Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы
методическая разработка на тему

Аксенова Елена Михайловна

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produktivnaya_deyatelnost.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы

Учитель-дефектолог Аксенова Е.М.

Для организации работы дефектолога в качестве руководства может быть использована Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л. Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной и Н.Д. Соколовой, рекомендации по организации и содержанию специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии У.В. Ульенковой, О.В. Лебедевой, лечебно-педагогические программы и разработки специалистов Центра лечебной педагогики г.Москвы.

Для того чтобы продуктивная деятельность стала коррекционно-развивающим средством, она должна быть организована с учётом закономерностей её развития, общих для нормы и патологии, а также с учётом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом.

Успехи проблемных детей (и особенно детей с интеллектуальной недостаточностью) в овладении продуктивной деятельностью зависят от способов обучения в гораздо большей степени, чем это имеет место у нормально развивающихся сверстников.

Поэтому вопрос выбора адекватных методов содержания и обучения является чрезвычайно важным. Чтобы правильно построить обучение проблемных детей продуктивной деятельности нужно хорошо представлять её возрастное своеобразие.

Уделяя внимание вопросам использования продуктивной деятельности в работе дефектолога необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о создании условий, необходимых для успешного формирования продуктивной деятельности и остановиться на изложении содержания и методов работы на начальном этапе, когда идёт интенсивная работа по созданию предпосылок к овладению продуктивными видами деятельности.

Известно, что переход к более сложным видам деятельности осуществляется постепенно. В основу теории и практики дошкольного воспитания и обучения был положен принцип последовательного формирования основных видов детской деятельности с ориентировкой на её развитие в норме. В недрах игры, рисования, конструирования вызревают необходимые предпосылки для возникновения принципиально новой учебной деятельности.

Коррекционная работа, направленная на развитие деятельности, должна основываться на закономерностях формирования деятельности ребёнка в онтогенезе, описанных в работах отечественных психологов (Фрадкина Ф. И., Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б. и др.). Произвольная предметная деятельность формируется у детей, начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной формируется орудийная (с применением орудий труда), а затем и продуктивная деятельность.

Нарушения развития зачастую возникают на ранних этапах формирования действий с предметами (например, из-за резко сниженной или ненаправленной исследовательской активности ребёнка), и тогда орудийная и продуктивная виды предметной деятельности могут не сформироваться вообще или обладать существенными изъянами, которые невозможно исправить без коррекционных занятий.

При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и накопление отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций. В ходе возрастного развития ребёнка его деятельность меняется от ненаправленной активности к направленной, а затем, по мере становления самосознания, появляется возможность самоорганизации, постановки целей, планирования и контроля собственной деятельности. Важно учитывать эти закономерности развития при составлении индивидуальной коррекционной программы ребёнка. В противном случае существует опасность того, что целью занятий станет просто механическое стереотипное воспроизведение отработанного навыка. Важно, чтобы за выполнением ребёнком отдельных операций стояло определённое содержание.

В ходе овладения продуктивной деятельностью создаются условия для более полного накопления детьми чувственного опыта. Дети не только знакомятся с многообразием свойств предметного мира, но и учатся выполнять довольно сложные действия, требующие опоры на эти свойства.

На занятиях продуктивной деятельностью ребёнок не просто овладевает определённым навыком, а получает возможность реализовать свой творческий потенциал. Это особенно важно для детей с тяжёлыми нарушениями развития, которые в силу объективных причин вряд ли смогут воспользоваться некоторыми навыками самостоятельно.

У ребёнка с отклонениями в развитии нарушение деятельности может происходить на разных возрастных этапах. Важно правильно определить причину, лежащую в основе этих нарушений, так как внешне разные нарушения могут выглядеть совершенно одинаково. Например, недостаток сенсорного опыта (ребёнок боится взять незнакомый предмет) и проблемы эмоционально- волевой сферы (ребёнок не может осуществить целенаправленное действие) будут проявляться в том, что ребёнок не выполняет конкретную операцию. Но программы коррекционной работы, а также педагогические приёмы в этих случаях будут различны.

Таким образом, в зависимости от конкретных проблем ребёнка разрабатывается индивидуальный план коррекционных занятий. Для правильной диагностики сформированности деятельности ребёнка необходим подготовительный этап, на котором определяются основные проблемы и формулируются коррекционные задачи.

К основным задачам относятся следующие:

  • формирование положительного отношения ребёнка к занятиям;
  • развитие собственной активности ребёнка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Первая задача, которую приходится решать дефектологу на коррекционных занятиях – налаживание эмоционального контакта с ребёнком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие дефектолога с ребёнком в процессе совместной деятельности. Без умения ребёнка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребёнка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими.

Важно постоянно поддерживать собственную активность ребёнка, так как развитие продуктивной деятельности невозможно без активного и сознательного участия ребёнка в процессе.

Одним из показателей активности ребёнка является его положительное отношение к заданию. Если у ребёнка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как усталость ребёнка может вызвать переход к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т.п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше.

У ребёнка может быть свой темп восприятия материала, свой темп деятельности, поэтому дефектолог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции.

Дефектолог должен учитывать особенности темперамента ребёнка. Например, у активного ребёнка творческий процесс происходит интенсивно, он быстро входит в работу, быстро её заканчивает, быстро переключается на другую деятельность. Поэтому для него нужно приготовить все материалы заранее, вовремя предложить тему, иначе его внимание переключится на что-нибудь другое, интерес может иссякнуть. Ребёнок медлительный, наоборот, нуждается в большем количестве времени, в возможности более скрупулёзной работы.

