Коррекционно-развивающее занятие «В поисках пропавшего времени»
план-конспект

Киселева Кристина Юрьевна

Коррекционно-развивающее занятие «В поисках пропавшего времени» для обучающихся с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kiseleva_k.yu_.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Коррекционно-развивающее занятие

«В поисках пропавшего времени»

      Киселева Кристина Юрьевна

                                                                                 Учитель-дефектолог

Пгт Излучинск, 2020 г.

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема: «В поисках пропавшего времени».

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 2-го класса для обучающихся сзадержкой психического развития.

Тип: интегрированное, комбинированное занятие

Вид: смешанный

Цель: создание психолого-развивающее пространства, как благоприятное условие для усвоения детьми пространственных и временных представлений.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- корригировать и развивать представления о временных понятиях, последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

- развивать психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности: память, внимание, воображение.

- Развивать мыслительные операции: обобщение, классификацию, анализ, синтез.

- Способствовать расширению словарного запаса.

- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Время»;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Основные термины и понятия: времена года, месяцы, дни недели, части суток, календарь.

Методы: словесный ( беседа), наглядный (метод иллюстраций, демонстраций), аудиовизуальный, практический (метод  упражнений); репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,  работа с текстом,  работа по инструкции, работа в группах,   диалогический, методы технологии развития критического мышления: «кластер», «корзина идей».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная установка, презентация, пазлы, дискомфортные дорожки.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Вводный (мотивационно-организационный этап)

Задача:

Организовать обучающихся через привлечение внимания к актуальной для них проблеме. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.

1 Организация деятельности обучающихся.

- Приветствие обучающихся.

Раздается звонок (под подушкой спрятан будильник).

 - Что это такое?

 - Когда это происходит?

Зафиксировать внимание ребят на слове  - УТРО

 - А почему эта ситуация произошла сейчас у нас на занятии?

 - Как вы думаете, с чем это связано?

Эмоционально настраиваются на работу.

 - Звенит будильник.

 - Утром, когда мы встаем в школу.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: актуализировать пространтсвенно - временные представления учащихся.

2.1.Формулировка темы занятия.

2.1.1.На слайде  - незаконченное предложение «В поисках пропавшего …»

Вопросы:

- Ребята, догадались ли вы о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

2.1.2. Проверить правы вы или нет, нам поможет игра «Бабочка».

На слайде  - таблица с буквами, учитель диктует ходы:

  1. Наша бабочка полетела на 2 клетки вверх, запишите букву
  2. На 2 клетки вниз, запишите букву,
  3. на 1 клетку вверх, на 2 клетки влево, на 1 клетку вниз, запишите букву
  4. на 1 клетку вниз, на 1 клетку вправо, на 1 клетку вверх, запишите букву,
  5. на 1 клетку вниз.

 - Какое слово у вас получилось?

Итак, давайте озвучим тему нашего занятия.

- Какова цель нашего занятия? Что бы вам хотелось узнать, повторить, сделать на занятии?

  1. Прием «Рюкзак гениальных идей».

Учитель записывает ответы детей и складывает их в «Рюкзак».

– В конце урок мы проверим, удалось ли нам всё это выполнить,

Результат: Проблема обозначена. Визуально проведена подготовка класса к работе

Дети высказывают свои предположения, формулируют тему  урока.

Дети мысленно передвигают «бабочку» в нужном направлении и записывают полученные буквы: В Р Е М Я

 - «В поисках времени»

Дети высказывают свои предположения, формулируют цели занятия.

  1. Основной (информационно-аналитический) этап.

1.        Установить правильность и осознанность усвоения детьми изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов, неверных представлений.

2.        Стимулировать обучающихся к овладению приемами снятия эмоционального напряжения, способами запоминания.

3.1.

3.1.1. Беседа

 - Итак, ребята, прозвенел будильник, вы встали, выполнили зарядку, позавтракали. Я предлагая вам отправиться в поход на поиск клада.

