Программа по истории родного края "Истоки"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Багатырова Узлипат Кахрумановна

 

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно вести  в  школе  курс      « Истоки» с 5 –го класса.

История родного края  воспитывает любовь к малой  Родине – той  части  России,  где  мы  живем,  где  родились  и  выросли. Каждый  человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому  потребность  знать край,  в  котором  живешь, рано  или  поздно,  возникает  у  каждого.

Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования  гражданской  позиции  и  поведения. Она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города  с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, с честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoki.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 10» ГОРОДА КОГАЛЫМА

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по истории родного края

5 класс

«ИСТОКИ»

                     Автор программы: Багатырова Узлипат Кахрумановна,
                                                       учитель истории и обществознания.

                                                Высшая квалификационная категория

КОГАЛЫМ

2018

ИСТОКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

                                                                                                  «На земле нет края лучше того,
                                                                                                       где ты родился и вырос».

Габит Мусрепов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года отражены новые требования к системе образования. Потенциал образования России должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления национальной напряженности, социальных кофликтов на началах приоритета личности, равноправия национальных культур.

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно вести  в  школе  курс      « Истоки» с 5 –го класса.

История родного края  воспитывает любовь к малой  Родине – той  части  России,  где  мы  живем,  где  родились  и  выросли. Каждый  человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому  потребность  знать край,  в  котором  живешь, рано  или  поздно,  возникает  у  каждого.

Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования  гражданской  позиции  и  поведения. Она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города  с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, с честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.  

 История ХМАО-Югры преподается в старших классах, а в основной школе учащиеся не получат знания по истории родного края и поэтому данная  программа «Истоки» рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет, когда еще не угас познавательный интерес и уже формируются исследовательские интересы.

Представленная программа «Истоки» реализует запросы современного общества по формированию знаний о истории родного края, ее роли в национальной истории, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость.

 Программа актуальна и своевременна еще тем, что содержание курса отражает преемственность культурно- исторических традиций русского народа и жизни отдельного народа от его семьи, родного города, края, до государства. Структура соответствует познавательным возможностям школьника, учитывает психологические трудности, возникающие при переходе из начальной школы в среднее звено, позволяет сформировать основные навыки и умения для успешного освоения сложного теоретического курса, являющейся активным участником исторического процесса; учит логически и творчески мыслить. Программа построена на принципах развивающего обучения.

Инновационность программы определяется

  • формированием знаний о истории родного края;
  • обучением навыков самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации;
  • использованием инновационных подходов и технологий в обучении учащихся.

Цель  программы: 

  •  становление духовного мира человека  и  создание условий для формирования внутренней потребности личности к познании истории своей семьи, края, Отечества.

Основные  задачи:

Познавательные:   

  • знакомство  с  историей  и  традициями  родного  края;
  • раскрывать исторический материал в связи с литературой, экологией, эстетикой;  
  • развитие познавательного  интереса  к  истории своего рода, составлению своей       родословной,  написанию  летописи  рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.

                                     

Развивающие задачи:

  • развитие   интеллектуальных  и творческих способностей;
  • формирование  навыков и умений пользования исторической терминологией;
  • развитие  применения знаний, полученных из дополнительной литературы;
  • формирование  первых навыков использования справочной и энциклопедической литературой;
  •  развитие умений и навыков пользования исторической картой, картосхемами.

Воспитательная задача:

  • воспитывать уважительное отношение к народным традициям и обычаям;
  • развитие  гражданских  качеств, патриотического  отношения  к  России  и  малой  родине   через  изучение  истории   родного  края   и   родословной   своей  семьи;

Цели и задачи программы предопределяют:

  1. Овладение учащимися следующими способами деятельности:
  • умение действовать автономно: проявлять ответственность, планировать и организовать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
  • способность работать с различными видами информации:символами, текстами, таблицами и т.д. критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
  • умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.
  1. Формирование и освоение компетенций:
  • коммуникативной;
  • ценностно – смысловой;
  • культурно – эстетической;
  • личностно – саморазвивающей;
  • рефлексивной.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа «Истоки» разработана в соответствии с примерной программой общего образования по региональной истории, составленной на основе федерального компонента и в соответствии с образовательной программойпод редакцией группы составителей (Екатеринбург НПМП «Волот» 1999г.)

Программа предусматривает использование межпредметных связей с  литературой.

Представленная программа рассчитана для учащихся 5-х классов, учитываются психологические особенности переходного возраста. У  обучающихся  этого  возраста  интерес  вызывает  творчество,  появляется  желание  заниматься  поисково-исследовательской  деятельностью.  

