнка в процессе дополнительного образования;
  2. развитие творческих способностей обучающихся; привлечение детей к участию в творческих конкурсах, проектах, форумах;
  3. воспитание чёткой жизненной позиции на основе знаний о родном крае, истории России.

2) Задачи Объединения:

  1. организация творческой деятельности детей в условиях школы полного дня;
  2. интеграция учебной и внеучебной деятельности, проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  3. создание условий для проведения досуга и общения детей, предупреждение детской безнадзорности и правонарушений.

3. Члены Объединения. Их права и обязанности

1) Членами Объединения могут стать граждане России, достигшие 11-летнего  возраста и старше, признающие положение об Объединении и выполняющие его требования.

2) Почетными членами Объединения могут быть граждане, имеющие заслуги в развитии Объединения, выполнении его целей и задач, вне зависимости от возраста и гражданства.

3) Члены Объединения имеют право:

  1. посещать все занятия Объединения;
  2. приглашать в Объединение друзей;
  3. принимать участие во всех проводимых мероприятиях;
  4. вносить свои предложения и организовывать беседы, конкурсы, викторины и т.д.

4) Члены Объединения обязаны:

  1. активно участвовать в пропаганде целей и задач Объединения, оказывать
  2. помощь другим  членам организации;
  3. соблюдать клубную дисциплину;
  4. участвовать в работе Объединения.

4. Структура Объединения. Управление Объединением

1) Высшим органом Объединения является общее собрание, созываемое по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Объединения.  

    Решение принимается большинством голосов присутствующих.

    К компетенции общего собрания относятся:

  1. избрание Совета Объединения;
  2. определение основных направлений деятельности Объединения;
  3. решение вопросов о прекращении деятельности Объединения.

2) В период между общими собраниями высшим органом Объединения является Совет, избираемый сроком на один год. Заседание Совета собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание  Совета правомочно, если на них присутствует не менее 2/3 членов Совета.

     Решение Совета принимается простым способом, большинством голосов.

     При равенстве голосов принимается решение, за  которое  проголосовал

     председатель.

    В компетенцию Совета входят следующие вопросы:

  1. прием и исключение членов Объединения;
  2. ведение учета членов Объединения;
  3. разработка плана основных мероприятий, проводимых Объединением;
  4. избрание из своего состава Председателя и Секретаря сроком на один год;
  5. решение иных вопросов деятельности Объединения, не отнесенных к
  6. комплектации общего собрания.

3) Руководит деятельностью Объединения Председатель.

    В обязанности Председателя входят:

  1. руководство деятельностью Объединения;
  2. решение оперативных вопросов внутренней деятельности Объединения;
  3. преставление Объединения в государственных и общественных органах и организациях.

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                Директор МОУ СОШ №4

                                                                г. Курганинска

                                                                __________О.В. Чаушник

Паспорт

литературно-творческого объединения «Лира»

Адрес                г. Курганинск, ул. Партизанская, № 154

Время создания                сентябрь 2007 года.

Совет Объединения:

Председатель        Кашина Татьяна Георгиевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 4

Секретарь                        Горяина Надежда, ученица 11-Б класса СОШ №4

Члены совета:

Людвиг Марина                        ученица 9-Б класса СОШ № 4

Коршикова Надежда        ученица 8-Б класса СОШ № 4

Сыроежкина Диана        ученица 8-Б класса СОШ № 4

Сергиенко Александра         ученица 9-Б класса СОШ № 4

Регулярность занятий: 1 раз в 2 недели (2 часа)

Место проведения: кабинет № 17 СОШ № 4, актовый зал.

Цель Объединения:

  1. формирование творческой индивидуальности, развитие личности ребёнка, его творческих способностей; привлечение детей к участию в творческих конкурсах, проектах, форумах.

Задачи:

  1. организация творческой деятельности детей в условиях школы  полного дня;
  2. интеграция учебной и внеучебной деятельности;
  3. проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  4. создание условий для проведения досуга и общения детей, предупреждение детской безнадзорности и правонарушений.

Формы работы Объединения:

  1. теоретические занятия;
  2. практические занятия;
  3. участие в общественных мероприятиях;
  4. выставки творческих работ учащихся.

