Современный урок в коррекционной школе в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Спицкая Ольга Тимофеевна

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: современный урок в условиях ФГОС, нетрадиционные формы проведения урока в коррекционной школе. В статье показана роль современного урока  в учебном процессе, раскрыты формы урока и методы обучения детей. Автор затрагивает проблему структурирования урока. От правильной структуры урока и формулировки коррекционно - развивающих задач зависит успешеность усвоения учебного материала обучающимися. Автор приходит к выводу, что независимо от выбранной формы урока, на нём должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Особое внимание уделено формированию правильной самооценки ребёнка через оценку его работы с товарищами и учителем. В статье рассмотрена роль проблемного метода обучения. Акцентируется внимание на умение учителя правильно задавать вопросы обучающимся. Особое внимание уделено классификации вопросов, разработанных М. Ф. Гнездиловым. Автор раскрывает классификации характера обучения. Для успешного обучения школьников рекомендуется использование творческого подхода в работе. Статья предназначена для учителей коррекционных       ( общеобразовательных) школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_korrektsionnoy_shkole_po_fgos.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

     Современный  урок  в  коррекционной школе в соответствии                              

                                    с  требованиями ФГОС.

                                          Аннотация.

    В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: современный урок в условиях ФГОС, нетрадиционные формы проведения урока в коррекционной школе. В статье показана роль современного урока в учебном процессе, раскрыты формы урока и методы обучения детей. Автор затрагивает проблему структурирования урока. От правильной структуры урока и формулировки коррекционно – развивающих задач зависит успешность усвоения учебного материала обучающимися. Автор приходит к выводу, что независимо от выбранной формы  урока, на нём должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Особое внимание уделено формированию правильной самооценки ребёнка через оценку его работы с товарищами и учителем. В статье рассмотрена роль проблемного метода обучения. Акцентируется внимание на умение учителя правильно задавать вопросы обучающимся. Особое внимание уделено классификации вопросов, разработанных М. Ф. Гнездиловым. Автор раскрывает классификации характера обучения. Для успешного обучения школьников рекомендуется использование творческого подхода в работе. Статья предназначена для учителей коррекционных                     ( общеобразовательных) школ  VIII вида.

   Ключевые слова: современный урок, структура урока, коррекционно – развивающие задачи, самооценка ребёнка, проблемный метод, классификация.

  Урок как форма обучения возникла в середине 16 века. Она была обоснована Я. А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности в количестве 30 – 50 человек. В России форма обучения в виде урока закрепилась в 1786 году, уставом Екатерины.  В дальнейшем о важности такой формы обучения писал К. Д. Ушинский, и именно она оказалась самой живучей. Последние годы в современной педагогике стали появляться критичные замечания в адрес урока как формы обучения.  Главный недостаток - это стандартность построения урока, ведущая к формализму знаний. Методисты критикуют однотипность в изучении материала. Вследствие чего у школьников возникает психологический дискомфорт и негативизм к процессу обучения.      

  Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Нужно ли на первое место поставить развитие ребёнка, а на второе обучение? Современный урок должен ,прежде всего, научить ребёнка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное учителем не должно являться основным методом в обучении.  

   В условиях ФГОС современный урок – это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций. И каждая из них у обучающихся вызывает вопросы и удивление. Современный урок – это педагогическое произведение. Учитель вносит в него своё творчество, свой методический почерк.

  По ФГОС  большое внимание уделяется связи обучения с жизнью,  максимальной полезности и применении учебного материала в жизни. На каких –то предметах это сделать проще, на каких – то сложнее. Например, на уроке истории ученику важно понять « что было до меня, что есть сейчас, что может быть после». Важно показать значение личности и её влияние на ход исторических событий.

  Качество урока во многом зависит от того, насколько он хорошо подготовлен. Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока. Существует много классификаций типологий уроков. И она является наиболее распространённой:

  • изучение нового материала;
  • формирование и закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинированный урок.

  Помимо традиционных (стандартных) типов урока существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения уроков: урок – семинар, урок – диспут, урок – дискуссия, урок – лекция и т. п.  Большинство из них не подходят для коррекционных школ. В таких школах лучше использовать следующие типы нестандартных уроков: урок – игра, урок – сказка, урок – путешествие, урок – экскурсия. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозировка  должна быть связана с психофизическими и интеллектуальными способностями обучающихся. Для педагога важно донести до детей понимание того. Где может понадобиться материал изучаемой темы.

