Особенности детской речи от года до семи лет
консультация по теме

Григорьева Татьяна Аркадьевна

В данной статье подробно описывается развитие ребенка в норме от года до семи лет, что должен знать и уметь ребенок на каждом этапе своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_detskoy_rechi_doshkolnogo_vozrasta.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

Консультация для родителей:

Особенности детской речи от года до семи лет

                                                   Подготовила:

Учитель – логопед Григорьева Т. А.

Саранск

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Уважаемые родители!  Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период младенец прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном произношении звуки: а, у, и, м, п, б, н, т, к, г. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных  слов – и с помощью речи.

 

К 1 году 6 месяцам ребенок может:

• выделять и обозначать (что говорит о понимании речи) себя, других людей, различные предметы, т. е. знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;

• выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза,

уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то всё показывает;

• понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись

спать, садись, будем одеваться, пойдём гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, одень, открой, закрой и т.д.);

• понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают

сказку, используя игрушечных животных).

   Для двухлетнего ребенка является несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков, смягчение отдельных согласных, нечеткое произнесение с пропуском отдельных звуков неумение четко сохранять слоговую структуру слова. У некоторых детей отмечается слабый тихий голос. К концу второго года жизни речь еще далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов; усвоение лишь тех названий предметов, с которыми  имеет постоянное отношение; отсутствие правильных грамматических связей между словами  

К концу второго года жизни ребенок:

• совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже

может различать возраст и пол окружающих людей ( девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);

• знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой – маленький), цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный), знает назначение предметов («Из чашки пьют чай»);

• начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это

очень важно для регуляции повеления ребенка;

• понимает и может выполнять несложные поручения из двух - тpёx действий

(«Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);

• может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

Третий год жизни ребенка отмечается в потребности общения со взросллыми и сверстниками. Произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слое со стечением нескольких согласных, поэтому речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не могут громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация. К трем годам некоторые дети могут правильно произноситьбольшинство звуков родного языка, кроме «р» и шипящих. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например,заменяют шипящие и твердые свистящие звуки звуками «ть», «дь», межзубное или призубное произнесение звуков «с», «з», нечеткая речь  с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи.

      Происходит интенсивное накопление словаря. Увеличивается число называемых предметов. Овладевает элементарным грамматическим строем родного языка: падежные окончания, формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. Все реже использует звукоподражательные слова и однословные предложения.

      Одновремннно с развитием речи развивается мышление, память, воображение  ребенка.

Четвертый год жизни ребенка отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения  о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними.Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, речь других еще далека от совершенства.

          На 4 – ом году жизни дети обычно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность глубже познать окружающий мир вынуждает малыша все чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами(«Что это?», «Как называется?», «Зачем?» и т. д.Однако следует помнить, что у детей 4 – го года жизни еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

           К концу 4 – го года жизни словарный запас ребенка достигает 1500 – 2000 слов. Разнообразней сановится словарь и в качественном отношении.В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов(холодный, твердый, хороший), числительные (один, два).Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами).К концу года нередко использует притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).Однако и теперь в самостоятельной речи еще не пользуется собирательными существительными (одежда, овощи). Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: « Это огурец». Иногда ребенок, не зная названия предмета, употребляет ,наоборот, обобщающие слова: «Видел дерево (а не березу или сосну).

          Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими.

Но нередко он испытывает трудности из – за недостаточности и бедности словаря,когда надо передать содержание чужой речи пересказать сказку,рассказ,передать событие, участником которого он был сам. Здесь он часто допускает неточности.

        В процессе овладения новыми словами малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить  более тесную связь между прдметом и словом, его обозначающим, стремиться по – своему осознать названия некоторых предметов, т. е. у  ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблятьслова, которые отсутствуют в родном языке (лопатка – коатка).

       Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из 4 – х и более слов.В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные).В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе(«Чашки стоят на столе»).В этом  возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, появляются краткие причастия.

       Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова  по аналогии с другими.Однако такие изменения не всегда удачны.Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно прилагательные с существительныеми среднего рода; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания –ов, - ев на другие склонения ( дом – домов, ручка – ручков); часто допускаются ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («На пальте пуговица оторвалась»); неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

      В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может пересказать содержание прочитанной ему сказки.Речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию; понять их без дополнительных вопросов не всегда можно, еще нет той развернутости в высказывании, котрая характерна для монологической речи. Ребенок 4 – го года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают.Имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по оъему стихотворения, потешки, при многократном чтении одной и той же сказки может почти дословно передать содержание, часто не понимая смысла слов.

      На 4 – ом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных(«с – сь»). Дети все чаще начинают  верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 и более). Некоторые дети начинают сосредоточивать внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

       Со стороны зкукопроизношения отмечается появление многих звуков.Большинсво детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки «ы, э, х», приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется «ц» (некоторые лишь приближают к норме и в 3 года произносят его как «тц» или «тс»).У некоторых появляются звуки позднего онтогенеза ( «ш, ж, ч, щ, р,л»), но как правило,большинство детей не прозносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими (ш-с, ж-з,ч- ц, щ- сь).Сонорные «р, рь, л» заменяются на «й или ль».

     С появлением шипящих наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносят и в тех словах, где их употребление неуместно («капушта», «клизовник»). Однако такие замены чаще наблюдаются во вновь овладеваемых словах, в давно усвоенных словах ребенок может по – прежнему произносить вместо шипяших свистящие звуки.

      В многосложных словах, сосбенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают,  звуки, слоги, переставляют их (пожалуйста – «пожаста»,температура – «тематура»).Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают верно сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши в состоянии произнести гласные а, у, и на одном выдохе в течение 3 – 5секунд и более.

       В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса,темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних,отвечает им очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко.Дети неплохо перенимают интонацию и передают ее верно, подражая речи взрослых.

       Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что он еще не может правильно произнести некоторые звуки, он подмечает неправильность произношения у своих сверстников, но в этом возрасте он еще не в состоянии осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа»- репа) хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова: би – гудит машина, пи – пищит мышонок).

       К концу 4 – го года жизни произношение детей значительно улучшается,закрепляется правильное произношение свистящих, начинают появляться шипящие, а у некоторых – р,л. Однако у большинства еще отмечаются различные несовершенства звукопризношения: отсутствие шипящих, р, л, что еще не является патологией в речевом развити. В этом возрасте дети могут допускать ошибки: неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правилльным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных.

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушать ответы взрослых.Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

     Увеличение активного словаря (от 2500 – 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов,отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные ( голубой, оранжевый, темный), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире ре                   бенок использует наречия, личные местоимения (часто  используют в роли подлежащего), сложные предлоги  (из – под, около), появляются собирательные существительные (посуда,одежда и т. д.), однако их ребенок употребляет еще очень редко.Свое высказывание 4  - хлетний ребенок строит из 2 -3 и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще мало.

      Рост словаря, употребление ребенком более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные  и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

        В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст сказки.

         У 4 – хлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить сходство в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов (Маша – каша).Некоторые дети, замечая неправильности в прозношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

         В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2 – 4 хстишия.Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка  внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

         На 5 – ом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

         В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчивое произношение определенных групп звуков, н – р свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, н – р свистящими и шипящими одновременно, звуками л, р: старушка, лаборатория. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несовершенство звукопрозношения со временем  исчезает.

         На 5 – м году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это доступно, конечно, лишь в том случае, если в прешествующих возрастных группах  у детей развивалось фонематическое восприятие.

         Достаточно развитой речевой слух ребенка  дает ему возможность различать в речи взрослых (если дано в сравнении) повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности, передавая в сказочных ситуациях.

         Подражая взрослым, дети могут и сами воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова, правильно выдерживть паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Дети в состоянии говорить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса  с учетом содержания высказывания.

