Новые современные технологии в логопедической работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
методическая разработка

Насонова Татьяна Романовна

Понятие «Технология» означает способ осуществление, какой - бы то ни было деятельности и используется тогда, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о том, что необходимо усовершенствовать способ воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29.03.2016_tehnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые современные технологии в логопедической работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Доклад Насоновой Т.Р.

(логопед высшей категории, детский сад «Акварель»)

Понятие «Технология» означает способ осуществление, какой - бы то ни было деятельности и используется тогда, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о том, что необходимо усовершенствовать способ воздействия.

Федеральные государственные стандарты устанавливают основные принципы, цели и задачи ДО. Закон гласит: государство обязано обеспечить равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Это значит, что дети должны иметь равные возможности для полноценного развития независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).  

Из основных принципов, которые  устанавливает ФГОС ДО я хочу выделить принцип: создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Применительно к нашей деятельности, необходимость использования новых технологий, прежде всего, обусловлено следующим обстоятельством:                        

 - успех педагога возможен в том случаи, если он выигрывает конкуренцию с тем информационном потоком, который обрушивается на ребенка из окружающей среды. Если то, что говорит и делает воспитатель, логопед, будет выглядеть блекло и неинтересно на фоне современного телевидения, компьютерных игр, то  ребенок его просто не воспримет. Если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал то, что мы пытаемся донести до него то, прежде всего, Мы должны быть для него интересны. Это основная причина, почему мы должны осваивать современные технологии. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь, является важным условием для развития интеллекта ребенка, а речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.                                                                                    К сожалению, на сегодняшний день, мы наблюдаем всё большее количество детей, имеющих проблемы речевого развития. Поэтому, можно говорить об актуальности поиска новых средств, повышающих эффективность воспитательной и логопедической работы.

Выбор современных технологий воспитателями и логопедами  нашего детского сада проходит не случайно, а целенаправленно.

Почему у ребенка не развивается речь? Дети с нарушением речи, находясь в речевой среде, слышат речь окружающих, смотрят телевизор, вступают в контакт, и если бы у них все было в порядке, то логопеды были бы не нужны, звуки и речь формировались естественным путем, но этого не происходит.  Можно сказать, что ребенок по тем или иным причинам, не восприимчив к информации, которую получает. Именно поэтому в нашем детском саду разработана целостная система коррекционно – логопедических занятий для детей с речевыми проблемами, которая объединяет различные технологии в единое целое и помогает не моделировать ситуацию, с которой ребенок сталкивается ежедневно, а позволяет успешно проводить курс коррекции.

ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ в специально оборудованном логопедическом кабинете. Кабинет разделен на зоны:

Зона по коррекции произношения

Она содержит: настенное зеркало, перед которым проводятся  артикуляционная и мимическая гимнастики, постановка звуков.

Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) включает в себя:

- игровую зону с набором плоскостных фигур, мягких игрушек, игр для решения коррекционно-развивающих задач.

- учебную зону, для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.

- зону оздоровительно-развивающую (массажный стол для создания кинестезий, релаксации).

 Зона ТСО (технических средств обучения):

- персональный компьютер,

- набор специальных логопедических компьютерных игр.

- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Система занятий основана на зрительном восприятии и рече-слухо - двигательных связях и объединяет как традиционные технологии, так и Современные компьютерные технологии. В систему входят специальные авторские логоритмические игры и упражнения.

Слайд №1 – 4.

Основу системы составляют авторские пособия, разработанные с учетом ФГОС ДО. Данные пособия универсальны и подходят для коррекции различных речевых расстройств. Древняя китайская философ  Конфуций говорил: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Содержание занятий в пособии позволяет ребенку слушать, видеть, запоминать, а так же выполнять задания самостоятельно.

Слайд №5 – 8.

В современных условиях ребенок находится в среде, в которой присутствуют высокоэффективные, и самое главное, приятные в использовании технические источники информации.

В настоящее время увеличивается процент детей, которые используют  компьютер, планшет или смартфон ещё до того, как начинают говорить.

38 % детей в возрасте до 2-х лет используют мобильные устройства»

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр.

В Институте коррекционной педагогики РАО, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. Это программы: “Лента времени”, “Мир за твоим окном”, “В городском дворе”. С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д.

Мной были апробированы некоторые детские компьютерные программы, среди них - “Игры для Тигры”,  «Баба Яга. Коллекция развивающих игр»,

 «Алик. Скоро в школу»; «Планета чисел для малышей»; «Забавные картинки»; «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия»; «Волшебный букварь»; «Флора и фауна»; «Пятачок и разные звери»; «Дракоша и занимательная география»; «Вини - Пух учится читать»; «Вини- Пух в волшебном лесу»; «Дракончик Гоша спасает черепах» и другие.

Необходимо упомянуть о компании «Мерсибо».  Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет  ребёнку заниматься из любого места, где есть интернет и компьютер и  использовать разнообразные упражнения в том числе и на автоматизацию звуков.

Специалисты, использующие в работе компьютерные технологии, обязаны заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния современных технологий на детей.

Ограничения при  использовании КТ определяет врач, но необходимо помнить:

  • при эписиндроме или судорожной готовности нельзя использовать мигающие, сверкающие раздражающие глаз стимулы, а также ритмическую музыку,
  • при работе с возбудимыми детьми время игры должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику,
  • при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Практически сразу, при разработке комбинированного занятия с использованием НИТ, стало очевидно, что не всегда возможно использовать готовый игровой материал. Это обусловлено тем, что первостепенным является единый замысел, поэтому потребовались разработки принципиально нового игрового материала, чтобы обеспечить точное соответствие теме занятия. .На данный момент разработаны  более 30 компьютерных игр и презентаций, которые хорошо вписываются в структуру занятий и помогают решать необходимые коррекционно-развивающие задачи.

Слайд №9 – 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроке математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Из опыта использования Case - технологии на уроке математики. Материал содержит презентацию....

Технологическая карта для логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта - документ, который помогает спланировать и организовать  деятельность учителя и  образовательный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС в виде графическог...

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения...

Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....

Программа самообразования по теме: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения»

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования, поэтому самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности. Совершенствование качества обучени...