Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
методическая разработка по теме

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи.

Конспект занятия. 3 класс. Тема: "Полюбуйся весна наступает..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovani_universalnyh_deystviy_pismo.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      ГБОУ  ЦО  №1948 «Лингвист М»

                                                      ЮЗАО  г. Москва

                                                             Учитель – логопед высшей категории  

                                                                       Асеева Ирина Ивановна

   Формирование коммуникативных универсальных действий          

   на коррекционно-развивающих логопедических занятиях  с        

учащимися, имеющими  нарушения  устной и письменной речи.                           

                                                (из опыта работы)

Совершенствование методов обучения в  Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического  мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Как известно, содержание коммуникативных умений многообразно. Это умение передать в речи свои знания о предмете, сделать какое-либо сообщение, выразить отношение к событию, привлечь внимание собеседника к тому или иному  факту; обратиться с приветствием, благодарностью, извинением, просьбой, вопросом; умение предложить помощь, выразить сочувствие, расспросить собеседника, дать эмоциональную оценку какому-либо факту и событию и т. д.

Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые  ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие умения и учебные действия необходимо формировать при проведении коррекционной работы с учащимися  имеющими дисграфические и дислексические нарушения.

 У этих  детей  неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуника тивная и обобщающая функции речи.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распрастранённого предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышенного, увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.

При  первичном  обследовании  устной  речи  выявляю возможности  учащегося в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления рассказов с элементами собственного творчества; определяю способность к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Комплексное исследование связной монологической речи позволяет получить дополнительные данные о степени готовности детей к школьному обучению и разработать индивидуальные и групповые коррекционные занятия; разработать  разные по сложности задания по вариантам.

                Коррекционное обучение предполагает решение, следующих задач:

  1. Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;
  2. Развивать как экспрессивную, так и  импрессивную речь;
  3. Обогащать пассивный и активный словарь;
  4. Совершенствовать грамматический строй речи;
  5. Совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи

      (в частности диалогическую речь);

  1. Учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);
  2. Обучать творческому рассказыванию;
  3. Формировать осознание языковой действительности;
  4. Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух;
  5. Формировать интонационную выразительность.

Такие задачи, как развитие словаря, грамматического строя речи и некоторые другие  успешно решаются в процессе общей коррекционно-развивающей  работы с детьми. Работу по развитию и совершенствованию  монологической и диалогической речи у детей  с 1 класса осуществляю в процессе игровой деятельности (практические задания, упражнения, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры), что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности.

Одним  из начальных этапаов работы является обучение связности высказывания. Использую следующие тренировочные упражнения:

- даётся деформированный текст из 3-4 фраз, дети учатся располагать предложения в логической последовательности;

- данное предложение дополнить другим предложением, логически с ним связанным;

- логическое   продолжение  мысли  (Коля выбежал из дома.  Он….);

- составление связного высказывания по двум-трём опорным вопросам:

«Кто идёт? Куда идёт? Кого встретил?»; с нахождением в контексте предложений, не подходящих по смыслу.

- составление предложений разной структуры.

Далее перехожу к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая

детей  повествованию  (т.е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях  направляю их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность, т.е. специально учу выбирать глаголы  и опираться на них при построении рассказа).

 При описании предметов активно используем на занятиях имена прилагаельные. Провожу работу по формированию умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются при опоре на восприятие, т.е. учащиеся описывают то, что видят перед собой. Но мы используем в описательном рассказе и образы памяти - ребёнок припоминает то, что наблюдал  раньше, и по воспоминаниям даёт описание  одушевлённого или  неодушевлённого предмета.

Учу детей составлять рассказы по серии картинок; соотносить данные вразбивку предложения с определёнными картинками серии; составлять начало и конец повествования; составлять повествование по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без неё и т.д.  На занятиях учащиеся учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках  реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трёх персонажей даёт основание вводить в описание диалог. Учащиеся учатся вести диалоги на разные темы; составляют различные вопросительные предложения по инструкции, речевому образцу, а также путём корректировки высказываний ребёнка другими детьми в процессе живого общения. На занятиях дети знакомятся со стилями речи: разговорным и книжным; учатся отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания; упражняются  в построении высказываний в определённой композиционной форме в зависимости от данного типа и стиля речи; интонационно грамотно их оформлять.

        Для успешного решения задач по повышению уровня общеобразовательной подготовки учащихся необходимо заложить прочный фундамент знаний в начальных классах. Учитель -  логопед активно помогает ученикам в усвоении программного материала, индивидуализируя методы и прёмы их обучения, эффективно осуществляет коррекцию имеющихся у них нарушений устной и письменной речи.

                 

                    Формирование коммуникативных универсальных действий.

                                                            КОНСПЕКТ

                           группового логопедического занятия в  3  классе

                                                                   

Тема: «Полюбуйся: весна наступает…».