  - Изучите свой маршрутный лист. – Сколько этапов вам предстоит пройти?

- За каждое выполненное задание вы будете получать пазлы, из которых в конце урока соберете картинку – сюрприз. А также будете оценивать свою работу на занятии на лесенке успеха (демонстрация на доске) и у себя в маршрутном листе в колонке «Самооценка».

А чтобы начать путь, вам необходимо перейти проезжую часть. Чтобы ваш путь был безопасным, чем вы обычно пользуетесь? (слайд с правилами дорожного движения).

 

3.1.2. Упражнение «Путаница»

 - Прочитайте 1 – ое задание. Выйдите к доске. Сейчас вы будете работать в группе.

Инструкция к заданию:

Прочитайте рассыпанные на доске  слова. Распределите их на группы. Обратите внимание на картинки-подсказки.

Проверка на озвученных слайдах. (сообщается информация о группах предметов, уточняется какие именно из них пригодятся в походе).

Самооценка работы в группе.

За выполненную работу ребята получают пазлы с названием времен года и месяцев, которые учитель размещает на доске.

3.1.3. Беседа.

Солнце утро растопило,

Света много напустило,

И зверей загнало в тень,

Наступил ребята …


 - Чтобы пройти эту дорожку и получить подсказку, необходимо разгадать шифр – найти спрятанные слова.

3.1.4. Упражнение «Спрятанные слова»

 Учащимся раздаются индивидуальные карточки, в которых необходимо просматривая буквы, подчеркнуть встретившиеся слова.

ПЯТНИЦАМИМСРЕДАСОСТЕНА

РЫЛКБИЧЕТВЕРГНКГССУББОТАПЫЛМНПОНЕДЕЛЬНИКСПИОБУЧНКЮТИВЛЙЬВВОСКРЕДЕНЬСЕНЬЕТРМИАРУЩЦЛФЫВВАЧППИИТТ

Проверка:

 - Прочитайте какие слова вы нашли.

 - Что вы о них можете сказать?

 - Перечислите последовательно все дни недели, какого дня здесь не хватает?

 - Где можно проверить правильность ваших ответов? (слайд)

 - возьмите в руки листок с «Лесенкой успеха» и оцените свою работу на данном этапе.

За выполненную работу ребята получают пазл с надписью ДНИ НЕДЕЛИ

3.1.5. Беседа.

 - Ребята, мы с вами на середине пути. Когда путники устают в дороге, они останавливаются на привал.

 - Вот сейчас мы Вам тоже предлагаем отдохнуть.

3.1.7. Упражнения «Отдыхаем весело».

 1). Упражнения «Расправляем одеяло» - необходимо расправить пальцами 2 комка смятой бумаги, делая это одновременно правой и левой рукой.

2).  «Рубим дрова» - ребенок последовательно меняет положение рук кулак – ребро-ладонь.

 - Самооценка.

3.1.8. Беседа

 - Давайте вспомним, что еще делают туристы в походе?

 - Действительно, варят обед. А какая еда является одной из самых полезных и сытных? - конечно, же является каша.

 - А из чего варят каши?

3.1.9. Упражнение «Каша «Дружба»

Перед детьми на тарелочках лежат различные крупы: гречневая, пшенная, рисовая, горох, манная.

А на партах мешочки, в которых спрятана та или иная крупа.

Детям предлагается посмотреть внимательно на крупы, обратить внимание на их форму, размер, запомнить названия, а затем наощупь определить какая же из круп спрятана в их мешочках.

У одного из ребят попадает мешочек с макаронами.

Перед ребятами рассыпанные макароны различной формы, размера, цвета. Необходимо распределить их на группы.

Проверка:

 - Сколько групп у вас получилось?

 - По какому признаку распределяли?

Самооценка работы.

3.1.10. Беседа

 - День завершился,

А ночь не пришла,

А, что между ними,

Кто скажет друзья?