Собранный и оформленный материал  распространяется  среди  обучающихся  школы  через  внеклассные  мероприятия.

Программа рассчитана на 34 часов учебного времени (2 часа в неделю) и состоит из 3-х взаимосвязанных разделов, введения и заключения.

Основные формы и методы работы.

          Курс будет опираться на познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, рассчитан на один год. Будет разработан, и проведен цикл занятий по историческим темам, особое внимание будет уделено исследовательской работе учащихся, как в группе, так индивидуально по историческому краеведению.

           Как следствие из представленной программы основные формы и методы работы будут осуществлены лекционным курсом, самостоятельным творчеством, экскурсиями, исследованиями. В результате работы ожидается развитие и закрепление устойчивого интереса учащихся к истории, литературе и устному народному творчеству коренного населения края, осознания себя частью человечества.

При разработке программы использовались: технологии проблемного обучения (на этапе подготовки к краеведческой конференции, НПК «Шаг в будущее»). Игровые технологии на этапе проверки ЗУН при изучении материала о крае.

Ожидаемый результат

           По итогам обучения дети должны знать историю родного края, иметь представление об исторических и культурных связях края с жизнью всей нашей страны и другими странами, уметь работать с историческими источниками, использовать полученные знания для проведения бесед, уметь вести диспуты, отстаивать свою точку зрения.  Результатом работы станет участие в краеведческой конференции и  возможен выход на НПК «Шаг в будущее».

Основные требования к качеству образованности при изучении истории родного края

Основные знания учащихся:

  1. Соотношение истории России и истории родного края. Роль и место Югры в отечественной истории на различных этапах развития.
  2. Быт культура народов края.
  3. Знакомство с основными историческими источниками по истории края.
  4. Выдающиеся деятели науки, искусства и культуры, чья судьба связана с краем или чьи жизни и творчество проходили на территории округа.
  5. Знание хронологии и топонимики Югры.

Умения и навыки:

  • соотносить процессы и события, происходившие на территории, занимаемой округом, с процессами и событиями российской истории;
  • анализировать исторические источники, обобщать исторические факты и явления;
  • описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
  • работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;
  • составить план, проект, конспект, подготовить сообщение, реферат по избранной теме;
  • работать с историческими и географическими картами региона;
  • проявлять самостоятельность в учебной работе;
  • творчески решать учебные и практические задачи

Возможные формы контроля:

  • устный опрос;
  • написание сочинений («История моей жизни», «Мой любимый родной человек», «Если бы я был мэром города…», «Путешествие в Югорию»);
  • составление рассказов по памяти на основе опорного конспекта;
  • составление маршрутов походов первопроходцев;
  • конструирование гербов семьи, школы, города, округа;
  • составление и разгадывание кроссвордов;
  • сочинение стихов на исторические сюжеты;
  • рисунки на понравившиеся темы;
  • психологические тесты (с каким цветом, например, ассоциируется то, или иное, событие и почему);
  • создание презентаций;
  • экскурсия в краеведческий музей;
  • создание проектов.

Система оценки:

«5» - ставиться, если ответы учащихся свидетельствуют о хорошем знании фактического материала, мотивированы и доказаны, логичны и последовательны, литературно грамотны.

При этом важно, что обобщения и выводы опираются на факты, подтверждаются примерами не только учебника, но и дополнительной литературой, собственными наблюдениями из окружающей жизни; показывается умение ученика анализировать, синтезировать, оценивать факты, обобщения и явления; имеются не более 1-2 несущественных неточностей.

«4» - ставиться за ответы, в которых учащихся обнаружил знания как основного материала, так и существенных деталей, показал умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, как и при оценке «5», но при этом допустил серьезные упущения в содержании и способах изложения материала.

«3» - ставиться за ответы, в которых ученик обнаружил достаточные знания основного материала на уровне знания, понимания и применения, без глубины содержания.

«2» - не ставиться, так как отрицательная оценка резко снижает интерес к предмету.

В программе реализуется стратегия инновационного обучения.

Единица управления: целостная учебно – воспитательная ситуация во взаимосвязи многообразных форм взаимодействия между всеми участниками; ученики выступают как субъекты учения.

Цель: развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучающегося

 в процессе усвоения знаний.

Ролевая позиция учителя и стиль руководства: личностно – ориентированная позиция, стиль – демократический, поощряющий, инициатива учащихся поощряется.