        Удлиняется  выдох ребенка. Гласные звуки он способен произносить в течение 3 – 7 сек., свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (2 – 5 сек.).

     К концу 5 – го года жизни многие дети правильно произносят все звуки, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У некоторых отмечается искаженное произнесение звуков с, з (межзубно), звука р (дрожание мягкого неба). Такие дети нуждаются в специальной помощи.

На 6 – ом году жизни ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки  в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними , временнные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей редметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко использовать. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить  точное количество усвоенных слов за данный период  очень трудно. К концу 6 – го года жизни ребенок более тонко дифференцирует обобщающие существительные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса  слов переходят в активный словарь.

        Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошим показателем  овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова, подбирать наибольшее количество прилагательных к определенным существительным, наречий, подбирать близкие по смыслу слова.

        Предлагая такие задания,  нетрудно убедиться, что словарь ребенка все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слов, близких по смыслу, дети этого возраста подбирают еще немного и не всегда удачно. Ошибки  в употреблении слов возможны при пересказах сказок, когда ребеноквкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов ( вместо предлога между используют слова в середине).

        Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На 6 – ом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В этом возрасте предложения в структурном отношении значительно усложняются не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных, возрастает их объем. Все реже ребенок допускает ошибки  в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов, образует прилагательные от существительных.

           Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец. В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

         

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы слушателем его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание на основных деталях, второстепенные, менее важные часто опускает.

          На 6 – ом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны способны правильно  произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается  правильное усвоение шипящих звуков, «р», «л». С их усвоением они начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

           В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость своего высказывания с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом , но при пересказах речь детей часто замедленна за счет длительных и необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением, они в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорят громче и быстрее обычного.

           Используя образец выразительного чтения художественных произведений, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением  интонационных средств выразителтности, они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям.

            Более продолжительным становится выдох. Так, на одном выдохе дети могут произнести гласные звуки а, у, и в течение 4 – 8 с (при свободном выдохе в течение 4 – 6секунд).

              Однако не все 6 – ие дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах произношение с – ш, р – л. Такое смешение звуков чаще наблюдется при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» - сушка), но почти не встречается ошибок при произнесениислов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятсядетьми не всегда четко. Ясность, внятность речи во многом зависит и от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5 – 6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшается звукопроизношение, дикция.

          Пятилетний  ребенок имеет достаточно развитой фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Например, они не смешивают звуки «к – р», «ш – л», т. е. звуки акустически и артикуляционно контрастные, но недостаточно четко различают звонкие и глухие  согласные, твердые и мягкие, шипящие и свистящие.

           Произношение 6 – х  детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося они еще недостаточно четко дифференцируют («с – ш). Но к  7 – ми годам  при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.

Речь ребенка седьмого года жизни в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

       Расширяется многозначность употребления слов(чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбиратьсинонимы, которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая сходство и различие ( белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи  при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категорями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

         На  7 – ом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логоически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения , чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.

         Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, установления определенной последовательности в выполнении тех или иных действий.

          В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы,  иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (н - р : существительные и прилагаельные в роде и числе), употребляют падежные окончания ( трудности возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

          Произносительная сторона речи ребенка 7 – го года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности.

          Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки  элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах,одбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (н – р: звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в слоах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

         Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу речь ребенка еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системырусского языка, наличии множества исключений  из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить

            Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как «ц» и «с», звонких и глухих, твердых и мягких, «р», «л», свистящих и шипящих.

           У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще «р», «л», свистящих, шипящих), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности.

          Так как между восприятием речи  и формированием звукокроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют  и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет, усвоение звукового анализа слов, овладение которым необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

         Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную

речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуются монологической речью: способен пересказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку  при поступлении в школу успешно овладевать програмным материалом.

     В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его вцелом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться и в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Литература:

 Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).

Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Разви...

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни

Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....

"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"

В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены  причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...