Программа кружка "Древняя история родного края""
учебно-методический материал по краеведению (7, 8, 9 класс) на тему

Мышев Юрий Владимирович

Данная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе. Программа позволяет реализовать возможности для самостоятельной творческой работы, индивидуальных исследований учащихся, учитывающих возрастные особенности, их интересы и склонности. Большое внимание уделяется практическим занятиям, изучению исторических источников. История края изучается в контексте изучения истории Татарстана и истории России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «История родного края»

Автор: Мышев Юрий Владимирович – учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина П.С.» города Тетюши Республики Татарстан

             

Пояснительная записка.

«История в действительности является   матерью знаний просвещения, всеобщей школой рода   человеческого»                                     (Ш. Марджани)

Цели и задачи программы:

- способствовать воспитанию чувства гордости и уважения к самобытной истории родного края;

- повысить уровень знаний и расширить круг представлений учащихся в области краеведения;

- развивать интерес к родному краю;

- развивать творческие способности учащихся, приобщать их к исследовательской и пропагандистской работе по краеведению.

   Данная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе. Программа позволяет реализовать возможности для самостоятельной творческой работы, индивидуальных исследований учащихся, учитывающих возрастные особенности, их интересы и склонности. Большое внимание уделяется практическим занятиям, изучению исторических источников. История края изучается в контексте изучения истории Татарстана и истории России.

Важное место отводится формированию умения вести научные дискуссии. Учащиеся учатся использовать для доказательства своей версии все возможные источники, учатся критически оценивать их, приводить обоснованные аргументы.          

Особое внимание уделяется формированию у учащихся толерантности, уважительного отношения к народам, проживавшим на территории края в разные исторические периоды. На основе научных данных учащиеся делают вывод о том, что ещё в далеком прошлом население нашего края формировалось на полиэтнической основе. И сегодня в Тетюшском районе проживают в дружбе татары, русские, чуваши, мордва и другие народы.

 Реализация образовательной программы рассчитана на 34 часа.

 Изучение учащимися истории края является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, способствуют воспитанию уважения к истории, любви к своей малой родине, воспитанию патриотизма и гражданственности. Учащиеся под руководством краеведов могут внести важный вклад в изучение истории родного края, истории Татарстана.

Содержание изучаемого курса

«История…Сколько же удовольствий

                                               для сердца и разума!»

                                                                               (Н. М. Карамзин)

Вводное занятие. (2 часа)

 Организационный час.

Программа и план объединения. Цель и задачи, направления работы. Форма занятия – беседа, анкетирование. Задача: организационная; выявление интересов участников.

Путешествие в прошлое родного края, Татарстана, Казани.

 Экскурсия в краеведческий музей. Посещение школьного музея.  Викторина: «Что вы знаете об истории нашего края?»

       «Мои Тетюши, волжский городок старинный…» (3 часа)

                  «Нанизаны мы на единую нить…». Кто были предками татар, русских, чуваш, мордвы? Форма проведения: исследование исторических источников, анализ статистических материалов по национальному составу района и города в XIX – XX вв. Задача: формирование толерантности, уважение к культуре разных народов, проживающих в крае.

                  Работа над составлением карты расселения народов в нашем районе. Форма: практическая, исследовательская. Работа со справочниками. Ознакомление с работой в архиве.

Народные праздники, обычаи, фольклор народов проживающих в нашем районе. Форма: конкурс с привлечением родителей.

 Экскурсия на берег Волги. Викторина «Что мы знаем о Тетюшах?»

 Защита творческих работ, сочинений, рассказов, стихов, рисунков, наблюдений на тему «Мой любимый край». Индивидуальные задания: сочинения о любимых уголках края; выяснить этимологию известных сел.

Требования к написанию исследовательских работ по истории края.

Археология Татарстана и Тетюшского края.