Мотивационно – смысловые установки учителя: открытость личности, установка на солидарность, совместную деятельность, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижение задач.

Характер организации учебно – познавательной деятельности: на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемым непродуктивных задач.

Форма учебных взаимодействий и отношений: цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.

Контроль и оценка: преобладает взаимо и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов; преобладает взаимо – и самооценка в группах обучаемых, устремленных к социально- и личностно – значимым целям.

Мотивационно – смысловые позиции обучаемых: усилие, раскрытие смыслов учения посредством сотрудничества и сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности.

ИСТОКИ

Основное содержание

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса начинается с постановки проблемных вопросов: что такое история? Для чего ее нужно изучать? Почему история так важна для человека? Следовательно вводный урок является одним из самых ответственных. Важно на простых примерах, образно объяснить детям суть непривычных, пока для них понятий. Например, можно изобразить «историю» в виде дома, состоящего из отдельных кирпичиков, каждый из которых определенное событие, происходящее в том или ином городе, крае, государстве, предложить определить учащимся, что объединяет эти «кирпичики», что у них общего и различного, подвести их к выводу, что из маленьких кирпичиков – историй и судеб отдельных людей, городских событий и тому подобное, складывается ДОМ – история человеческого общества.

Один из ключевых вопросов вводного урока – вопрос об источниках исторических знаний. Обсуждение этого вопроса необходимо строить предельно конкретно, не злоупотребляя малопонятной терминологией. Форма изложения материала сюжетно-образная. Практические навыки школьники получают, работая с исторической картой. Об особенностях живого русского языка узнают, знакомясь со словарем Ожегова и Даля. Возможно привлечение старинных предметов и вещей, употребляемых в быту, монет, игрушек, археологических находок. Демонстрация слайдов, репродукций архитектурных памятников, зачитывание ярких и интересных фрагментов летописей, сказаний, прослушивание народных песен помогает детям ярче представить историческое прошлое.

Раздел 1. «ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ С МЕНЯ.. СЕМЬЯ.. МАЛАЯ РОДИНА».

Задача данного раздела – знакомство с историей, традициями семьи, а также с богатым историко- культурным наследием родного города и края.

Содержание разворачивается по мере продвижения ребенка от личного опыта, близкого и понятного, от событий сегодняшнего дня, до глубин исторического прошлого, от частных, конкретных понятий до явлений, относящихся к историческим абстракциям.

Краеведческий материал делает явной и зримой связь региональной истории с историей Отечества, помогает понять учащимся, что они являются частью и активными участниками исторического процесса. Преподавателю необходимо показать взаимосвязь традиций материальной и духовной культуры малой родины и Отечества.

На практических занятиях учащиеся составляют свое родословное дерево, а затем с помощью простых символов и понятий пытаются создать свой семейный герб, где отражаются занятия родных и близких.

Изучение истории родного города предусматривает организацию экскурсий, посещение краеведческого музея города, позволяющих зримо увидеть сочетание прошлого и настоящего на улицах родного города, края и возможно решить для себя нравственную проблему, что нужно сделать, чтобы родной город стал лучше, чище, светлее.

Исходя из задач данного раздела, практические занятия строятся как закрепление полученных знаний, умений и навыков. В качестве практических заданий предлагается, например следующие:

  1. Написание сочинений («История моей жизни», «Мой любимый родной человек», «Если бы я был мэром города…», «Путешествие в Югорию».
  2. Составление рассказов по памяти на основе опорного конспекта.
  3. Составление маршрутов походов первопроходцев.
  4. Конструирование гербов семьи, школы, города, округа.
  5. Составление и разгадывание кроссвордов.
  6. Сочинение стихов на исторические сюжеты.
  7. Рисунки на понравившиеся темы.
  8. Психологические тесты (с каким цветом, например, ассоциируется то, или иное, событие и почему).
  9. Компьютерные программы и многие другие приемы и методы, способствующие формированию у детей наиболее полной картины исторической эпохи.

   Предложенные приемы и методы могут быть использованы и в других разделах данной программы.

   

Раздел 2. «ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ГОРОДА» (8 часов)

             Биография любой школы – это своего рода зеркало, в котором отражаются не только исторические события города, нашей страны, но и судьба многих поколений учителей и учеников. Целью данного раздела является:

  • Познакомить с понятием «малая родина», учениками, которыми школа может гордиться по праву;
  •  развивать умение работать с научным текстом, выделять в нём главную мысль, анализировать;
  • развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группе и индивидуально по плану проекта;
  • воспитывать любовь к родной школе, чувство, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.