Ребёнку хорошо предложить различные сопутствующие продуктивной деятельности поручения, в которых он может быть успешен (навести порядок, разложить бумагу по цвету, инструменты, расставить бутылочки с клеем, вытереть стол). Очень значимы здесь востребованность порученного дела, признание его важности и последующая похвала. Всё это, сопровождая основную продуктивную деятельность, создаёт дополнительный положительный настрой, повышает мотивацию, способствует поднятию самооценки ребёнка.

Поднятию самооценки ребёнка способствует также поощрение и похвала ребёнка в процессе совместной продуктивной деятельности. Дефектолог должен помнить, что неуверенного в себе ребёнка нельзя критиковать, нельзя говорить, что он сделал что-то плохо, если у него ослаблена мотивация и не сформированы умения. В то же время хвалить ребёнка можно и за его действия, и за их результат. В процессе совместной продуктивной деятельности полезно сравнивать действия ребёнка с его предыдущими действиями, подчёркивая его достижения. Положительная оценка достижений ребёнка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности.

Дефектолог поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребёнок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребёнка то, что он может сделать сам.

С поддержанием активности ребёнка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребёнок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребёнком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребёнка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную. Цель индивидуальной коррекционной программы для каждого ребёнка – постепенное изменение мотивации от сенсорной к игровой, от игровой – к учебной.

На первых занятиях поддерживается чёткая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженное начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определённые задания связаны с определённым местом или предметом.

Длительность занятия обычно возрастает постепенно. Для каждого ребёнка она индивидуальна и зависит от его возможностей. Рекомендуется начинать занятия с 10-15 минут и постепенно увеличивать время занятия, а иногда наоборот – сокращать занятие в зависимости от состояния ребёнка. Важно, чтобы занятие заканчивалось до того, как ребёнок устал или у него пропал интерес к заданию, тогда в следующий раз он придёт на занятие с удовольствием.

Занятие организуется таким образом, чтобы предоставить ребёнку максимальную свободу выбора. Часто в связи с общей проблемой избирательности или нарушением интеллекта ребёнок не может самостоятельно сделать осознанный выбор. Тогда дефектолог специально учит этому ребёнка, начиная с выбора из двух вариантов. Обучение включает в себя объяснение, демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребёнком, а потом и в самостоятельном действии.

Самостоятельность ребёнка предполагает совершение пусть небольшого, несложного, но выбора (темы, средств, предмета (поделки), цвета бумаги, следующего задания и др.). Увеличение самостоятельных действий ребёнка значительно расширяет круг его возможностей.

Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого меняется вид деятельности, включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребёнку) и устраиваются минуты отдыха.

Многие сложные операции могут упрощаться при использовании специальных инструментов (например, существуют самооткрывающиеся ножницы с пружинкой). Важно правильно оценить целесообразность использования таких инструментов. Часто после упрощённых инструментов ребёнок отказывается пользоваться обычными, хотя вполне может ими работать. Поэтому лучше помогать овладению обычными инструментами, чем использовать специальные (или использовать их на начальных этапах формирования навыка работы с ножницами).

Очень важно, чтобы успехи ребёнка оценивались не только педагогом, но и родителями, когда он приносит свои поделки домой. Это хорошая поддержка стремления ребёнка делать что-нибудь дома и возможность находить новые формы общения в совместной деятельности. Необходимо обучать родителей совместному с ребёнком творчеству и правильному отношению к ребёнку в процессе продуктивной деятельности.

Общее направление организации практических действий ребёнка на занятиях продуктивной деятельностью выглядит так: от действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу, к индивидуальным инициативам ребёнка; от цели, поставленной педагогом, к индивидуальному целеобразованию; от оценки педагога к индивидуальной самооценке; от поощрения педагога к личной радости ребёнка от успешно сделанного.

Такая направленность в организации практических действий детей обеспечивает реализацию основных принципов коррекции.

Таким образом, в процессе продуктивной деятельности (наряду с развитием других видов деятельности) при определённых педагогических условиях организации, способствующих реализации возрастных особенностей ребёнка, могут быть обеспечены предпосылки к овладению школьной учебной деятельностью.

В результате коррекционно-развивающей работы с использованием продуктивной деятельности у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать своё поведение, концентрировать внимание на предложенной ему деятельности, отмечается положительная  динамика в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер и речи.

Достижение этих целей делает возможным переход ребёнка на новый уровень развития, что предполагает готовность его к элементарной целенаправленной учебной деятельности.

Таким образом, интегративный подход к организации коррекционных занятий с использованием продуктивной деятельности позволяет значительно повысить результативность работы дефектолога, а обеспечение деятельностного подхода к организации и коррекции нарушений развития и поведения детей является одним из путей совершенствования качества образовательного процесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

Индивидуальная интегрированная программа коррекционной работы дефектолога и педагогов дополнительного образования с ребёнком с ЗППР и нарушением ОДА

Программа предназначена для специалистов дошкольного образовательного учреждения при условии соответствующей квалификации кадров и нацелена на развитие и коррекцию детей с диагнозом задержка психорече...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей с ОВЗ по принципу «Сделай себя сам»

Особенностью воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование воспитанников, что возможно в условия...

Коррекционная работа дефектолога в условиях дистанционного обучения

Коррекционная работа дефектолога в условиях дистанционного обучения...