Цели:  Формировать коммуникативные универсальные действия:  учить взаимопониманию в процессе активного диалога и работе в коллективе; обмениваться необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности; проверять результат своей работы; развивать связную речь, формировать монологическую и диалогическую речь; формировать  понятия  у учащихся о предложении, тексте; формировать умение подбирать проверочные слова к безударным гласным;  учить мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к русскому слову, языку, природе.

Задачи  урока:

  1. Организовать работу по конструированию образных выражений.
  2. Организовать работу по подбору синонимов.
  3. Учить правильно подбирать проверочные слова к безударным гласным.
  4. Учить  внимательно  относиться к русскому слову, языку.

Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями для  фронтальной и самостоятельной  работ, репродукции известных художников и рисунки детей на тему: «Весна»;  мяч.

                                                   

                                                            Ход урока

1. Организационный момент.

Развитие внимания, зрительной памяти.

На доске предметные картинки:

Муравей, волк, паук, шмель

Ласточка, журавль, курица, грач.

а) Что лишнее в каждом ряду? (убрать лишнюю картинку).

б) Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

(насекомые, перелётные птицы)

в) Вспомните и назовите все картинки на определённую тему.

2. Дыхательная гимнастика.

- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до  5.

- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 7.

 Повторение скороговорки.

- Вдохнули через нос, на выдохе скажем знакомую скороговорку:

                               Журчали ручьи и урчали,

                               Жужжали  шмели над ручьями.

3.  Сообщение  темы  урока.

Вступительное слово логопеда:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о любви к этому удивительному времени года, к окружающему нас миру, к самой жизни. Весна….. Какое это прекрасное время года! Почему весну называют прекрасным временем года?

Предлагает подобрать синоним к слову «прекрасное»

Ученики

рассуждают, высказывают свои мнения  (прелестное, чудесное, очаровательное,

 удивительное).

Логопед:

- Никогда не бывает столько перемен в природе, как весной. Неизъяснимой прелестью наполняется всё вокруг. Природа с каждым днём больше и больше прихорашивается. Она пробуждается, расцветает, звенит, поёт на все голоса.

Послушайте стихотворение  И.С. Никитина

                                Полюбуйся: весна  наступает,

                                Журавли караваном летят,

                                В ярком золоте день утопает,

                                И ручьи по оврагам шумят.

- Это эпиграф к нашему уроку.  

Эпиграф – изречение (цитата) перед произведением, в котором сосредоточена главная мысль, его идея.

- Какую картину представили, слушая поэта И.С. Никитина?

Ученики  словесно  рисуют картины природы.

Логопед

- В каком значении выступает слово «золото»?    (учащиеся рассуждают)

- Какие ещё значения имеет слово «наступает»?  (ответы детей)

4. Составление словосочетаний.

На доске репродукции и фотозарисовки о весне.

Логопед

- Обратите внимание на слова, записанные на доске: капель, проталина, ручьи.

- Что такое проталина? Капель?  (если дети затрудняются, объясняет смысл слов)

- Есть ли связь между весной и данными словами? Найдите её.

Ученики называют признаки весны  (речка темнеет, надувается, скоро «заревёт», солнце светит ярко, плачут сосульки, появляются подснежники и т. д.)

- Какие признаки весны вы ещё можете назвать?

- Подберите и запишите подходящие признаки к данным существительным.

( у каждого ученика индивидуальные карточки со словами-существительными:

Весна (какая?) - ..; подснежник (какой?) - ..; солнце (какое?) - ..;  ручьи (какие?) - .

Ученики  составляют словосочетания и записывают их. Работа проверяется.

5. Физкультминутка.

Игра «Подбери проверочное слово»

(Логопед  говорит слово и отдаёт мяч – ребёнок называет проверочное слово:

 страна– страны; гнездо – гнёзда, плечо – плечи, пятно – пятна, тяну –...)

  1. Работа с текстом.

а) Логопед:

- Послушайте,  как писатель Н. Сладков пишет о проталинах. Читает выразительно текст.

 На всех снежных полянах рыжие пятна-проталины. Это апрельские  веснушки.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь  глазом моргнуть, как все эти

 маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Логопед

- С чем сравниваются весенние проталины? Какое сравнение подобрали бы вы?

Какой вы представляете большую весну?

Ученики рассуждают.

 б)  Логопед  предлагает  ученикам из данных слов составить предложения. Озаглавить текст и  записать в тетрадь. Ученики работают в паре.

 (слова каждого предложения напечатаны на цветной бумаге; ученики вдвоём сначала ищут полоски одинакового цвета, а потом из слов составляют в нужной последовательности предложения).

1)  Растопила, снежные, весна, сугробы;

2)  крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;

3) с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;

4) слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

Взаимопроверка тетрадей.

  6. Итог занятия. - Что нового узнали?

                               - Что больше всего понравилось на занятии?

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...