Ответ: Вечер


 - Нам необходимо добраться до конца пути. Там вас ждет подсказка и награда. Помогите путникам найти на карте нужную дорогу (работают с картой) - упражнение «Лабиринт».

 - Чтобы пройти до нужного места необходимо преодолеть ручей (ходьба по дискомфортным дорожкам).

 - Вот вы и на месте! Какие вы молодцы, преодолели столько заданий. Наверное устали? (самооценка  обучающимися своего состояния).

- А тем временем, обратите внимание, что произошло вокруг  - на слайде изображение «Звездная ночь в лесу».

Синее одеяло.

Чёрным стало.
Покрылось Мошками
С золотыми ножками…(Ночь)

Проверка: правильно ли вы ответили проверим с помощью игры «Угадай мелодию»

Звучит фрагмент мелодии «Спят усталые игрушки»

Дети получают последний пазл с надписью и картинками «Части суток».

Самооценка работы.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети получают инструкционную карту к уроку «Маршрутный лист»

- четыре.

- изучают «Лесенку успеха»

- Правила дорожного движения

Учащиеся, совещаясь, выполняют задания на интерактивной доске. Распределяют слова по группам: игрушки; вещи, необходимые в походе; вещи необходимые в школе.

Учащиеся слушают. Анализируют свою работу в группе.

В листе самооценки фиксируют результат своей работы.

 - День

 

Дети работают на карточнках, подчеркивают встретившиеся слова.

Дети определяют, что эти слова обозначают дни недели, 1 слово – лишнее – день.

 «Лесенка успеха»

Проверяют работу по дневнику, оценивают свою работу на лесенке и в листе самооценки.

 «Отдыхаем весело» - обучающиеся выполняют нейропсихологические задания, для развития межполушарного взаимодействия:

 - Обедаем

 - Из гречки, риса, гороха и других круп.

Определяют крупы.

Один из ребят определяет, что в его мешочке находится что-то другое, не похожее на крупы. (макароны)

Работа по подгруппам – сортировка макарон по форме.

Ребята работают в группах , распределяю макароны в группы по цвету, форме, размеру.

- Вечер.

 

- Работа в парах  упражнение «Лабиринт»

- ходят по дискомфортным дорожкам

Рассказывают о признаках ночного времени суток.

 - ночь

- получают последний пазл

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Задачи:

 1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь.

2.  Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей развивающей работы.

 4.1. Рефлексия

4.1.1. «Пазлы»

 - Давайте соберем все пазлы и вспомним, что мы делали сегодня на занятии.

 4.1.2.Приём «Рюкзак гениальных идей».

 - Давайте проверим, совпали ли ваши предположения с тем, чем мы занимались на занятии. (учитель вытаскивает и зачитывает карточки, помещенные в рюкзак в начале занятия).

Самооценка работы на уроке по сигнальным карточкам.

4.1.3. Прием «Сюрприз».

 - А теперь, ребята, я вам открою один секрет, если мы перевернём эти пазлы, то увидим картинку, на которой изображен всего лишь один предмет, который объединяет в себя все вот эти понятия: и времена года, и месяцы, и дни недели, и части суток.  – Может быть кто-то из вас уже догадался о чем идет речь? (календарь)

Учитель переворачивает пазлы, на обратной стороне изображен календарь.

Резерв:- Календарь – это система отсчета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео» провозглашать и «календариум» долговая книга.

 - откуда появилось выражение круглый год?

По форме в древние времена календарь напоминал круг. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются.

В память об этом занятии детям дарят календарики.

 Прощание. Благодарность за работу.

Пазлы:

  1. Времена года
  2. Месяцы
  3. Дни недели
  4. Части суток

- Учитель и дети обсуждают, комментируют.

Оценивают свою работу на всем занятии, анализируя работу на каждом этапе.

Дети высказывают свои предположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

"В поисках пропавшего времени"

laquo;В поисках пропавшего …»...