Раздел 3. «КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ»

Главная задача раздела – создание у школьников представлений о особенностях культуры родного края.

В разделе дается общая характеристика изобразительного искусства и литературы, национальных традиций, обычаев и обрядов коренных народов края, народно- прикладного творчества, имеющих яркую национальную специфику. Учитывая возрастные особенности школьников, учителю необходимо отказаться от излишней детализации, перегруженности фактическим материалом, сосредоточить внимание детей на самых ярких и важных явлениях местной художественной культуры.

Методика изучения данного раздела может быть весьма разнообразной. Для полного усвоения рекомендуется использования наглядности на каждом уроке. Это может быть фильмы, презентации, репродукции и открытки, макеты и тому подобное. Только в сочетании теоретических сведений и наглядного материала может возникнуть целостное представление об особенностях развития искусства родного края.

Нельзя не сказать о высоконравственном воспитательном значении искусства. Необходимо учить человека воспринимать прекрасное, ценить добро, верить в будущее, то есть гуманизму, характерному изначально для русской нации.

На заключительных уроках обобщаются знания, полученные школьниками в течении года.

Основная цель обобщения – показать значение культурно-исторических традиций русского народа в жизни отдельного человека, его семьи, родного города, края, государства.

В итоге учащиеся должны прийти к выводу, что история для людей – то же, что память для личности. Исходя из возрастных особенностей учащихся в 5 классе желательно отказаться от отрицательных оценок главное на уроке- это общение с учеником,  где ребёнок должен выступать в роле собеседника, комфортно чувствовать в любой ситуации. Отрицательная оценка резко снижает интерес к предмету по этому, для контроля знаний необходимо очень умел подбирать вопросы и задания, учитывать психологические, познавательные возможности ребенка обращаясь к его мышлению, а не к информации, которой он владеет в данный момент. При контроле знаний возможно использование различных тестов, компьютера, что позволяет снизить психологическое напряжение неизбежно возникающие при любом контроле с одной стороны, а с другой - усиливает познавательный  интерес к изучаемому предмету. Далеко не второстепенный компонент учебного процесса - это самооценка знаний, помогающий решить проблему взаимоконтроля. Учащиеся этого возраста с удовольствием  оценивают не только свои знания, но и знания своих товарищей. Это позволяет наладить эффективное сотрудничество учителя и ученика

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение в историю (2часа)

          Наше прошлое. Зачем нам история? Для чего ее нужно изучать? Типы исторических источников. Карта как исторический источник. Понятие о времени. Хронологическая лента. Для чего нам календарь?

Раздел 1. « ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ С МЕНЯ» СЕМЬЯ..МАЛАЯ РОДИНА

(16 часов)

Тема 1. История моей жизни. (4часа)

Семья. Из истории возникновения семьи. Что изучает наука генеалогия? Семейные традиции и праздники. Составление родословной семьи. Кем были наши предки? Участниками каких исторических событий были мои родные?

Практическое задание  «Работаем корреспондентами»

Сочинение «Мой любимый, родной человек».

Герб семьи на основе родословной. Знакомство с наукой геральдикой. Что отражает форма герба? Символика цвета и фигур.

Тема 2. Мой родной город. (4 часа)

   История города: географическое  положение  города; символика  города, происхождение  наиболее  значимых  топонимов, краткая  история  заселения  и  освоения родного  города, памятники  и  памятные места  в  городе,  их  происхождение. Первые улицы города. Имя на карте города.

Конкурс сочинений «Если бы я был мэром города?», «Мой город красив и молод»-заочное путешествие по памятным местам Когалыма, экскурсия в краеведческий музей.

Тема 3. Древняя Югра (4часа)

История Югры в ее названиях. Природа и человек в представлениях обских угров.

Какими бывают и что означают названия на географической карте? Путешествие по старинной карте Югры. Составление герба ХМАО-Югры. Символы на гербе.

Тема 4. «Российское могущество прирастать будет Сибирью» (4часа)

Коренные народы края, их расселение, занятия населения. Освоение Сибири. Русские землепроходцы и мореходы. Составление схем маршрутов, походов и путешествий первооткрывателей Сибирского края. Просмотр эпизодов из фильма «Ермак». Декабристы в Тюменском крае. Составление альбома «Города ХМАО – Югры».

Раздел 2. ПРОЕКТ  «ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ГОРОДА». (6 часов)

Сбор  и оформление материала по темам:

1) Визитка школы.

2) История школы.

3) Гордость школы – учителя.

4) Выпускники.

