Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

 Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Развивая логическое мышление, учитель формирует художественно-образное мышление, развивая эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivopis.docx305.08 КБ

Предварительный просмотр:

                  МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  1. Тема урока:  Сезоны года на полотнах русских художников (обобщение климатических особенностей России по сезонам года).

2.   УМК используемый  для подготовки и проведения урока

Учебник А.И. Алексеев. География.  8 класс. - М.: Просвещение

Атлас по географии. 8 класс. - М.Просвещение

3. Необходимые ресурсы

Климатическая и физическая карты России. Репродукции картин художников

Шишкин  И.И.  «Осень». 1892.   Бродский И.И.  «Летний сад осенью».    Левитан И.И.  «Дорога в деревне» 1897.  Компьютер и интерактивная доска. Раздаточный материал для учащихся с репродукциями картин.

Пояснение к выбору картин:  необходимо осторожно и тщательно отнестись к выбору картин, так как картины художников трудно рассказать. В картинах запечатлелись боль, мысли и чувства авторов. Изображая природу, художник не только удивительно тонко воссоздает ее красоту, но умеет передать настроение человека. Художник замечает и старается со всей эффектностью передать необычные, таинственные и полные величия моменты жизни природы. Привлечение искусства на уроки географии не самоцель, а средство для создания географических образов и воспитания у школьников богатство духовного мира. В процессе обучения географии искусство используется для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы.

4. Ведущая идея урока:   Используя опорные знания по теме «Климат России», выявить взаимосвязь географии и живописи, найти отражение географической обоснованности изображаемых объектов природы и времён года на картинах русских художников.

   

5. Планируемые результаты урока: - развитие умения выявлять причинно-следственные связи, развитие пространственного мышления;                                                                                                                                                                                                                     - развитие коммуникативных навыков;                                                                                                                                                             - развитие познавательного интереса и географического  мышления учащихся;                                                                                                         - воспитание экологической культуры и эстетического восприятия географических явлений природы через живопись;                      - воспитание социально-активной личности через общение в группах.

6. Этапы урока:

 - мотивационный этап

Фаза вызова – учащиеся распределены по группам (сезоны года). На столах репродукции картин, атласы, листы А4 на каждого.

Учитель: мы изучили климат России. О чём мы будем говорить сегодня, используя раздаточный материал?  После высказываний учащихся, делает вывод – используя опорные знания по изученной теме, выявить взаимосвязь географии и живописи.

- содержательно-технологический этап

Осмысление –

Задание:  Рассмотрите репродукции картин русских художников (рассмотрено на примере одной группы – осень).

                                

  1. Бродский И.И.  Летний сад осенью.
  2. Шишкин И.И.  Осень. 1892
  3. Левитан И.И. Дорога в деревне. 1894

Проведите анализ картин и составьте научное обоснование. Результаты оформите в виде таблицы.

Вопросы: Какой сезон года изображён на картинах, назовите признаки;

                  Какой период осени (ранняя, середина, поздняя) . По каким признакам вы это определили?

В таблице сравните состояние неба, растительности, поверхности почвы, приблизительно температуру воздуха.

Подумайте, есть ли несоответсвия изображения осени на картинах и действительности. Обоснуйте.

- рефлексивный этап

                 Представьте, что картины написаны в одном месяце и раставьте их на климатической карте России по регионам с разным типом климата.

7. Заключение   Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Развивая логическое мышление, учитель формирует художественно-образное мышление, развивая эстетический вкус.

           

 

   

   

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Новое Время – новые реалии! В современном общеобразовательном учреждении школьный музей стал поистине «музейной редкостью»: ни времени у учителя нет, ни поддержки администрации школы как моральной, та...

Музейно-педагогическая деятельность в формировании гражданина России.

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, представляет собой музей как единую образовательную систему. Она зародилась в начале XX века и взяла на себя...

"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного ...

Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане"

             Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане" содержит изображения использо...

«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

 Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать по...

Технологическая карта дефектологического занятия "Сезоны года"

Технологическая карта дефектологического занятия  "Сезоны года"...