 Этапы становления Тетюш   ( 3 часа)

 1) Тетюшский край в древности: географические, природные условия, первые люди в крае (на основе материалов исторической экспедиции к древнейшей стоянке «Красная глинка» у села Бессоново).

 2) Палеолит, мезолит, неолит, энеолит на территории Тетюшского края.

3) Племена на территории Тетюшского края периода бронзового века..

4) Племена на территории края в ранний период железного века.(По материалам археологических раскопок).

5)  Именьковские племена на территории Тетюш.

6) Практическая работа по изучению данных археологических раскопок на территории Тетюш и Тетюшского района.

7) Экскурсия по древним местам в районе Тетюш. Обследование мест.

       «По следам седой древности ».  (5 часов)

«Зилант, рыцарские копья и щиты». Форма: турнир смекалистых. Задания: нарисовать и защитить свой вариант герба города, объяснить смысл символов герба Тетюш, историю его создания.

«В лабиринте преданий». Форма: встречи со старожилами города. «Собираем местные легенды». Работа в библиотеке.

Экскурсия-исследование: где были первоначально Тетюши? (Изучение старого района города, берега реки Волги). Составление картосхемы старого района города.

Дискуссия. Когда возникли Тетюши? Что означает название нашего города. Методика написание очерков по истории.

Индивидуальное задание: выяснить в каких книгах и в связи с какими событиями упоминаются Тетюши?

 Защита версий: каково происхождение города Тетюши?

Написание исторических очерков по данной теме.

«От неандертальцев до абашевцев» ( 3 часа).

Практическая работа по составлению археологической карты Тетюшского района. Знакомство с работой археологов.

Индивидуальное задание: написать рассказ о жизни первобытного племени на берегу реки Волги, сделать сюжетный рисунок.

Ананьинцы в нашем крае. Моделирование работы археологов по реконструированию схемы укреплений ананьинцев, используя источники, наблюдения, карту.

В поселках именьковцев. Ретро-экскурсия на Тетюшское городище II».

      «Волжские ветры булгар». (5 часов)

На рубежах Волжской Булгарии. Изучение археологических находок из Тетюшского и Большетарханского могильников. Практическое занятие: выяснение хозяйственной, бытовой жизни булгар.

Работа над составлением археологической карты-схемы находок булгарского периода на территории района.

Творческие, индивидуальные работы: описать места расселения булгар на территории района (наблюдения, рисунки, фотографии, презентации, стихи).

Тайны булгарских надгробий. О чем могут рассказать надписи на надгробных памятниках? Форма: групповая работа (методы расшифровки надписей на булгарских надгробиях). Написание творческой работы: « Может ли говорить камень?»

Защита рефератов по теме «Ранние булгары на территории нашего района»

Малая научная конференция «Где находился легендарный город Ошель? »

Неразгаданные загадки в истории края. Аукцион исторических тайн: Какую тайну ты хотел бы разгадать? Попытайся это сделать.

Подготовка и проведение экскурсии для младших школьников.

Требования к написанию исторических очерков.

       «Археология – наука непростая…» (5 часов)

           (Практическое занятие)

 История археологии. Знаменитые археологи: Шлимман, Картер, Лики, Шампольон, Гротефенд. Известные археологи республики: Смирнов А.П., Халиков А.Х., Хузин Ф.Ш., Старостин П.Н., Калинин Н.Ф., Фахрутдинов Р.Х.

Трудности и романтика профессии археологов. Новые достижения археологов республики.

Возможности науки. Способы датировки находок. Встреча с археологом.

Знания, умения, навыки, необходимые археологу. Понятия, термины, обозначения, принятые в литературе по археологическим исследованиям. Знаменитые археологические экспедиции.

Посещение мест, где проводились раскопки. Их обследование и описание.

Поход к Старым Тетюшам. Изучение и описание.

 Экскурсия в село Богдашкино. Историческое расследование: где находился летописный Ошель?

Посещение археологических раскопок в Булгаре.

Поездка на место раскопок в Казанском Кремле. Встреча с        

     археологами.