5) Вокальный ансамбль «Звонкие голоса».

6) Танцевальный ансамбль «Стиль».

7) Традиции школы.

8) История ученической школьной организации.

9) Вершим историю сегодня.

Раздел 3. КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ (9 часов)

 

Тема 1. Фольклор народов ханты и манси. (2 часа)

Легенды о происхождении Земли. Легенда о «Человеке и земле». Фольклор манси: «Миф о происхождении животных и растительности». Загадки. Фольклор: призывные песни для духов. Животный мир ХМАО в легендах и мифах. Жанры  фольклора: песни, посвященные Медведю, лирические песни, сказки, пословицы, поговорки,загадки.

Тема 2. «Сияй, Югорская звезда!» (3 часа)

Особенности развития литературы Тюменского края. Познание окружающего мира через литературное произведение. Писатели Тюменской области - В. Крапивин, А.Конькова, Ю.Афанасьев, А.Тархов. Стихи Югорских поэтов о родном крае. Природа. Нравственно-экологические проблемы. Герой и его эпоха. Новые имена литературного Когалыма. «Звезды в траве» - поэтический сборник И.Выборновой.

Тема 3 Живопись Югорской земли (2 часа)

           

            Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Художественный образ и художественно- выразительные средства (специфика языка) живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональное отношение; фактура; ритм; формат и композиция. Художественные материалы и возможности их использования. Художники Югорской земли. Людмила Гайнанова - «Манатопия»

Тема 4. Народное и художественное творчество. (2 часа)

          Древние корни народного художественного творчества, специфика образно- символического языка в произведениях декоративно- прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Основные мотивы орнамента. Математическая основа орнамента. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов обских угров. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1час)

Диагностика «Что нового узнал о своем крае из уроков истории родного края?» Подведение итогов учебного года. Защита  рефератов  и  проектов. Подготовка проектов выступлений на школьную  ученическую  конференцию,  на  городскую краеведческую конференцию, научно – практическую конференцию молодых исследователей «Шаг в будущее».


ИСТОКИ

Тематическое планирование


Что должны знать и уметь обучающиеся:

Направления

 работы

Темы

работы

Знать

Уметь

1. Историко-краеведческое  направление

« История начинается с меня» Семья..

Малая родина.

1.История моей жизни

1)  Историю  своей  семьи.

2) Термины  и  понятия  по  данной  теме.

1) Самостоятельно добывать  и  классифицировать  полученные  знания.

 2) Составлять  генеалогическое  древо  семьи,  герб  семьи.

3)  Писать  летопись  своего рода.

4) Оформлять  альбом,  семейный  архив.

5) Сочинение «Мой любимый, родной человек»

2.Мой родной город  Когалыма

1)  Географическое  положение  города.

2)  Символику  города.

3) Происхождение  наиболее  значимых  топонимов.

4) Краткую  историю  заселения  и  освоения родного  города.

5) Памятники  и  памятные места  в  городе,  их  происхождение.

1) Характеризовать  географическое  положение  на  карте  округа  и  карте  России.

2) Определять  географические  координаты  города.

3) Сопоставлять  историю  города  с  происхождением  названий  географических  объектов.

3. Древняя Югра

1) Историю своего  родного края, его роли и места в российской истории.

1) Работать с картой.

2) Составление герба ХМАО-Югры.  

3) Оформить  фотоальбом.

4. «Российское могущество прирастать будет Сибирью»

1)Историю коренных народов края, их расселение, занятия населения.

2)Основные события освоение Сибири.

1)Составление схем маршрутов, походов и путешествий первооткрывателей Сибирского края.

2)Составление альбома «Города ХМАО – Югры».

2. История школы в истории города  

1.  Проект  «История  школы».

1) Знать историю  МОУ  «СОШ № 10».

2) Ветеранов  школы,  первых  учителей, руководство  школы.

3) Значительные  события из  жизни  школы

11)  Классифицировать собранный  материал по  темам.

2) Сопоставлять историю  школы  с  историей становления  и  развития  города Когалыма.

3) Оформить  альбом.

4) Выпустить  газету.

5) Составить  презентацию.

3.культурологическое направление  

1.Фольклор народов ханты и манси.

1)Знать о культуре прошлого, традициях земли, на которой мы живем.

2)Знать жанры фольклора: песни, посвященные Медведю, лирические песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки.

3) Знать содержание изучаемых произведений.

1) Самостоятельно добывать  и  классифицировать  полученные  знания.

 2) Определять жанры фольклора.

