Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему

Гаврилова Наталья Викторовна
Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для понимания обучающимися.Трудности при решении задач на работу связанны с непониманием смысла самой задачи. Преодолеть эти трудности можно изучением специфической схемы действий в решении задач на совместную работу, записанную в виде таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия курса  внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме  «Решение задач на работу», подготовленного учителем математики  МБОУ «Гимназия №24» Гавриловой Натальей Викторовной в 9 классе «А»

Цель занятия: совершенствование практических навыков решения задач на совместную работу;

формирование умения математического моделирования текстовых задач, понимание способов решения и схематизация условия; развитие интереса к предмету через решение задач; формирование логического, системного мышления, развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций анализ, синтез, сравнение, обобщение;

формирование внимательности и аккуратности в вычислениях; воспитание чувства взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Подготовка к ОГЭ.

      Познавательные  УД.

Проводить сравнение, осуществлять анализ объектов: свойства, существенные и несущественные признаки, связи.

Регулятивные УД.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Коммуникативные УД.

Развивать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

Уважение к личности, ее достоинству.

Формы проведения занятия: групповая

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с для работы в группах.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А вот вам старинная задача из математической рукописи XYII века.

«Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый:

— Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года.

А другой молвил:

— Я бы поставил его в шесть лет.

Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Тема нашего занятия: «Решение задач на работу».

Какие цели вы поставите перед собой на этом занятии? Предполагаемый ответ: вспомнить алгоритм решения задач на работу и научиться использовать его при решении задач. (Научится решать задачи такого типа).

  1. Актуализация знаний

В задачах на работу речь идёт, как правило, о какой-то деятельности. Трубы заполняют бассейн, комбайнёры убирают урожай, строители строят дом, животные вместе съедают корм так далее. Деятельность может быть любая. Задачи на работу нам знакомы, нередко предлагаются на итоговой аттестации. Поняв принцип решения задач подобного типы, вы не растеряетесь и на экзамене.

Назовите основные величины в задачах на работу. (Работа, производительность труда и время).

Объём работы будем обозначать буквой A,   время мы будем обозначать стандартно - буквой t, а производительность  - буквой  http://l.wordpress.com/latex.php?latex=p&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

Давайте вспомним основные формулы, которые понадобятся нам для решения задач на работу и проведем аналогию с задачами на движение, решение которых мы рассматривали на предыдущем занятии, ведь алгоритмы решения этих задач очень похожи.  Вы распределены на 3 группы. Каждая группа получает задание.

Задание для 1 группы:

Ответить на вопрос: по какой формуле находится объём работы, в чем он измеряется? С какой величиной в задачах на движение можно сравнить объём работы?

Объём работы. Сколько сделано деталей, налито воды, вспахано полей и так далее. Измеряется, соответственно, в тех единицах, о которых идёт речь в задаче. В деталях, литрах, полях и т.д. http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A%3Dp%20%5Ccdot%20t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

Задание для 2 группы:

Ответить на вопрос: что такое производительность, в чем она измеряется? По какой формуле находится производительность? Можно ли сравнивать производительности и что это сравнение показывает? С какой величиной в задачах на движение можно сравнить производительность?

Производительность – это работа, выполненная за единицу времени (иначе, скорость работы). По сути, это просто скорость работы. Чем больше производительность, тем быстрее будет выполнена работа.

Задание для 3 группы:

Что такое время, в каких единицах измеряется? По какой формуле в задачах на работу находится время?

Время - это время выполнения работы. Измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и так далее.

Все задачи на работу можно условно разделить на две группы: ― задачи, в которых выполняемый объем работы известен или его нужно определить (например, количество изготовленных деталей, количество гектар вспаханной земли, объем бассейна и т.д.); ― задачи, в которых вообще не сказано, какая работа выполняется или эта работа задана неявно (в таких задачах зачастую задано только время). На сегодняшнем занятии мы разберем алгоритм решения задач на совместную работу.

Если объем работы не важен в задаче и нет никаких данных, позволяющих его найти — работа принимается за единицу. Построен дом (один). Написана книга (одна).

При совместной работе складывается не время работы, а производительность.

Решение задач на совместную работу упрощается, если условие оформить в виде таблицы.

  1. Решение задач

Задание для 1 группы: решить старинную задачу, предложенную в начале занятия.

Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый:

— Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года.

А другой молвил:

— Я бы поставил его в шесть лет.

Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?

Производительность (Р),

(часть работы за год)

Время работы (t),

(годы)

Объём работы (А),

(двор)

1 плотник

3

1

2 плотник

6

1

вместе

?

1

Решение:

(часть двора за год) – производительность 1плотника.

 (часть двора за год) – производительность 2 плотника.

      Общая производительность:

(часть двора за год)

1 ׃ = 2 (года) два плотника поставят двор, работая вместе.

Ответ: 2 года.

Часто в задачах на работу встречаются задачи на трубы и бассейны, решение которых, вообще говоря, не имеет никаких специфических черт по сравнению с другими задачами на совместную работу. Математическая модель остается той же.

Задача для 2 группы:

Первая труба заполняет бассейн за 6 часов, вторая – за 4 часа. За какое время обе трубы заполнят бассейн, работая вместе?

Производительность (Р),

(часть работы за час)

Время работы (t),

(час.)

Объём работы (А),

(бассейн)

1 труба

6

1

2 труба

4

1

Обе трубы одновременно

?

1

 Решение:

      Общая производительность:

1:  = 2,4 (ч.)

Ответ: за 2,4 часа обе трубы заполнят бассейн, работая вместе.

