Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.
статья по теме

Левченко Галина Викторовна

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литературы.

 

Ключевые слова: дизартрия, речевое развитие,  младший школьный возраст, художественно-речевая деятельность, коррекционная работа, коррекционно-развивающей логопедической деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией,

 средствами художественной литературы

 

Левченко Галина Викторовна

учитель-логопед МБОУ ВСОШ № 2 п. Веселый

Веселовского района Ростовской области

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литературы.

Ключевые слова: дизартрия, речевое развитие,  младший школьный возраст, художественно-речевая деятельность, коррекционная работа, коррекционно-развивающей логопедической деятельность.

Нарушения речи препятствуют свободной коммуникации и социализации ребенка. По ряду причин число детей, страдающих речевыми нарушениями  возрaстает. В настоящее время большой процент речевых нарушений относится к детям младшего школьного возраста страдающим дизартрией [7].

Проблемой  развития речи детей младшего школьного возрaста страдающих  дизартрией зaнимались такие исследователи как Е.М. Мaстюкова, М.С. Мaргулис, О.В. Прaвдина, И.И. Панченко, Е.А. Флерина и С.А. Мирoнова, Р.А. Вульф и Г.Б. Мухина, В.И. Селиверстов, А.А. Малышко, Л.Г. Парамоновой, Е.Я. Савчук, О.С. Ушаковой и другие  [5,9,4,6].

Многие авторы, занимающиеся проблемой развития речи при дизартирии обращают внимание, что у большинства детей с данной симптоматикой отмечaется соматическaя ослабленность и замедленное рaзвитие локомоторных функций, им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и лoвкости их выполнения.

В своих исследованиях авторы говорят, что  для коррекции речевого развития детей с дизартрией необходимо применять в работе  художественное слово, использование русских народных сказок, потешек, поговорок, загадок и других фольклорных форм, а также художественной литературы.

Так, Е.А. Флерина акцентирует внимание на то, что средствами художественного слова ребенок практически начинает oвладеваеть еще до школы, до усвоения грамматических правил и продолжает в начальной школе.

При этом, Р.А. Вульф и Г.Б. Мухина [1,2]  особое значение отводят рабoте, направленной на формирование творческой художественно-речевoй деятельности, используя материал русских народных сказок.

А  С.А. Мирoнова и  В.И. Селиверстов [3] предлагают использoвать для развития речи детей младшего школьного возраста малые фольклoрные формы и особое значение придают использованию детских загадок, так как они требуют от детей повышенного внимания к речевым оттенкам и решению умственных задач.

Коррекции речи средствами художественной литературы уделяется огромное внимание в исследованиях А.А. Малышко, Л.Г. Парамоновой, Е.Я. Савчук, О.С. Ушаковой [3,4,8,10]. Ими разработаны отдельные приемы использования различных литературных форм в работе с детьми с дизартрией.

С целью разработать и апробировать основные направления работы по коррекции речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста с дизартрией нами был проведен эксперимент на базе МБОУ СОШ №2 п. Веселый Веселовского района Ростовской области. В нем приняли участие 10 детей младшего школьного возраста, страдающих дизартрией. Логопедическая работа была представлена фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными занятиями, которые проводились по разработанной нами тематике.

В своей работе, в качестве средства речевого развития детей экспериментальной группы мы использовали художественную литературу.

Содержанием коррекционного направления нашей деятельности являлась логопедическая работа, которая строилась по трем направлениям: обогащение предметного словаря; словаря действий; словаря признаков.

Нами использовались упражнения, игры, в которых ребенок приобретал навыки в подборе синонимов глаголов, образование прилагательных от существительных, образование существительных, обозначающих профессии, образование синонимов прилагательных, образование наречий от прилагательных, образование анонимов глаголов; велась работа над проблемами лексического развития, характерных для всех детей.

В системе коррекционной работы было предусмотрено взаимодействие логопеда, психолога и воспитателя по решению поставленной цели. С целью достижения наилучшего результата была изменена пространственно-предметная развивающая среда. Совместная деятельность проходила в форме литературных вечеров, праздников, развлечений, в созданной литературной гостиной. В ней, с помощью аудио и видео техники, литературное произведение дети могли прослушать и увидеть. Также, в среде дети могли подобрать выразительные слова, обозначенные знаками и символами к предметам, которые их окружали.

Результаты проведенного эксперимента показали, что использование литературных произведений, загадок, потешек, песенок  в работе с детьми с дизартрией, дало положительные результаты, что потвердило  эффективность проведенной нами работы по коррекции речевого недоразвития у детей с дизартрией младшего школьного возраста.

Значительно увеличился процент детей с высоким уровнем развития так на начало нашей работы он составлял 12,5, тогда как после проведения эксперимента составил уже 25%. При этом, значительно уменьшился процент детей, чье лексического развитие соответствовало уровню развития «ниже среднего» с 30% до 5%.

Таким образом, мы можем считать, что использование художественной литературы в коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми с дизартрией способствует успешному речевому развитию детей, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

 Список литературы

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М., 2006.
  2. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. // М., Перспектива, 2008
  3. Миронова С. Основные требования к отбору и построению содержания обучения детей с речевым недоразвитием. // Дошкольное воспитание.2005, № 7.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 2007.
  5. Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-на-Дону. Изд. РГПУ. 2007.
  6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Сохина А.В. М., Просвещение, 2009.
  7.  Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников. // Дефектология. 2005. № 4.
  8. Юдина Н. Художественная литература в работе с детьми логопедических групп. // Дошкольное воспитание. 2004. № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение

краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...

Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....

Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )

Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....

Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...

Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...