            Методика написания исторических очерков, сочинений, рассказов.

            Устные исторические источники по изучению истории края (3 часа)

 Древние легенды края. Практическая работа: сбор материала: сказания о родном крае. Встречи и беседы со старожилами.

Методы работы по изучению народных преданий, легенд, сказаний. Анализ известных сказаний.

Местные сказания об основании населенных пунктов: на каких реальных событиях они основаны?

Местные названия приметных мест: о чем они могут рассказать?

Местные наречия. Практическая работа над составлением словаря местных слов, выражений, названий старинных мест.

Местные прозвания. История их появления.

 Старинные названия предметов быта. Практическое занятие подбор фотографий, рисунков, иллюстрирующих данные предметы.

Частушки: что они могут рассказать об истории, традициях, обычаях?

             Историко-лингвистический анализ названий населенных пунктов Тетюшского района (3 часа)

Тетюши: исторические места, их история, названия, история названий старых улиц.

Населенные пункты района: этимология их названий. Написание работ по данной теме и выступления участников перед учениками.

 Казань и Тетюши: сходства в истории происхождения названий. Исследовательская работа.

Этимология названий приметных мест в Тетюшах и в Тетюшском районе.

 Географические названия и их связь с историей населенных пунктов Тетюшского района.

Презентация исторических материалов  «Древняя история Тетюшского края»  (2 часа)

Литература

   1. Археологические памятники Татарской АССР. Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х. – Казань, 1987

  2. Ахмаров Г. Отчет о поездке с археологической целью летом 1909г. в Свияжский и Тетюшский уезды Казанской губернии. Казань 1910г.

  3. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. (Больше-Тарханский могильник). – М., «Наука», 1964

 4. Есть на Волге городок… (Тетюши). Издательство «По городам и весям», (Научный ред. А. М.Залялов).-Казань, 2004

 5. История Татарстана и татарского народа. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. Казань, Хэтер, 2008.  

 6. История изучения археологических памятников в г.Тетюши. Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. –Казань, Школа, 2009

 7.Казаков Е.П., Халикова Е.А. Раннеболгарские погребения Тетюшского могильника.-Казань, 1971

  8. Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ КФАН СССР 1945-1952 гг.-Казань, 19549..    

 9.Описание городских поселений г.Тетюш и Тетюшского уезда. – Тетюшский музей, 1886

                  10. Пономарев П.А. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. (Булгарский город Ошель). Археологический этюд. Казань, Типография Императорского Университета, 1893, стр.9

11. Руденко К.А. Тетюшское II городище в Татарстане / К.А. Руденко. – Казань: Изд-во «Заман», 2010. – 152 с.:

12. «Сказания о Казани. Легенды и предания». Библиотека журнала «Казань». Казань, Панорама, 1992.

13. Старостин П.Н. Об итогах и проблемах развития археологической науки Татарстана. Сборник «Древности» под ред.Б.Я.Ставиского.М.-Казань, 2003

 14. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. Археология СССР.Свод археологических источников.Вып.Д 1-32.- М., «Наука», 1967

15. Татарский Энциклопедический Словарь. (Под ред.М.Х.Хасанова).-   Казань,1999.

 16. Фахрутдинов. Р.Г. Мелодия камней.-Казань, 1986.

 17 Фахрутдинов Р.Х.. Очерки истории Волжской Булгарии. Издательство «Наука», Москва, 1984.

 18. Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII– VI вв. до н.э.) – М., «Наука», 1971.

19.  Халикова Е.А., Казаков Е.П. Тетюшский могильник. АО-69, М., 1970

20. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. // Репринтное воспроизведение. – Казань, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории родного края "Истоки"

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, ...

программа факультатива "История родного края"

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «История родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в об...

Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

рабочая программа кружка "История родного края"

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...

Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....

Рабочая программа по истории родного края 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...

Рабочая программа кружка "История родного края"

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...