Умение решать задачи на работу может очень пригодиться в практической жизни.

Задача для 3 группы:

На птицеферму привезли корм, которого хватило бы уткам на 30 дней, а гусям на 45 дней. На сколько дней хватит привезенного корма уткам и гусям вместе?

Производительность (Р),

(часть корма за день)

Время работы (t),

(дней)

Объём работы (А),

(корм)

Утки

30

1

Гуси

45

1

Вместе

?

1

 Решение:

      Общая производительность:

1:  = 18 (дней)

Ответ: за 18 дней.

Вашему вниманию предлагаю задачу из второй части ОГЭ.

Игорь и Паша могут покрасить забор за 20 часов, Паша и Володя — за 21 час, а Володя и Игорь за 28 часов. За какое время покрасят забор мальчики, работая втроем. 

Производительность (Р),

(часть работы за час)

Время работы (t),

(час.)

Объём работы (А),

(забор)

И+П

20

1

П+В

21

1

В+И

28

1

вместе

?

1

Решение:

Заполним первые три строки таблицы. Здесь у вас не должно быть сомнений. При совместной работе производительности складываются. Но при нахождении величин из в столбце производительность, мы получим совместную производительность двух Игорей, двух Павлов, двух Владимиров, если можно так выразиться. Поэтому совместная производительность ребят равна

Тогда мальчики покрасят забор за 1:=15 часов.

Ответ: 15 часов

                                                                 

Подведение итогов. Рефлексия

1. Задачи какого типа мы решали на нашем занятии?

2. Достигли ли мы цель нашего занятия?

Решение задач на совместную работу

Справочный материал

А - работа, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A%3Dp%20%5Ccdot%20t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

t - время, t=А:Р,

p- производительность это работа, выполненная за единицу времени (аналог скорости), 

Р =А: t.

Если в задаче не известен объём работы -  принимай его за 1.

При совместной работе производительности складываются.

Задание для 1 группы:

Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый:

— Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года.

А другой молвил:

— Я бы поставил его в шесть лет.

Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?

Производительность (Р),

(часть работы за год)

Время работы (t),

(годы)

Объём работы (А),

(двор)

1 плотник

2 плотник

Вместе

Решение:

Ответ:

Задача для 2 группы:

Первая труба заполняет бассейн за 6 часов, вторая – за 4 часа. За какое время обе трубы заполнят бассейн, работая вместе?

Производительность (Р),

(часть работы за час)

Время работы (t),

(час.)

Объём работы (А),

(бассейн)

1 труба

2 труба

Обе трубы одновременно

 Решение:

   

 

Ответ:

Задача для 3 группы:

На птицеферму привезли корм, которого хватило бы уткам на 30 дней, а гусям на 45 дней. На сколько дней хватит привезенного корма уткам и гусям вместе?

Производительность (Р),

(часть корма за день)

Время работы (t),

(дней)

Объём работы (А),

(корм)

Утки

Гуси

Вместе

 Решение:

Ответ:

Решить задачу:

Игорь и Паша могут покрасить забор за 20 часов, Паша и Володя — за 21 час, а Володя и Игорь за 28 часов. За какое время покрасят забор мальчики, работая втроем. 

Производительность (Р),

(часть работы за час)

Время работы (t),

(час.)

Объём работы (А),

(забор)

И+П

П+В

В+И

Вместе

Решение:

Ответ:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если Вы хотите научиться плавать, То смело входите в воду, А если хотите научиться решать задачи, То решайте их! Математик и педагог Дьёрдь Пойа (1887-1985)

Слайд 2

Старинная задача из математической рукописи XVII века: «Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый: — Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года. А другой молвил: — Я бы поставил его в шесть лет. Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?»

Слайд 3

Решение задач на работу

Слайд 4

А - объём работы t - время p- производительность

Слайд 5

Если в задаче не известен объём работы - принимай его за 1. При совместной работе производительности складываются.

Слайд 6

Задача для 1 группы: решить старинную задачу, предложенную в начале занятия. Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый: — Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года. А другой молвил: — Я бы поставил его в шесть лет. Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор? Задача для 2 группы: Первая труба заполняет бассейн за 6 часов, вторая – за 4 часа. За какое время обе трубы заполнят бассейн, работая вместе? Задача для 3 группы: На птицеферму привезли корм, которого хватило бы уткам на 30 дней, а гусям на 45 дней. На сколько дней хватит привезенного корма уткам и гусям вместе? Работа в группах

Слайд 7

Игорь и Паша могут по­кра­сить забор за 20 часов, Паша и Во­ло­дя — за 21 час, а Во­ло­дя и Игорь за 28 часов. За какое время по­кра­сят забор мальчики, ра­бо­тая втроем.

Слайд 8

Продолжить фразу… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Методика решения задач повышенного уровня сложности по планиметрии (на примере №18 - С4 ЕГЭ)"

Материал предназначен для оказания практической помощи учителям математики в решении геометрических задач повышенного уровня сложности и для обмена педагогическим опытом....

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Элективный курс по химии "Решение задач повышенного уровня сложности"

Курс предназначен для 10 профильного класса, рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются расчетные и экспериментальные задачи, задания №30-34 из ЕГЭ....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Решение задач повышенного уровня сложности"

Рабочая программа  составлена на  60 учебных часов ( 2 часа в неделю), для дополнительного образования по математике в профильном классе. Предназначена для учащихся интересующихся математико...

Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"

Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"Рабочая программа составлена для изучения математики в профильных классах. Может быть использована в 9 и в...

Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа

Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...