3)  Писать сочинение.

2.«Сияй, Югорская звезда!»

1)Знать особенности развития литературы Тюменского края.

2) Знать содержание изучаемых произведений, принципы характеристики героев.

3)Роды и жанры литературы родного края.

1) Определять эпические, лирические, драматические произведения и их жанры.

2)Анализировать произведение, сравнивать, сопоставлять факты и явления.

3) Оценивать значимость тем, раскрываемых писателями нашего края.

3.Живопись Югорской земли

1) Знать художников Югорской земли и их произведения.

2) Знать особенности национальной живописи народов ханты и манси

1)Выражать свои эмоции, знания через рисунок.

2) Оценивать позицию автора.

4.Народное и художественное творчество.

1)Знать историю, культурное наследие народов ханты.

2) Знать специфику образно- символического языка в произведениях декоративно- прикладного искусства.

1) . Различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов обских угров

2) Составить  презентацию.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

«ИСТОКИ »

п/п

Тема

Дата проведения

Количество часов теория

Количество часов практика

Всего

1.

Введение в историю

сентябрь

2

-

2

2.

История моей жизни

сентябрь -октябрь

2

2

4

3.

Мой родной город

октябрь - ноябрь

2

2

4

4.

Древняя Югра

ноябрь - декабрь

2

2

4

5.

«Российское могущество прирастать будет Сибирью»

декабрь- январь

2

2

4

6.

История школы в истории города

февраль

2

4

6

7.

Фольклор народов ханты и манси

февраль

1

1

2

8.

«Сияй, Югорская звезда!»

март

1

1

2

9.

Живопись Югорской земли

март

2

1

3

10.

Народное и художественное творчество

апрель

1

1

2

11.

Заключение

май

1

-

1

12.

Итого:

18

16

34


Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету

В целях реализации данной Программы используются новые образовательные технологии

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ

СОТРУДНИЧЕСТВА

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОЕКТНАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Внедрение педагогических технологий дает возможность достичь высоких и стабильных результатов в обучении.

Одним из важных факторов, позволяющих добиваться позитивной динамики, является применение  методов обучения технологии сотрудничества:

Особенностью данной технологии является:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическое обеспечение:

  1. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Отв. Ред. Д.А.Редин. – Екатеринбург, 1999.
  2. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века: Хрестоматия / Под ред. Д.А.Редина, А.Т.Шашкова. – Екатеринбург, 1999.
  3. Карты Северо-западной Сибири, Среднего Обь-Иртышья, Северного Урала, Ямала и Нижнего Приобья.

Общая литература:

  1. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. – М., 1990.
  2. Альманах писателей Югры «Эринтур». – Ханты-Мансийск, 1996.
  3. Бударин М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири. – Омск, 1952.
  4. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995
  5. История и культура хантов. – Томск, 1995
  6. Сборник стихов «Сияй, Югорская Звезда!». М.: Звонница – МГ. Благотворительный фонд творческой молодежи России, 1999.
  7. Сергеев М.С. Народы Обского Севера. – Новосибирск, 1953.
  8. Югорск: От легенды до точки на карте. – Екатеринбург, 1997.

ИЗМЕРИТЕЛИ ОБУЧЕННОСТИ

К программе курса по истории родного края «Истоки». 5 класс.

1. Понимание

1. Распределите изученные произведения по темам:

а) о природе;                        б) о любви к родному краю;

в) об истории края;             г) о войне и другие;

2. Применение

1. Составить родословную своей семьи.

3. Анализ

1. Определить национальные особенности русского орнамента и орнаментов обских угров.

4. Синтез. Мини – сочинение.

         1. Сочинение «Мой любимый, родной человек».

5. Оценка      

         1.  Какое (какие) из рассмотренных произведений вы считаете для себя самыми значимыми? Почему?

         6. Зачётная работа

«Декабристы в Тюменском крае»

  1. Назовите писателей нашего края, рассказывающих о судьбах декабристов, сосланных в Сибирь.
  2. Кто из декабристов, лучших людей России, жил в нашем крае? Чем они занимались?
  3. В каких городах нашего края жили декабристы? Какую роль они внесли в образование и просвещение нашего края?
  4. Назовите поэтов, писателей России, чьи имена связаны с нашим краем?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультатива "История родного края"

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «История родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в об...

Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

рабочая программа кружка "История родного края"

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...

Рабочая программа по истории родного (Орловского) края

Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...

Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....

Рабочая программа по истории родного края 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...

Рабочая программа кружка "История родного края"

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...