    Но игровая подача материала не всегда уместна. Есть темы, при изучении которых игровая форма подачи материала не только не способствует активизации мыслительной деятельности, но и тормозит её.  Независимо от того, каким по типу будет урок, на нём возможно использование элементов урока – диалога. Следует отметить, что диалогическая форма речи легче для ребёнка, и возникла она раньше, чем монологическая. Организуя такую работу, учитель может предстать перед детьми в образе учителя – собеседника и начать диалог фразами: Я никогда этого не видела… Я считаю… Я знаю, что это….

  Определившись с темой и типом урока, учитель формирует цель и задачи. Задач должно быть столько, сколько действительно реально выполнить в течение урока. Формулируя образовательные задачи, педагогу необходимо помнить о том, чему нужно научить на уроке и что для этого нужно сделать. В образовательные задачи закладываются и впоследствии реализуются на уроке теоретические знания и практические умения. Ведь самое главное – чему ребёнок научится на уроке. Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач.  Коррекционно – развивающие задачи надо конкретизировать. Что мы коррегируем и как, с помощью и посредством чего. Например, коррегировать и развивать аналитико – синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста. Особое внимание требует формулировка воспитывающей задачи. Часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи , которые на уроке достаточно сложно реализовать. Если материал урока не позволяет сформулировать воспитывающую задачу: типа показать школьникам важность правильного поведения в лесу, то можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения.

  Далее учитель выбирает ту форму работы, которую он будет использовать  на уроке. По условиям ФГОС , независимо от выбранной формы урока, на уроке должна быть создана  атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Необходимо формирование правильной самооценки ребёнка через оценку его работы с товарищами и учителем.

  Для педагога очень важно определить, с помощью каких методов предстоит достичь поставленные задачи. Использовать один метод изолированно невозможно. При работе комбинируется несколько методов,  и используются они одновременно. Методы – это бусы. Вместе бусины составляют единое целое. Учитель должен умело комбинировать разные методы и чётко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа и цели этапа. В традиционных методах ( словесные, наглядные, практические, репродуктивные, методы проблемного изложения) изначально заложено больше возможностей. Наиболее интересным и продуктивным в современном уроке будет создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

  Выстроив урок, учитель обязан чётко структурировать его, деля на этапы. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным.

 Цель первого этапа – настроить школьников на работу, заинтересовать их. Этап проверки домашнего задания не обязателен. Если же он проводится на уроке, то формы проведения следует периодически менять.  Этап повторения и актуализации знаний является обязательным. Именно на нём будет базироваться новый материал.

  На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала. Интересным и продуктивным для учащихся является тот урок, на котором учитель использует для изложения нового материала метод проблемного обучения, частично – поисковый или исследовательский.

  Очень многое зависит на уроке от умения учителя правильно задавать вопрос обучающемуся. Здесь уместно вспомнить, разработанную М. Ф. Гнездиловым классификацию вопросов.

  1. Вопросы, требующие названия. ( Кто это? Что Это?)
  2. Вопросы, требующие воспроизведения фактов. ( Что делает? Как делает?)
  3. Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений. ( Как делает, медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?)
  4. Вопросы, требующие выяснение причинно – следственных отношений. ( Почему? Зачем?)
  5. Вопросы, требующие обсуждения и приведения доводов.                   ( Нужно ли беречь природу? Докажите. Почему вы так считаете?)

  Весьма продуктивным является приём проговаривания алгоритмов действия.  Это начало думания. На уроке воспитанник должен говорить.

  Существует несколько классификаций характера обучения. Характер инструктивно – авторитарный является наиболее распространённым в школе ( рассказ учителя, чтение текста в учебнике, ответы на вопросы учителя, рассматривание иллюстрации, повторение рассказа учителя). Данный характер обучения не способствует ни познавательной активности школьников, ни формированию положительной мотивации к процессу обучения. Наиболее продуктивным является характер обучения личностно – значимый:

  • постановка предположений;
  • выдвижение проблемы;
  • обсуждение гипотезы;
  • сравнение полученных выводов с текстом учебника                                   ( рассказом учителя);
  • поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО).

 При таком подходе ребятам хочется учиться. Учитель является партнёром и собеседником. Создаются ситуации живого общения, проблемные ситуации. Такой характер обучения более уместен и с точки зрения коммуникативной направленности процесса обучения.

  Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание речевого общения, безусловно, будут способствовать более успешному обучению школьников.

     Тема дружбы в рассказе Л. Н. Толстого « Кавказский пленник»

              ( урок чтения с элементами диспута, 7 класс)

Цель:

  1. продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, развивать навыки анализа художественного произведения;
  2. учить умению работать в группе, формировать умение быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь.
  3. воспитывать способность к осознанию своих трудностей и стремление их к преодолению, умение понимать близких людей и готовность, в случае необходимости, оказать помощь.

Оборудование: текст произведения, портрет писателя, презентация, рисунки обучающихся.

                                       Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

              В классе работают 2 группы.

2. Введение в тему урока с формулировкой проблемы.

Учитель:

- Сегодня на уроке у вас будет возможность поспорить и доказать свою версию.

- Пользуясь рисунками, восстановите последовательность событий в рассказе.   (работа с рисунками)

- Объясните значение пословиц:

    Друг познаётся в беде.                                                                                             Дружбу на деньги не купишь.                                                                                                  Не бросай друга в несчастье.

Учитель:

- как вы понимаете слово ДРУЖБА?

Ученик:

- из толкового словаря С. И. Ожегова: Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

3. Беседа – диспут.

Учитель:

- Обратите внимание на тему урока.

  • Кого в рассказе можно назвать друзьями?

Работа в группах: обсуждение вопроса, высказывание мнений.             Примеры из текста. Учитель обобщает высказанные мнения: « В отношениях этих героев Жилин поступает честно, не предаёт Костылина»

  • Можно утверждать, что Жилин готовился к побегу?

Работа в группах: обсуждение вопроса, высказывание мнений.   Примеры из текста. Учитель делает обобщение.

  • Костылин  - предатель или слабый человек?

Работа в группах. Приводятся примеры из текста. Учитель делает обобщение, обращая внимание на качества героев во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Задание: на карточках записаны черты характера героев, определить, какие черты характеризуют Жилина и Костылина. ( по группам) Благородство, забота о матери, равнодушие к детям, эгоистичное отношение к матери, доброе отношение к детям, предательство Жилина, внимательность к Дине, дружелюбие с горцами.

  • Можно считать Жилина и Дину друзьями?

Работа в группах: обсуждение вопроса, высказывание мнений                                                                                                  Слово учителя: Добрые отношения между людьми помогают в трудных жизненных ситуациях. Постепенно взаимоотношение перерастает в дружбу.

  1. Обобщение материала.

Учитель:

- Обратите внимание на пословицы, о которых мы говорили в начале урока. Кого из героев характеризуют эти пословицы?

- Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть?

- Л. Н. Толстой осуждает войну между народами и считает её бессмысленной. Писатель показал, что для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность ( Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

     5. Чтение стихотворения о дружбе.                                                                                                    Без дружбы жизни нет на свете, -                                                                           Прошу, запомните все это!                                                                                               Друзей цените, берегите,                                                                                             Всем сердцем и душой любите!                                                                                 Общенье, радость им дарите,                                                                                                     За верность их благодарите!

    6. Итог урока.

    1) Чему учит этот рассказ?

    2) Какие качества ценит в человеке Л. Толстой?

     ( Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей)

  1. Домашнее задание.

Рассказать по плану о дружбе Жилина и Дины.

План:

1.Тяжёлые дни плена.

2. Первая встреча Жилина с Диной.

3. Описание её внешности.

4. Благодарность Дины за подарок.

5. Предупреждение об опасности.

6. Помощь Дины.

7. Прощание друзей.

   

 

Список литературы:

  • М. М. Поташник « Требования к современному уроку», методическое пособие, центр методического образования. Москва, 2007 г.
  • А. С. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская « Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителей. М: Просвещение, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектирование урока химии в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЮЗАО и ТиНАО...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...

о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

ОТЧЕТ учителя английского языка Хертек Ульяны Домур-ооловны о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС....

Новые современные технологии в логопедической работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Понятие «Технология» означает способ осуществление, какой - бы то ни было деятельности и используется тогда, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о том, что необходимо усовершенствовать ...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Совершенствование речевых навыков по теме «Мой дом» § Обучающие:  освоить новые лексические единицы по теме и повторить ранее изученные во всех видах речевой деятельности ,...

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...