Пояснительная записка

Сегодня система внеклассной работы с детьми, вся система дополнительного образования в нашей стране переживает период подъёма, но проблему свободного времени детей и их творческого развития не решить лишь расширением  сети соответствующих учреждений. Многое достижимо внутри самой школы: здесь, как правило, имеются и соответствующие условия для внеклассного интеллектуально-творческого развития ребят. Литературно-творческое объединение в школе - это путь развития интересов, склонностей, способностей учащихся. ЛТО «Лира» представляет основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.

  В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей родного края,  желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

Задача литературно-творческого объединения — совершенствовать  художественный вкус, понимание литературы. Участники не только слушают и обсуждают свои произведения. Стихи, рассказы, очерки, произведения любого жанра являются лишь отправным пунктом для дальнейшей работы, обязательный элемент которой — литературная учеба. Участники ЛТО «Лира» знакомятся с основами теории литературы (литературные направления, жанры, содержание и форма художественных произведений, теория стиха, типы стихосложения). Без этих знаний молодой автор рискует принять за оригинальное давно уже существовавшее в литературе. От этого самообмана предохраняет знакомство с творческой лабораторией писателей, с процессом создания произведений от черновиков до различных «беловых» вариантов. В ходе изучения этого процесса становится ясно, как работал автор над композицией, языком, образом-персонажем, деталью. В ходе наблюдения над процессом создания стихов и прозы выявится и значение нравственного (этического) начала для художественного творчества.

Основное содержание программы:

Лирика и её роль в современном искусстве.

Лирические жанры. Размер стиха. Ритм. Рифма. Как писать стихи.

Творческая встреча с поэтом Л.И. Коровиной. Презентация сборников «Наш дом», «Во дворе у нас живёт», «Сказание о родине малой».

Диспут «Бывают ли стихи от души и для души?»

Мои первые рассказы. Как написать сочинение-рассказ. Образ рассказчика в произведении. Композиция. Сюжет. Проба пера.

Подготовка к творческому конкурсу в рамках Всероссийского Форума «Одарённые дети». Как написать сочинение-эссе. Что такое резюме. Защита реферата.

Лирические посиделки. Чтение и обсуждение новых стихов. Редактирование.

«Школа гармонической точности». Учимся у Пушкина. Мои любимые стихи А.С. Пушкина. Как анализировать стихотворение при подготовке к написанию сочинения по литературе. Авторское сознание. Личность поэта. Лирический герой. Восприятие, истолкование, оценка.

Литературная Кубань.

1939 г. Литературная краевая группа.

1945 г. Альманах «Кубань».

1946 г. Кубанские писатели члены Союза писателей СССР.

1947 г. Создание на Кубани оргбюро Союза писателей.

Творчество И.Ф. Вараввы. Сборники стихов «Ветер с Кубани», «Девушка и солнце», «Золотая бандура».

Творчество В.Б. Бакалдина. Сборники стихов «Моим друзьям», «Царевна-недотрога». Проба пера.

Стихи о моём городе. Опыт написания. Беседа «Что меня волнует больше всего?».

Радость творчества. Что такое атмосфера радостного ожидания и творческой активности («завтрашняя» радость по А.С. Макаренко). Подготовка к литературному вечеру «Литературные герои XIX века».

Мои любимые стихи поэтов XIX века. Ф. Тютчев. А.А. Фет. М.Ю. Лермонтов. Я. Полонский. И. Никитин. И. Бунин. Опыт анализа стихотворений.

Участие в заседании творческого объединения «Лель» (руководитель – Г.А. Кондакова). Стихи М. Карасёва, В. Снидко, О. Альтовской, Л. Коровиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературного творческого кружка "Родничок"

Программа кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов.Изучение теоретического и выполнение практического материала программы развивает умение анализировать  исходный текст и составлять собственны...

Литературно-творческая мастерская "Сюжет" 5 "Б" класс

Стихи, написанные учащимися 5 "Б" класса, в литературно-творческой мастерской "Сюжет"Руководитель: Букреева Т. А....

Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"

Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...

Программа литературно-творческой студии "Проба пера"

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....

Программа литературно - творческого кружка «Дар»

Программа литературно - творческого кружка «Дар»...

Программа Литературно- творческого кружка «Ӱжара»

Программа курса ориентирована на  изучение истории родного края, создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.Главная идея программ...